Джаз – мой родной язык

Тошико Акийоши. 1978


ДС: Новости приходят без спросу, вторгаясь в нашу жизнь, смешивая все карты, все планы. Скрипт «Времени Джаза» был почти готов, когда пришло известие о том, что в Норуолке, штат Коннектикут, по дороге к кардиологу, скончался Дейв Брубек. Дейв был не просто великим джазменом, пианистом, лидером и композитором, он был иконой джаза и современной музыки. Настоящий, без голливудских заскоков, ковбой в юности, он стал одним из самых рафинированных джазменов века. Под влиянием матери-пианистки, он начинал с Арнольда Шёнберга, прошел курс композиции у Дариуса Мийо и лишь затем собрал свой первый джазовый октет. Говорить о Дейве Брубеке скороговоркой бессмысленно. Ему будет посвящено «Время Джаза» на следующей неделе.

Dave Brubeck - Take Five – 5:27 (Dave Brubeck - Time Out – Columbia)

ДС: - «Take Five», записанная в 59 году квартетом Дейва Брубека композиция (счет 5 на 4) Пола Дезмонда, ставшая абсолютной джазовой классикой. Дейв Брубек – рояль и лидер; Дезмонд – альт-саксофон; Джин Райт – контрабас и Джо Морелло – ударные.
Всё остальное о Дейве Брубеке – через неделю.

А теперь назад на музыкальные просторы «Времени Джаза».

ДС: На холодном ветру трепещет и собирается улететь декабрьская афиша джаза. Вернее календарная страница, размером с афишу. Как обычно, два последних уикенда декабря заняты песнопениями и танцами вокруг елки. А меж тем на афише, хоть кропай петитом, тьма плодов мартовской любви. В первую очередь в декабре щедрый урожай пианистов. И каких! Дейв Брубек! МаКой Тайнер, Тошико Акийоши, всё тот же, привет нашему слушателю из «аптеки, что за углом» Ёрл Хайнс, Уинтон Келли, Бобби Тиммонс и под самый занавес года – Петруч, Мишель Петруччиани. И это только пианисты. Джимми Смис родился 8 декабря. Дональд Бёрд – 9-го. «Голубые Глаза» (Франк Синатра), Джо Уилльямс, Гровэр Уашингтон - 12го. Далее: Кларк Терри, Флетчер Хендерсон, Боб Брукмайер, Чет Бейкер, Кид Ори, Джимми Холл, Кэб Кэлоуэй и Джона Джоунз…
А в запасе всего лишь два, два скромных уикенда!
Что ж, будем, как нам и положено – импровизировать!
Для тех же, кто слушает нас LIVE или в подкасте впервые, скажу, что это «Время Джаза» с сайта «Свободы» - www.svoboda.org. У микрофона в обещающем стать черно-белым Париже ваш ДС.


Toshiko Akiyoshi - Minor Mood – 4:18 (Toshiko Akiyoshi - The Many Sides Of Toshiko - Verve)

ДС: - «Minor Mood» или «Midnight Lament», «Грустное настроение, Полночная жалоба» - композиция Ахмада Караба Салима. Тошико Акийоши – рояль; Ёджин Черико – контрабас и Джейк Ханна – ударные. Трио Тошико Акийоши было записано в Нью-Йорке, 4 октября 57 года.
Тошико Акийоши родилась 12 декабря 1929 года в совершенно невероятных для джазменов краях, в портовом городе Дайрен в Маньчжурии, которая была в ту эпоху марионеточным японским государством. Тошико Акийоши с семи лет изучала классическое фортепьяно. Она рассказывала Лену Лайонсу, что её «первый учитель был весьма посредственным, но это не имело значения, так как в самом начале всё равно играешь упражнения и этюды Карла Черни или Шарля Луи Анона. Самое главное – рано начать. В противном случае музыка не станет твоей второй натурой. Нужны и автоматические рефлексы, и нужны мускулы рук и пальцев».
В более поздние годы Тошико Акийоши говорила, что пианист подобен атлету, ему нужны накаченные мускулы и живая реакция. Когда она стала больше времени уделять композиции, сочинительству, она потеряла спортивную форму и должна была наверстывать, что было не трудно, играя по несколько часов в день.
Отмечу, что случай Тошико Акийоши особенный: это хрупкая маленькая японка с крошечными пальцами, чьим джазовым учителем уже в Токио, куда семья вынуждена была переехать, так как Япония проиграла войну, был пластиночный Тедди Уилсон, а позже - Бад Пауэлл.

Toshiko Akiyoshi - Softly As In A Morning Sunrise – 4:05 (Toshiko Akiyoshi - The Toshiko Trio - Storyville)

ДС: «Softly As In A Morning Sunrise», «Нежно, как на рассвете» - стандарт Ромберга и Хаммерстайна. Тошико Акийоши – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Эд Сигпэн – ударные. Запись сделана для «Storyville» в 54 году.
Родители Тошико Акийоши потеряли всё, что имели в Маньчжурии и деньги для них в Японии стали главной проблемой. Тошико было пятнадцать лет, когда она начала играть с небольшим комбо (саксофон, аккордеон, скрипка и ударные) - на танцах. Это был хоть небольшой, но заработок. Джазом для нее была одна единственная пластинка на 78 оборотов: Тедди Уилсон - «Sweet Lorain». Она слушала пластинку и училась импровизировать. Через какое-то время она уже играла в больших оркестрах, а через два года собрала собственный квартет с альт-саксофонистом Садао Ватанабе. Теперь она слушала пластинки Сонни Роллинса и Майлза Дейвиса, внимательно изучала работу ударников: Макса Роуча, Арта Тейлора и Роя Хайнса. Джазовое фортепьяно – перкуссионный инструмент. Ударники всегда были источником новых знаний для молодой пианистки.

ДС - Открыл Тошико Акийоши Оскар Питерсон. Он был в Японии вместе с продюсером Нормэном Грэнцом на знаменитых гастролях, превративших Грэнца в миллионера, «Джаз в филармониях». Послушав Тошико Акийоши, Питерсон позвал Грэнца. Нормэн разделил энтузиазм Оскара, и они решили, не откладывая в долгий ящик, тут же записать пианистку. Причем щедрый Оскар подарил ей по этому случаю, но лишь на один сеанс, своих: контрабасиста и ударника. Это была первая пластинка Тошико Акийоши, но она принесла ей стипендию в музыкальной школе в Бёркли, Бостон, что в свою очередь привело её в популярнейший бостонский клуб Джорджа Уэйна, устроителя ньюпортских фестивалей, «Storyville Club».
В компании друзей, в семейном кругу или же в полном одиночестве, вы слушаете еженедельное «Время Джаза» - с сайта «Свободы» в прямом эфире или же в подкасте. Адрес «Времени Джаза»: www.svoboda.org . У микрофона в Лютеции Дмитрий Савицкий.

Toshiko Akiyoshi - Tempus Fugit – 4:12 (Toshiko Akiyoshi - Remembering Bud-Cleopatra's Dream – Evidence)

ДС: «Tempus Fugit», «Время летит» - афоризм этот первоначально появился в поэме Вергилия. С тех пор мы деликатно подменяем намёк на старение этим воздушным «время, увы, летит…» В данном случае композиция любимого пианиста Тошико Акийоши – Бада Пауэла.
Состав: Тошико Акийоши – рояль и лидер; Рей Драммонд – контрабас и Льюис Нэш – ударные. Трио было записано Руди ван Гельдером 1 августа 90-го года в Хакенсаке.
В Бостоне в 59 году Тошико Акийоши вышла замуж за саксофониста Чарли Мариано, с которым она успешно гастролировала по городам и весям Америки и в Японии. Авторитет её рос, она играла отныне соло или же в составе малых комбо: трио и квартеты. Играла она и с большими оркестрами хотя в 71 году в Карнеги-Холле она играла со свом квартетом.
С оркестром флейтиста и саксофониста Лу Табакина, который стал её вторым мужем, Тошико Акийоши, ушла в сочинительство, в композицию. Вместе они записали 23 альбома. Тошико и Лу (на российских сайтах его называют и Лью) переехали на Западное Побережье и обосновались в Лос-Анджелесе. С работой было не легко и в конце восьмидесятых они вернулись на Восточное побережье, в Нью-Йорк. Они играли на фестивалях в Ньюпорте, в Европе: в Марсиаке и Ницце, регулярно записывались, и, хотя коммерчески были лишь относительно удачны, они пять раз завоевывали призы критиков «Даунбита» в категории «Оркестр Года».
С годами Тошико Акийоши освободилась от груза влияния Бада Пауэла. Она продолжала играть с удивительной пылкостью и, не переставала удивлять и публику, и профессионалов (при ее то пальцах!) - энергией и силой. При этом ей не чужда была импрессионистическая легкость и романтизм близкий к Биллу Эвансу. Она вводила в свои композиции японские мотивы, но фильм, снятый про неё в 84 году, носил недвусмысленное название – «Джаз мой родной язык».

Toshiko Akiyoshi & Lew Tabakin Big Band - Elegy – 9:13 (Toshiko Akiyoshi & Lew Tabakin Big Band - Kogun – RCA)

ДС: - «Elegy», «Элегия» - композиция Тошико Акийоши. Большой оркестр Тошико Акийоши и Лу Табакина, их, записанный в апреле 74 года в Голливуде и дважды премированный диск, «Kogun». Лу Табакин играл на тенор-саксофоне, его жена, само собой, на фортепьяно.
Тошико Акийоши сегодня впервые прозвучала в эфире «Свободы». В истории джаза, надеюсь, вы со мной согласны, не должно быть белых пятен.

ДС - У Дональда Бёрда было два типично новоорлеанских, как у креолов, французских имени, хоть он и родился в Детройте: Тусан и Л’Увертюр (Всех Святых и, буквально, Увертюра, Открытие…). Дональд Бёрд трубач пост-клиффорд-брауновской эпохи, как его называют историки джаза, утонченный и энергичный джазмен хард-бопа, ставший позже звездой фанк-джаза и преподавателем музыки в нескольких университетах. Нужно чётко делить творческую карьеру Бёрда на три периода: первый - хард-боп, «Вестники Джаза», sideman у Джона Колтрейна, Сонни Роллинса и Реда Гарлэнда; работа у Макса Роуча, контракт на многие годы с «Blue Note», союз с баритон-саксофонистом Пэппэр Адамсом, учёба у Нади Буланжэ в Париже, начало преподавательской деятельности, увлечение африканским фольклором и второй: джаз-фьюжн по следам Майлза Дейвиса, фанк, потеря поклонников в лагере джазовых пуристов и необыкновенная популярность у фанк-фанов; и, наконец, третий - в самом конце 80-х возвращение к хард-бопу и неожиданное увлечение джаз-рэпом…
Если вы опоздали к началу этого «Времени Джаза» - не беда! Вы можете скачать подкаст этой и предыдущих передач с нашего сайта www.svoboda.org . Ищите «Время Джаза» в рубрике «Подкасты». Там же вы сможете оставить ваши комменты и выставить вашему ДС – оценки. Этого всегда ценно.
А теперь сам Дональдсон Бёрд-Второй:

Donald Byrd - Carol - 5:40 (Donald Byrd - Byrd in Flight - Blue Note)

ДС: «Carol». Так как название пишется с большой буквы, трудного угадать, что это – женское имя или «кэрол», рождественский хорал, хотя по ритму, по звучанию это скорее джазовая баллада… Дональд Бёрд – труба; Хэнк Моубли – тенор-саксофон; Дюк Пирсон – рояль; Даг Уоткинс – контрабас и Лекс Хамфрис – ударные. Руди ван Гельдер, Инглвуд Клиффс, 10 июля 60 года. Само собой «Blue Note», LP «Byrd in Flight», хотя Byrd и пишется не как «Птица», а через «y - уай».
Дональд Бёрд родился 9 декабря 32 года, в Детройте, штат Мичиган. Его отец был священником методисткой церкви и - музыкантом-любителем. Сам же Дональд начал играть профессионально сразу же по окончанию школы. У него уже был опыт – он играл в духовой секции оркестра Лайонела Хэмптона.
Как мы не раз уже видели на примерах других джазменов, в армии, точнее в ВВС, Бёрд играл в полковом оркестре. Демобилизовавшись, он продолжил свое обучение и в 54 году получил степень бакалавра на музыкальном факультете государственного университете Уейна. В 55-м, уже в Нью-Йорке, он получает степень магистра в Манхэттенской школе музыки. Какое-то время он играет в комбо пианиста Джорджа Уоллингтона, но Арт Блейки перехватывает его, предлагая место, которое занимал до него его идол Клиффорд Браун в «Jazz Messengers». Дональд Бёрд не задержался в комбо «Вестников» и перешел к ударнику Максу Роучу – опять же на место Клиффорда Брауна. Это был плодотворный период, во время которого Бёрду и довелось играть с такими гигантами, как Роллинс, МакЛин, Сильвер, Гриффин и Трейн.

Donald Byrd - Slow Drag – 9:44 (DONALD BYRD - Slow Drag - Blue Note)

ДС: - «Slow Drag». Вариант перевода - «Медленная Затяжка»…, композиция Дональда Бёрда, труба и лидер. Сонни Рэд – альт-саксофон; Сэдэр Уолтон – рояль; Уолтэр Букер – контрабас и Билли Хиггинс – ударные и вокал. Всё ещё «Blue Note», а значит и Руди ван Гельдер. 12 мая 67 года. Руди ван провел ремастеринг в 2001 году.
Дональд Бёрд в роли лидера записал 24 диска на «Blue Note», 22 LP на других фирмах и 91 пластинку, как сайдмэн. В восьмидесятых, частично из-за проблем со здоровьем, он уделял большую часть времени преподаванию, но в 87 году ненадолго вернулся в студию звукозаписи, записав диск с Кенни Гарретом, Мальгрю Миллером, Рюфюсом Ридом и Марвином Смитти Смисом.
Стиль игры Дональда Бёрда – это прежде всего легкая подвижность, текучесть. Его импровизации отрывисты; он не строит сложные лабиринты, не исчезает в разветвлениях, как, скажем, Колтрейн (который, чтобы там не говорил Майлз Дейвис, умел возвращаться, но на новом уровне, к теме). Бёрд не агрессивен, всегда ясен, его фантазия подчеркивает его свободу импровизировать, но в темный лес не заводит. Он остается в лучших соло трубачом хард-бопа, но он полон любопытства и готов экспериментировать с новыми музыкантами. Кстати, это он вывел на сцену пианиста и клавишника Хэрби Хэнкока; он вообще любил играть с молодыми, как в случае его нырка в сентябре 87 года в студию звукозаписи Руди ван Гельдера. Квинтет записал отличный диск, названный по композиции W.C. Хэнди «Гарлемский Блюз».
В последний раз он выступал в прошлом году. Бёрду только исполнилось 80 лет. В сентябре этого года вышел его CD «Перспективы Современного Джаза».

ДС - Стиль игры Дональда Бёрда – это прежде всего легкость, текучесть. Его импровизации отрывисты; он не строит сложные лабиринты, не исчезает в разветвлениях, как, скажем, Колтрейн (который, чтобы там не говорил Майлз Дейвис, умел возвращаться, но на новом уровне, к теме). Бёрд не агрессивен, всегда ясен, его фантазия подчеркивает его свободу импровизировать, но в темный лес не заводит. В лучших своих соло он остается трубачом хард-бопа, но он так же полон любопытства и готов экспериментировать с новыми музыкантами. Кстати, это он вывел на сцену пианиста и клавишника Хэрби Хэнкока! Он вообще любил играть с молодыми, как в случае его нырка в 87 году в студию звукозаписи Руди ван Гельдера. Квинтет в том сентябре записал отличный диск, названный по композиции W.C. Хэнди «Гарлемский Блюз».
Неофитам и случайным путниками эфира скажу, что «Время Джаза» это еженедельная история «американской классической музыки», как называл джаз пианист и композитор, директор музыкального центра им. Линкольна в Нью-Йорке, Билли Тэйлор. Вы без труда найдете «Время Джаза» LIVE или же в подкасте на сайте «Свободы» по адресу www.svoboda.org . У микрофона в Париже – ваш ДС.

Donald Byrd – Stardust – 3:28 (Donald Byrd - With Strings - Lonehill Jazz)

ДС: - «Stardust», «Звездная пыль» Хоаги Кармайкла. И Дональд Бёрд не избежал соблазна записаться со струнами! Бёрд – труба и лидер; Джюлиус Бейкер – флейта; Ромио Пэнкэ – кларнет; Милт Хинтон – контрабас; Ози Джонсон – ударные. Оркестр Клэр Фишер. Запись сделана в Нью-Йорке в 57 году.
Трудно выбрать финальную пьеску из 132 дисков. Наиболее интересные соло Дональда Бёрда разбросаны прежде всего по коллекциям записей Хораса Силвера, Джона Колтрейна, Реда Гарленда, Хэнка Моубли, Пэппэр Адамса, Джаки МакЛина, Арта Фармера и Джиджи Грайса. На мой взгляд, среди лучших дисков записанных на «Blue Note» - «Royal Flush», «A New Perspective», «Byrd in Flight», «Kofi», «Ethiopian Knights», «Street Lady», «Stepping into Tomorrow», «Places and Spaces» и «Caricatures».
Вот вторая пьеса CD «Kofi». В переводе с чви-фанти, на котором говорят жители Ганы и Нигерии, название диска это - «Пятница». Первое соло - тенор-саксофониста Франка Фостера. Второе – Дональда Бёрда.

Donald Byrd – Fufu – 9:39 (Donald Byrd – Kofi – Blue Note)

ДС: «Fufu» - типичное африканское блюдо из корней маниоки. Эта композиция Дональда Бёрда, переносит нас на африканское побережье, в раскаленный город, чью пульсацию рельефно подчеркивает ритм-секция. Сам трубач говорил, что, играя «Fufu», он думал о «Сквере Черной Звезды» в Аккре столице Ганы.
Диск «Kofi» был записан октетом 16 декабря 69 года для «Blue Note» в нью-йоркской студии «A-&-R».
Состав: Бёрд – труба; Уилльям Кэмпбелл – тромбон; Лу Табакин – флейта; Франк Фостер – тенор-саксофон; Дюк Пирсон – синтезатор; Рон Картер – контрабас; Боб Крэншо – электрический контрабас и Айрто – ударные.
Этот диск «Kofi» был последним и переходным от хард-бопа к ритму-и-блюзу и фанку. Скотт Яноу считал, что в «Fufu» Дональд Бёрд играл чрезвычайно близко к Майлзу Дейвису, к его «Bitches Brew», «Сучьей Похлебке», которая была записана на несколько месяцев раньше.
Чистый классический хард-боп Дональд Бёрд больше не играл никогда.
Вот на этом мы и расстанемся. Напомню две вещи: подкасты «Времени Джаза» вы без труда найдете на сайте «Свободы» по адресу www.svoboda.org. И второе: следующий выпуск «Времени Джаза» будет посвящен жизни и творчеству Дейва Брубека, перешедшего в небесный оркестр 5 декабря в возрасте 91 года.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Время джаза