Испанское золото не блестит

Когда-то, еще в начале первого тысячелетия, римляне, которые владели в те времена Испанией, добывали на севере Иберийского полуострова, в Астурии, золото. Много веков рудники, считавшиеся выработанными, были заброшены. Но теперь оказалось, что запасы золота там не только не выработаны, но являются самыми большими в Западной Европе. Однако разработкам препятствует местное население.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Испанское золото не блестит


В муниципальном округе Тапья проживают четыре тысячи человек. Места здесь заповедные: морские пляжи, холмы, покрытые девственным лесом, озера. Традиционное занятие жителей – рыболовство, молочное животноводство и, с недавнего времени, обслуживание многочисленных туристов – испанцев и иностранцев, приезжающих полюбоваться красотами пейзажей и на отдых. Канадскую компанию Astur Gold испанская пресса именует то русско-канадской, то канадской с русским капиталом, то просто «русскими инвеститорами». Ранее Astur Gold называлась «Дягилев». Именно под этим названием она и сделала приобретение в Испании: за 20 миллионов евро купила прииск, принадлежавший ранее местной горнодобывающей компании, в 2010 году.

В компании были убеждены, что инвестиции окупятся, несмотря на то что залежи золота находятся глубоко под землей. Поэтому, собственно, оно и оказалось в свое время недоступным римлянам. По подсчетам горных инженеров, месторождение может дать более 40 тонн драгоценного металла.

Предприниматель Кери Пинковски, собственник компании, ведущей добычу цветных металлов также в России, заявляет, что золото обеспечит небывалое процветание региону, не нанесет никакого вреда природе, поскольку фирма берет на себя все гарантии по ее охране. Открытой разработки, а соответственно, гигантских карьеров, не будет – для добычи будут прорыты подземные тоннели. Представитель компании в Испании Франсиско Лопес Кансио использовал три аргумента, по которым золотодобычу надо начинать как можно скорее. Во-первых, создание новых рабочих местх. Во-вторых, большой доход в виде налогов, который получит как местный муниципалитет, так и региональное правительство Астурии. В-третьих, безопасность производства, поскольку по части защиты природы компания обязалась сделать значительно больше, чем того требует испанское природоохранное законодательство. В Astur Gold понимали, что этот последний вопрос – наиболее болезненный для населения, и именно поэтому старались убедить жителей в том, что их край останется таким же живописным, как и прежде.

Кого-то из жителей Тапья эти аргументы убедили. Главное – они надеялись получить работу на новой шахте, где заработки, в соответствии с обещаниями, должны быть довольно высокими. Однако большинство населения выступило против шахты. Жители поселка развернули бурную протестную кампанию, подключив общества защиты природы и ведущих специалистов по вопросам экологии. Логика в их действиях есть. Неподалеку от Тапья расположен поселок Карлес. Там тоже относительно недавно производилась золотодобыча, правда, не канадской компанией, а местной. Выработав золото, компания ушла, оставив после себя разрытые холмы, отравленные водоемы, высохшие пастбища, гибнущий лес. Жители в конечном итоге вынуждены были покинуть поселок. Именно поэтому житель Тапья Алехандро Гарсия не скрывает эмоций, когда говорит: «Пускай роют землю у себя в Канаде! Наше «золото» – это молочное животноводство, это земледелие, это рыболовство и туризм. Нам другого золота не надо. Говорят, что золото – это богатство, но кого обогатит добыча? Разумеется, лишь хозяев прииска».

Движение противников золотодобычи поддержали и местные власти. Они выявили в проекте рудника множество изъянов и представили свои выводы в государственные организации. Компании было отказано в выдаче лицензии на добычу. Мэр Тапья Мануэль Хесус Гонсалес полагает, что строительство шахты и других связанных с ней объектов, к примеру литейного цеха, полностью изменит нынешний облик поселка и нарушит традиционный образ жизни его жителей. Ведь проект предусматривает размещение всех этих объектов на сельскохозяйственных угодьях. Золото будут добывать лет десять. А потом? «К прошлому вернуться мы уже не сможем: земли, пригодной для сельского хозяйства, не будет. И чем тогда заниматься грядущим поколениям?» – спрашивает мэр. Местные власти внимательно изучили природоохранные меры, предложенные золотодобытчиками. По их мнению, они вовсе не гарантируют сохранение природы. А посему на строительство шахты был наложен запрет.

Но, может быть, все же местные жители перестраховываются, ведь компания Astur Gold вроде бы готова принять все предосторожности? Любая промышленная золотодобыча, какие бы технологии ни применялись, крайне вредна для окружающей среды, утверждает профессор-эколог Сантьяго Гонсалес. Он не участвовал в кампании против золотодобычи в Тапье. Однако и он согласен с тем, что шахта может принести временную выгоду, а природе придется расплачиваться за нее столетиями. И это несмотря на благодатный климат Астурии, который способствует бурному росту растений.

Канадская компания попыталась спорить с местными властями и населением в судебном порядке. Суд вынес приговор: шахты в поселке Тапья не будет. Кроме того, никто не станет компенсировать Astur Gold средства, потраченные на покупку прииска и геологоразведочные работы, чего также добивалась в судебном порядке компания.