Трагедия в Ньютауне вновь подняла споры о контроле за личным оружием в США. Но, чтобы понять их суть, надо вспомнить историю.
– А ваша вражда давно началась?
– Еще бы не давно! Лет тридцать или около того. Была какая-то ссора, а потом из-за нее судились; и тот, который проиграл процесс, пошел и застрелил того, который выиграл, – да так оно и следовало, конечно. Всякий на его месте сделал бы то же.
– Дa из-зa чего же вышлa ссорa, Бaк? Из-зa земли?
– Я не знaю. Может быть.
– Ну a кто же первый стрелял? Грэнджерфорд или Шепердсон?
– Господи, ну почем я знaю! Ведь это тaк дaвно было.
Описавший трагический абсурд кровной вражды двух почтенных семейств, Грэнджерфордов и Шепердсонов, Марк Твен никогда не ставил под сомнение право американцев владеть огнестрельным оружием.
Будучи южанином, Твен и сам владел «смит-и-вессоном» 22-го калибра и умел им пользоваться: в сентябре 1908 года в его дом в Реддинге, штат Коннектикут, залезли воры, после чего он специально сфотографировался с револьвером в руке.
Всякий раз, когда в Америке происходит трагедия, подобная ньютаунской, дискуссия о контроле за оружием вспыхивает с новой силой. До сих пор всякий раз выяснялось, что сторонники запрета в явном меньшинстве. Право на оружие – это составная часть американского, да и прежнего европейского понимания личной свободы. В средневековом обществе только свободный человек носил оружие.
В англосаксонском праве отправной точкой считается так называемая ассиза о вооружении (Assisa de Armis habendis in Anglia) – указ, изданный королем Генрихом II Плантагенетом в 1181 году.
То был закон о народном ополчении, или милиции: по призыву монарха каждый рыцарь и свободный мирянин был обязан явиться под королевские знамена с оружием и в амуниции, соответствующими его положению и материальным возможностям.
Спустя пять веков, в совершенно других политических обстоятельствах, английский парламент принял Билль о правах (1689). Католик Иаков II пытался разоружить протестантов, но в итоге был свергнут Славной революцией и на троне воцарились Вильгельм III и Мария II. Билль о правах гарантировал подданным свободу владения оружием. Так обязанность иметь оружие превратилась в право.
Не стоит думать, что это юридический архаизм. На британский Билль о правах ссылаются современные американские суды, хотя среди правоведов и нет консенсуса по поводу смысла этой гарантии.
Существует заблуждение, что американские колонисты создавали свою милицию по собственному почину в видах борьбы с англичанами. На самом деле она создавалась английскими властями именно на основании ассизы Генриха II и Билля о правах. Ополченцы приняли активное участие в колониальных войнах Англии с Испанией и Францией.
Со временем среди ополченцев началось расслоение на «лоялистов» и «патриотов», то есть на сторонников короны и на поборников независимости североамериканских колоний. «Патриоты» сформировали свои собственные отряды милиции, у них появились свои арсеналы.
Представляя себе степень угрозы, Лондон решил разоружить ополченцев. Парламент ввел оружейное эмбарго для колоний. В 1775 году главнокомандующий английскими войсками в Америке и губернатор Массачусетса генерал Томас Гейдж отдал приказ уничтожить склад с военными припасами ополченцев в Конкорде.
Однако гонец Поль Ревир прискакал в Лексингтон, расположенный в пяти милях от Конкорда, и поднял тревогу. Ревира на обратном пути схватили англичане, но завладеть боеприпасами им не удалось; завязался бой, с которого и началась Война за независимость. Милиция штатов составила костяк Континентальной армии. Генри Лонгфелло воспел подвиг «курьера революции» в балладе «Скачка Поля Ревира», которую знает каждый американский ребенок:
Так в полночь глухую скакал Поль Ревир.
Его тревожный призывный крик
До каждой деревни и фермы достиг,
Нарушив дремотный покой и мир.
Вдруг голос из тьмы, в дверь удар кулака
И слово, что эхом несется в века.
То слово из Прошлого ветер ночной
Разносит над нашей большою страной,
То в час тревоги, нарушившей мир,
Народ весь, поднявшись, слышит сквозь тьму,
Как в полночь с призывом несется к нему
На скачущей лошади Поль Ревир.
(Перевод Михаила Зенкевича.)
В 1786-1787 годах в тех же местах развернулось восстание Дэниела Шейса, в ходе которого фермеры, разоренные реквизициями времен Войны за независимость и не получившие надлежащей компенсации, сформировали милицию числом в 4400 человек. Воевать с ними властям пришлось всерьез. Мятежники понесли тяжелые потери, оставшиеся в живых были амнистированы; новоизбранный губернатор штата частично удовлетворил их требования.
Последний вооруженный мятеж в США, вошедший в анналы под названием «Битва за Афины», имел место в августе 1946 года. Дело происходило в городишке Афины, штат Теннесси, жители которого надеялись скинуть коррумпированное местное начальство, прежде всего шерифа, посредством выборов и отрядили на один из избирательных участков своих наблюдателей, дабы не допустить фальсификаций. Среди них было немало фронтовиков. Шериф приказал своим подчиненным задержать наблюдателей, а урны для голосования увез в тюрьму, собираясь там без помех подсчитать бюллетени.
Фронтовики взяли из арсенала Национальной гвардии несколько винтовок и пистолетов и осадили здание тюрьмы. Завязалась перестрелка; когда восставшие стали бросать динамитные шашки, войско шерифа капитулировало. На других участках волеизъявлению ничто не препятствовало, и коррупционеров спровадили подобру-поздорову демократическим путем. Оружие восставшие сдали обратно в арсенал. Убитых не оказалось. Раненые были с обеих сторон. Сюжет этот обычно приводят в пример противники ограничений права на оружие.
Право на владение оружием гарантировано гражданам США Второй поправкой к Конституции, которая входит в Билль о правах, принятый первой же сессией Конгресса в сентябре 1789 года. Текст ее гласит:
«Поскольку для безопасности свободного штата необходима хорошо организованная милиция, право народа хранить и носить оружие не подлежит ограничениям».
Отцы-основатели Александер Гамильтон и Джеймс Мэдисон считали ополчение наилучшим средством на случай восстания и внешнего вторжения. Гамильтон писал, что «хорошо устроенное ополчение является самой естественной защитой свободной страны», а «постоянные армии опасны для свободы». Еще один соавтор Конституции, Джеймс Монро, предлагал внести право на владение оружием в перечень основных гражданских прав.
За два столетия существования поправки в США написаны тома исследований, посвященных толкованию ее текста. Существуют узкая и расширительная интерпретация: в первом случае эксперты утверждают, что речь в поправке идет лишь об ополчении, в современном смысле – о Национальной гвардии штата. Сторонники иной точки зрения обращают внимание на слово «народ», который состоит из всех граждан, а не только из ополченцев.
В США очень мало федеральных законов, ограничивающих право на оружие, – это прерогатива штатов. Первый из них – Национальный закон об огнестрельном оружии – появился в 1934 году как реакция на войну мафиозных кланов, развернувшуюся в Америке в годы Сухого закона. Последний, Закон Брэйди, вступил в силу в 1993 году.
Он назван так по имени пресс-секретаря президента Рейгана Джима Брэйди, который был тяжело ранен во время покушения на Рейгана 30 марта 1981 года в Вашингтоне. Брэйди остался до конца жизни частично парализован и вместе с женой Сарой стал одним из лидеров движения за контроль над оружием.
За последние годы Верховный суд США трижды – в 2001, 2008 и 2010 годах – высказывался о Второй поправке. Основополагающим на сегодняшний день считается решение по делу «Округ Колумбия против Хеллера» (2008). Дик Хеллер – профессиональный полицейский. По должности ему было разрешено носить оружие при исполнении обязанностей, однако запрещалось уносить табельный пистолет домой. Хеллер утверждал, что живет в опасном районе, и настаивал на своем конституционном праве. Суд решал вопрос, имеет право частное лицо владеть оружием или это разрешено только ополченцу. Высший судебный ареопаг Америки постановил, что право владения оружием никак не связано со службой в ополчении. Таким образом, возобладало расширительное толкование слова «народ».
Сейчас примерно треть американцев владеет огнестрельным оружием. В основном, это охотничьи ружья. На Юге и Среднем Западе охота – неотъемлемая часть образа жизни. «Убивают не ружья, а люди» – таков главный аргумент противников ужесточения законодательства о контроле над оружием.
Стороники более жесткого контроля над оружием утверждают: существующие правила проверки неэффективны. По словам президента компании имени Джеймса Брэйди Дэна Гросса, более 40% единиц оружия в США продается без надлежащей проверки. Многие покупают оружие на ярмарках и выставках и по интернету.
Стрельба в начальной школе в Ньютауне, унесшая жизни двадцати детей и шести учителей, вернула в центр американской общественной дискуссии вопрос о контроле над оружием. И во многом это вопрос о том, возможно ли изменение в общественном сознании представлений о роли оружия, традиционных для американской культуры и истории.
В «Приключениях Гекльберри Финна» эпизод с Грэнджерфордами и Шепердсонами заканчивается трагически: юная София Грэнджерфорд убегает с возлюбленным Гарни Шепердсоном, мужчины из дома Грэнджерфордов пускаются в погоню и Бака убивают на глазах у Гека, как Меркуццио в «Ромео и Джульетте».
– А ваша вражда давно началась?
– Еще бы не давно! Лет тридцать или около того. Была какая-то ссора, а потом из-за нее судились; и тот, который проиграл процесс, пошел и застрелил того, который выиграл, – да так оно и следовало, конечно. Всякий на его месте сделал бы то же.
– Дa из-зa чего же вышлa ссорa, Бaк? Из-зa земли?
– Я не знaю. Может быть.
– Ну a кто же первый стрелял? Грэнджерфорд или Шепердсон?
– Господи, ну почем я знaю! Ведь это тaк дaвно было.
Описавший трагический абсурд кровной вражды двух почтенных семейств, Грэнджерфордов и Шепердсонов, Марк Твен никогда не ставил под сомнение право американцев владеть огнестрельным оружием.
Будучи южанином, Твен и сам владел «смит-и-вессоном» 22-го калибра и умел им пользоваться: в сентябре 1908 года в его дом в Реддинге, штат Коннектикут, залезли воры, после чего он специально сфотографировался с револьвером в руке.
Всякий раз, когда в Америке происходит трагедия, подобная ньютаунской, дискуссия о контроле за оружием вспыхивает с новой силой. До сих пор всякий раз выяснялось, что сторонники запрета в явном меньшинстве. Право на оружие – это составная часть американского, да и прежнего европейского понимания личной свободы. В средневековом обществе только свободный человек носил оружие.
В англосаксонском праве отправной точкой считается так называемая ассиза о вооружении (Assisa de Armis habendis in Anglia) – указ, изданный королем Генрихом II Плантагенетом в 1181 году.
Спустя пять веков, в совершенно других политических обстоятельствах, английский парламент принял Билль о правах (1689). Католик Иаков II пытался разоружить протестантов, но в итоге был свергнут Славной революцией и на троне воцарились Вильгельм III и Мария II. Билль о правах гарантировал подданным свободу владения оружием. Так обязанность иметь оружие превратилась в право.
Не стоит думать, что это юридический архаизм. На британский Билль о правах ссылаются современные американские суды, хотя среди правоведов и нет консенсуса по поводу смысла этой гарантии.
Существует заблуждение, что американские колонисты создавали свою милицию по собственному почину в видах борьбы с англичанами. На самом деле она создавалась английскими властями именно на основании ассизы Генриха II и Билля о правах. Ополченцы приняли активное участие в колониальных войнах Англии с Испанией и Францией.
Со временем среди ополченцев началось расслоение на «лоялистов» и «патриотов», то есть на сторонников короны и на поборников независимости североамериканских колоний. «Патриоты» сформировали свои собственные отряды милиции, у них появились свои арсеналы.
Представляя себе степень угрозы, Лондон решил разоружить ополченцев. Парламент ввел оружейное эмбарго для колоний. В 1775 году главнокомандующий английскими войсками в Америке и губернатор Массачусетса генерал Томас Гейдж отдал приказ уничтожить склад с военными припасами ополченцев в Конкорде.
Однако гонец Поль Ревир прискакал в Лексингтон, расположенный в пяти милях от Конкорда, и поднял тревогу. Ревира на обратном пути схватили англичане, но завладеть боеприпасами им не удалось; завязался бой, с которого и началась Война за независимость. Милиция штатов составила костяк Континентальной армии. Генри Лонгфелло воспел подвиг «курьера революции» в балладе «Скачка Поля Ревира», которую знает каждый американский ребенок:
Так в полночь глухую скакал Поль Ревир.
Его тревожный призывный крик
До каждой деревни и фермы достиг,
Нарушив дремотный покой и мир.
Вдруг голос из тьмы, в дверь удар кулака
И слово, что эхом несется в века.
То слово из Прошлого ветер ночной
Разносит над нашей большою страной,
То в час тревоги, нарушившей мир,
Народ весь, поднявшись, слышит сквозь тьму,
Как в полночь с призывом несется к нему
На скачущей лошади Поль Ревир.
(Перевод Михаила Зенкевича.)
В 1786-1787 годах в тех же местах развернулось восстание Дэниела Шейса, в ходе которого фермеры, разоренные реквизициями времен Войны за независимость и не получившие надлежащей компенсации, сформировали милицию числом в 4400 человек. Воевать с ними властям пришлось всерьез. Мятежники понесли тяжелые потери, оставшиеся в живых были амнистированы; новоизбранный губернатор штата частично удовлетворил их требования.
Последний вооруженный мятеж в США, вошедший в анналы под названием «Битва за Афины», имел место в августе 1946 года. Дело происходило в городишке Афины, штат Теннесси, жители которого надеялись скинуть коррумпированное местное начальство, прежде всего шерифа, посредством выборов и отрядили на один из избирательных участков своих наблюдателей, дабы не допустить фальсификаций. Среди них было немало фронтовиков. Шериф приказал своим подчиненным задержать наблюдателей, а урны для голосования увез в тюрьму, собираясь там без помех подсчитать бюллетени.
Право на владение оружием гарантировано гражданам США Второй поправкой к Конституции, которая входит в Билль о правах, принятый первой же сессией Конгресса в сентябре 1789 года. Текст ее гласит:
«Поскольку для безопасности свободного штата необходима хорошо организованная милиция, право народа хранить и носить оружие не подлежит ограничениям».
Отцы-основатели Александер Гамильтон и Джеймс Мэдисон считали ополчение наилучшим средством на случай восстания и внешнего вторжения. Гамильтон писал, что «хорошо устроенное ополчение является самой естественной защитой свободной страны», а «постоянные армии опасны для свободы». Еще один соавтор Конституции, Джеймс Монро, предлагал внести право на владение оружием в перечень основных гражданских прав.
За два столетия существования поправки в США написаны тома исследований, посвященных толкованию ее текста. Существуют узкая и расширительная интерпретация: в первом случае эксперты утверждают, что речь в поправке идет лишь об ополчении, в современном смысле – о Национальной гвардии штата. Сторонники иной точки зрения обращают внимание на слово «народ», который состоит из всех граждан, а не только из ополченцев.
В США очень мало федеральных законов, ограничивающих право на оружие, – это прерогатива штатов. Первый из них – Национальный закон об огнестрельном оружии – появился в 1934 году как реакция на войну мафиозных кланов, развернувшуюся в Америке в годы Сухого закона. Последний, Закон Брэйди, вступил в силу в 1993 году.
За последние годы Верховный суд США трижды – в 2001, 2008 и 2010 годах – высказывался о Второй поправке. Основополагающим на сегодняшний день считается решение по делу «Округ Колумбия против Хеллера» (2008). Дик Хеллер – профессиональный полицейский. По должности ему было разрешено носить оружие при исполнении обязанностей, однако запрещалось уносить табельный пистолет домой. Хеллер утверждал, что живет в опасном районе, и настаивал на своем конституционном праве. Суд решал вопрос, имеет право частное лицо владеть оружием или это разрешено только ополченцу. Высший судебный ареопаг Америки постановил, что право владения оружием никак не связано со службой в ополчении. Таким образом, возобладало расширительное толкование слова «народ».
Сейчас примерно треть американцев владеет огнестрельным оружием. В основном, это охотничьи ружья. На Юге и Среднем Западе охота – неотъемлемая часть образа жизни. «Убивают не ружья, а люди» – таков главный аргумент противников ужесточения законодательства о контроле над оружием.
Стороники более жесткого контроля над оружием утверждают: существующие правила проверки неэффективны. По словам президента компании имени Джеймса Брэйди Дэна Гросса, более 40% единиц оружия в США продается без надлежащей проверки. Многие покупают оружие на ярмарках и выставках и по интернету.
Стрельба в начальной школе в Ньютауне, унесшая жизни двадцати детей и шести учителей, вернула в центр американской общественной дискуссии вопрос о контроле над оружием. И во многом это вопрос о том, возможно ли изменение в общественном сознании представлений о роли оружия, традиционных для американской культуры и истории.
В «Приключениях Гекльберри Финна» эпизод с Грэнджерфордами и Шепердсонами заканчивается трагически: юная София Грэнджерфорд убегает с возлюбленным Гарни Шепердсоном, мужчины из дома Грэнджерфордов пускаются в погоню и Бака убивают на глазах у Гека, как Меркуццио в «Ромео и Джульетте».