Дискуссия в США: право на оружие, или на убийство?

Эмблема Национальной стрелковой ассоциации. Мало какая еще организация в США в последние годы подвергается такой критике.

Через три дня после массового убийства в начальной школе города Ньютаун в штате Коннектикут несколько американских законодателей, включая двоих сенаторов-демократов, известных поклонников культа огнестрельного оружия, призвали начать общенациональную дискуссию на тему: не стоит ли ограничить право американцев владеть пистолетами, револьверами, винтовками и автоматами.

Сенатор от штата Западная Виргиния Джо Мэнчин в интервью телеканалу MSNBC заявил, что ему трудно припомнить кровавую расправу подобных масштабов в Америке, особенно, когда жертвами стали бы малолетние дети:

«Хочу призвать всех наших друзей в Национальной ассоциации стрелкового оружия собраться и начать дискуссию. Они должны сесть за стол переговоров. Мы все должны!"

Марк Уорнер, сенатор от штата Виргиния, жители которого известны любовью к охоте и спортивной стрельбе, поддержал Мэнчина, отметив, что контроль над оружием больше не может оставаться предметом межпартийных распрей между республиканцами и демократами. В интервью телекомпании CBS News он сказал:

«Я считаю, что каждый американец имеет право на владение огнестрельным оружием в соответствии со Второй поправкой к Конституции США. Меня самого Национальная ассоциация стрелкового оружия удостоила высшего рейтинга своей поддержки. Но, знаете, всему есть предел! Пришло время покончить с этим абсурдным насилием. Не может существовать одного идеального закона, чтобы предотвратить злодеяние безумца. Но, в то время как в нашей стране в результате насилия всех видов со стрельбой гибнет до 30 тысяч человек в год, спасение хотя бы нескольких жизней уже сдвинет решение проблемы с мертвой точки!»

Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни отметил, что нынешняя администрация считает необходимыми предпринять более масштабные действия, которые бы гарантировали ужесточение контроля над оружием. Конкретные планы президента на этот счет пока неизвестны. В понедельник Барак Обама лишь обсудил вероятные ответные меры на стрельбу в Ньютауне с членами своего кабинета. Днем ранее Обама пообещал использовать «всю полноту данной ему власти», чтобы уберечь американских детей от насилия, связанного с огнестрельным оружием. Наблюдатели не исключают, что президент усилит политическое давление на противников реанимации истекшего в 2004 году законодательного запрета на продажу автоматического оружия.

Демократы в Конгрессе уже обещают начать дебаты о необходимости изменить законодательство и, главное, культуру владения оружием. Сенатор из Калифорнии Дайэн Файнстин сказала, что в наступающем году представит законопроект о запрете продажи нового автоматического оружия, а также оружейных обойм, магазинов и барабанов вместимостью более 10-ти патронов.

Тем временем, в самом Ньютауне, население которого составляет 27 тысяч человек, настало время невыносимо скорбных и неизбежных процедур – похорон жертв трагедии. В понедельник городок прощался с двумя шестилетними мальчиками – Ноем Познером, который был фанатом футбольной команды New York Giants, и Джеком Пинто, сестра-близнец которого уцелела в этой бойне. Люди с охапками цветов подолгу стояли в очереди к двум похоронным конторам, где шли иудейская и христианская траурные службы.

Мотивы чудовищного преступления 20-летнего убийцы остаются неясными. Адам Ланза не имел явных связей с начальной школой Sandy Hook, в которой он устроил массовое убийство. Убитая им дома мать, 52-летняя Нэнси, также не преподавала в ней, как сообщалось ранее. Сама Нэнси после развода с мужем получала от него очень приличные алименты, слыла женщиной общительной и приветливой. Опасаясь грабителей, она в целях самообороны держала дома солидный огнестрельный арсенал, обращению с которым научила двоих сыновей. Но оружие она хранила, что называется, под семью замками. Как Адам овладел несколькими стволами из этого арсенала – остается загадкой, как и то, где он достал сотни патронов.

Школа Sandy Hook остается оцепленной полицией как место преступления. Предполагается, что пройдут еще месяцы, прежде чем она снова будет пригодна для обучения детей. Труднее ответить на вопрос о том, сколько времени пройдет, прежде чем самим школьникам и их родителям перестанет сниться кошмар, свидетелями которого они стали.