Утес «завис» на полпути

Переговоры в Конгрессе США по поводу "фискального утеса" продолжались очень долго.

«Фискальный утес: прерванное падение или остановка на полпути?»; «Компромисс в Сенате, война в Палате»; «Головотяпство со взломом в Государственном департаменте».
Технически в отсутствие соглашения по уменьшению бюджетных расходов и увеличению налогов Америка упала с финансового обрыва сразу же после наступления Нового года, но первого января биржи были закрыты, и это смягчило эффект падения, констатирует корреспондент Associated Press Эндрю Тейлор.

Днем тридцать первого забрезжила надежда на то, что срыв с утеса все-таки удастся предотвратить, и в два часа ночи следующего дня Сенат подавляющим большинством голосов, 89 против 8, утвердил договоренность, достигнутую вице-президентом Джо Байденом и лидером меньшинства республиканцем Митчем Макконелом. По соглашению, ставка налога на семьи с годовым доходом 450 тысяч и более – а не 250 тысяч, на чем исходно настаивал Белый дом, – поднимается почти до 40 процентов, но ныне действующие льготные ставки для всех остальных категорий налогоплательщиков остаются в силе. Лица с доходом от пятисот тысяч до миллиона будут платить в среднем на 15 тысяч больше, чем сегодня, а лица с доходом свыше миллиона – на 170 тысяч больше. С 15 до 20 процентов возрастает также ставка налога на приращение капитала. Увеличится до 40 процентов и налог на наследование в размере свыше 5 миллионов.

В четверг приступает к работе Конгресс нового созыва, и сенаторы, не желая заново начинать переговоры с нулевой отметки, поспешили принять компромиссное решение. Неясно, правда, пишет Тейлор, компромисс ли это по большому счету или победа демократов, ведь соглашение не предусматривает никаких сокращений расходов. На деле расходы только вырастут, в частности, ввиду продления еще на год пособий долгосрочным безработным. Как подсчитали независимые эксперты, увеличение налогов на богатых добавит в казну в ближайшие десять лет 600 миллиардов долларов, в то время как дефицит бюджета за этот же период возрастет на 4 триллиона.

В Сенате обстановка перед голосованием была сравнительно мирной, а вот в Палате представителей реакция многих республиканцев на однобокое, по их словам, соглашение, принятое сенаторами, была поначалу яростно негативной. Разница объясняется, видимо, тем, что руководство республиканской фракции в верхней палате менее разобщенное и менее идеологизированное, чем в нижней.

Тем не менее, мятеж в лагере конгрессменов-республиканцев подавлен, и они, скрепя сердце, поставили на голосование сенатскую резолюцию в ее исходном виде. Сенат не оставил им пространства для маневра, сразу же заявив, что рассматривать поправки коллег из Палаты представителей ни за что не будет. У мятежников, пишет корреспондент «Уолл-Стрит Джорнал» Джанет Хук, не хватило духу подставить себя под огонь критиков, которые возложили бы на них ответственность за то, что налоговые обязательства типичной семьи из среднего класса в отсутствие соглашения повысились бы более чем на тысячу долларов в год. Результат голосования в Палате представителей, состоявшегося во вторник около 11 часов вечера, – 257 «за», 167 «против».

Как бы то ни было, отмечает Джанет Хук, это только первая битва в затяжной межпартийной финансовой войне, в которую обещает превратиться второй срок президентства Обамы. Следующее большое сражение произойдет через несколько месяцев в связи с переговорами вокруг повышения предела государственного долга и бюджетного секвестра. «Конгресс на два-три месяца отодвинул угрозу падения с фискального утеса ценой того, что сделал грядущий утес еще более крутым», – считает корреспондент «Уолл-Стрит Джорнал».

Сначала Государственный департамент в своем служебном расследовании, а теперь и комитет Сената, осуществляющий контроль за деятельностью Министерства внутренней безопасности, пришли к выводу, что гибель в Бенгази 11 сентября прошлого года американского посла – первый инцидент такого рода за последние 30 лет – явилась следствием грубых просчетов дипломатического и военного ведомств.

– О том, что случившееся в Бенгази – это тщательно спланированная вылазка боевиков, а не стихийный протест против видеопасквиля на пророка Магомета, Белый дом был мгновенно оповещен ЦРУ. Однако президент Обама в течение нескольких недель продолжал утверждать, что мотивы тех, кто напал на консульство в Бенгази, не известны, – суммирует выводы сенаторов обозреватель еженедельника Weekly Standard Стивен Хейз. – Что касается Госдепартамента, то еще задолго до нападения он был поставлен в известность, что обстановка в Ливии ухудшается день ото дня, но не поинтересовался у Пентагона, готов ли он к возможной экстренной эвакуации из страны нашего дипперсонала. Сенат также инкриминирует администрации, что из рапорта ЦРУ, на котором основывала свои публичные комментарии постпред в ООН Сьюзан Райс, были удалены ссылки на то, что за рейдом стоят союзники «Аль-Каеды». Госсекретарь Клинтон обязана до ухода из администрации отчитаться перед Конгрессом и объяснить, почему четыре ее помощника, которых сенаторы считают ответственными за случившееся, по-прежнему сохраняют свои должности.

В Вашингтоне высказывается мнение, что если Хиллари Клинтон, вопреки обещаниям, не выступит в Конгрессе на слушаниях по Бенгази, Сенату стоит задержать утверждение Джона Керри на пост государственного секретаря.