Евро вернулся на два года назад

Курс евро к доллару тут же устремился вверх, за месяц отыграв большую часть недавних потерь

Центробанки ЕС и США могут поменяться стратегиями

8 января 2011 года один евро стоил чуть меньше 1,3 доллара. Два года спустя он стоит немногим больше. Разница – в один цент.

2011-й запомнился как год очередного взлета евро: к началу мая он стоил уже 1,48 доллара – это абсолютный максимум трех последних лет, после чего курс единой европейской валюты вновь постепенно снизился до уровней января.

В 2012 году все было наоборот. Евро начал его с уровней близких к 1,30, но к концу июля подешевел к доллару почти на 8% – до 1,21. А завершил год на уровне 1,32. В целом за минувшие двенадцать месяцев курс евро повысился к доллару на 1,8%.

При этом центральный банк США и Европейский центральный банк (ЕЦБ) придерживались фактически противоположных стратегий. Теперь они могут позаимствовать их друг у друга.

США
Для Федеральной резервной системы (ФРС), центрального банка Соединенных Штатов, 2012-й стал уже четвертым годом масштабной антикризисной поддержки национальной финансовой системы, называемой «количественным смягчением» (Quantitative Easing). За это время объемы вливаний в нее дополнительных средств превысили 3,5 триллиона долларов (это почти 20% нынешнего ВВП США), однако на динамике курса доллара они мало отразились. Среди причин были и такие.


Председатель ФРС США Бен Бернанке

Во-первых, значительная часть этих средств быстро вернулась в ФРС – на счета коммерческих банков. В послекризисной ситуации, когда банки и друг другу-то не слишком доверяют, им проще держать текущие излишки в центральном банке, получая за это определенный процент – как обычный вкладчик по своим сбережениям.

Во-вторых, сколько-нибудь существенная девальвация той или иной валюты обычно происходит на фоне и не менее заметной инфляции в стране. А в США после кризиса годовой рост цен не превышал 3%, лишь в отдельные месяцы 2011 года он достигал 3,7–3,8%.

Наконец, в-третьих, финансовый кризис породил новую волну зарубежного спроса на американскую валюту как инструмент сохранения средств. Главным образом – через покупку гособлигаций США, традиционно считающихся на финансовых рынках «спасительной гаванью».

В целом эти и другие факторы лишь удерживали курс доллара от снижения. Тогда как факторов его роста было куда меньше, ведь ФРС не отказывалась от «количественного смягчения». Пусть и в меньших объемах, чем ранее, примерно на 1 триллион долларов в год. В середине декабря центробанк США объявил о продолжении этой программы. Точнее, о второй фазе третьего ее этапа.

Однако на прошлой неделе были обнародованы подробности декабрьского заседания профильного комитета ФРС, из которых следовало, что некоторые его участники поддерживают либо замедление, либо даже скорое завершение программы. Учитывая заметное снижение в стране уровня безработицы в последние месяцы как индикатор общего положения в экономике.

В декабре безработица в США составила 7,8%, а ФРС объявила ранее, что готова продолжать «количественное смягчение» до тех пор, пока этот уровень не снизится до 6,5%. Тем не менее, стоило появиться новой информации о дискуссии в ФРС, курс доллара к евро в тот же день повысился почти на 1,5%.

Споры о сроках действия программы «количественного смягчения» уже переросли в споры о том, завершится она к середине наступившего года или ближе к концу, отмечает валютный аналитик Deutsche Bank Алан Раскин, мнение которого приводит Financial Times.

Если это случится, ФРС США фактически сменит направление своей монетарной политики на близкое к тому, которого придерживался с весны прошлого года Европейский центральный банк.

ЕВРОЗОНА
В конце февраля 2012 года ЕЦБ завершил начатую им в декабре антикризисную программу льготного кредитования европейских банков, в рамках которой они получили от него кредиты на сумму более 1 триллиона евро. Как и в США, большая часть этих средств в реальную экономику не попала: банки быстро вернули их в ЕЦБ на собственные счета.

Еще через месяц Европейский банк приостановил на неопределенное время выкуп им на вторичном долговом рынке государственных облигаций «проблемных» стран еврозоны. Он начал покупать их еще в 2010 году – с обязательств Греции. Позже в этом портфеле ЕЦБ появились гособлигации Ирландии и Португалии, а уже в 2011 году – Испании и Италии.


Фондовая биржа в Мадриде, 20 июля 2012 года

Выкупая часть их долгов, Европейский банк добивался снижения рыночных процентов по ним, что, в свою очередь, отражалось и на первичном долговом рынке – там, где правительства непосредственно продают очередные выпуски собственных облигаций. Общие расходы банка по этой программе составили в итоге 211 миллиардов евро.

На какое-то время такие разовые меры ЕЦБ помогали «проблемным» странам, но уже вскоре проценты, запрашиваемые рынком по их долгам, вновь повышались до неприемлемых уровней. Инвесторы ожидали действий самих стран по сдерживанию роста государственного долга – в виде принятия национальными парламентами программ жесткой экономии госрасходов и повышения налогов.

А поскольку на то время ни в Греции, ни в Испании таких планов еще не было, опасения рынков – по завершении Европейским центральным банком обеих программ его финансовой помощи еврозоне – лишь усилились. Курс евро резко пошел вниз. Всего за четыре месяца он потерял 9% своей стоимости к доллару, и для разворота динамики курса требовался весьма мощный импульс.

ТРЕНД
Этот импульс возник 26 июля. Председатель ЕЦБ Марио Драги, выступая на инвестиционной конференции в Лондоне, заявил, что банк готов принять любые доступные ему меры для спасения евро. «И поверьте мне, этого будет достаточно», – выразительно улыбаясь залу, добавил Драги, выдержав паузу.


Председатель ЕЦБ Марио Драги

Подействовало... В такое рынки поверили. Курс евро к доллару тут же устремился вверх, за месяц отыграв большую часть недавних потерь, а к концу года – и остальное.

В начале сентября ЕЦБ выступил с новым заявлением. Банк готов, если понадобится, вновь покупать на вторичном долговом рынке гособлигации отдельных стран еврозоны, причем в объемах, которые он сочтет адекватными ситуации. То есть без каких-либо предварительных ограничений. Но чтобы это не обернулось ускорением инфляции, ЕЦБ намерен параллельно изымать с рынка такие же суммы, какие будут потрачены им на выкуп облигаций.

«Эффект заявлений Драги проявляется и сегодня, – полагает Тобиас Блаттнер, экономист японской инвестиционной компании Daiwa Capital Markets, на мнение которого ссылается агентство Bloomberg. – Зарубежные инвесторы постепенно возвращаются на европейские рынки».

Но теперь их участники ждут от ЕЦБ неких действий, направленных на восстановление экономического роста в еврозоне. Без него любые попытки радикального сокращения бремени накопленных странами долгов обречены. Первое в наступившем году заседание руководства Европейского центрального банка пройдет 10 января. От него инвесторы и ожидают как минимум намеков на содержание новых стимулов экономики еврозоны.

Она сокращается уже два квартала подряд, а безработица в регионе, как сообщило сегодня агентство «Евростат», в ноябре повысилась до очередного рекордного уровня – 11,8%, в полтора раза выше, чем в США.

На таком фоне и множатся предположения о неизбежности смягчения Европейским центральным банком в 2013 году финансовой политики, проводимой им во второй половине прошлого года. И как следствие – роста денежного предложения в еврозоне.

В отношении ФРС США предполагают обратное действие. Но в обоих случаях речь пока идет лишь о прогнозах, не более.