Крещение Руси как бесконечный юбилей

Торжества по поводу годовщины крещения Руси. Киев, 2010 год

На Украине началась подготовка к торжествам по случаю 1025-летия крещения Киевской Руси. В конце недели президент Виктор Янукович проводит совещание с членами Организационного комитета по подготовке празднования. Торжества пройдут в Киеве в конце июля на высшем уровне с участием глав церквей других государств.

Украина, Россия и Белоруссия планируют совместно отметить 1025-летие крещения Киевской Руси. Как заявил глава Администрации украинского президента Сергей Левочкин, широкое празднование этой выдающейся даты усилит гуманитарные и межчеловеческие связи Украины с соседними государствами. Среди основных мероприятий, которые поручено организовать украинскому правительству, – выпуск юбилейных монет и многотомной «Украинской православной энциклопедии», а также создание художественных и документальных фильмов об историческом пути христианства на Украине, проведение фестиваля духовной христианской музыки. Кроме того, уже объявлено, что на берегу Днепра, в районе памятника основателям Киева, летом приступят к строительству крупного православного комплекса в честь князя Владимира. Предполагается, что вблизи храма будут устроены купели, подобные тем, которые существуют на реке Иордан.

Готовиться к юбилейной дате на Украине начали еще при прежнем президенте страны Викторе Ющенко, после того как в 2008-м с размахом отметили 1020-летие крещения Киевской Руси. Тогда основное внимание власти уделили визиту на Украину Патриарха Константинопольского Варфоломея. Ющенко надеялся, что Вселенский патриарх поспособствует предоставлению автокефалии Украинской православной церкви. Ключевой фигурой ожидаемого в июле празднования станет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. День Крещения Руси, ежегодно отмечаемый 28 июля, глава РПЦ традиционно проводит в Киеве. Его частые визиты на Украину связывают с продвижением концепции «Русского мира». Как заявляют в непризнанной УПЦ Киевского патриархата, перед Русской православной церковью в Кремле поставили задачу: через духовно-религиозную экспансию миллионов верующих республик бывшего Советского Союза вернуть эти народы под имперское влияние России.

О событиях 988 года РС рассказывает доктор исторических наук Андрей Зубов.

– Насколько хорошо документирован период развития Восточной Европы, связанный с крещением славян?

– Источников очень много. Конечно, что касается непосредственно славянских источников, то они более поздние. В конце X века в Киевской Руси не было ни своих хронистов, ни своей письменности. По мнению большинства историков, первый большой славянский исторический памятник – это «Повесть временных лет», но ее эпизоды, связанные с крещением Руси, переписывались. Это произошло при князе Ярославе, когда в 1037 году Русская церковь перешла под юрисдикцию Константинополя (до этого она была под юрисдикцией Болгарской автокефальной церкви). Есть источники сирийские, антиохийские, на арабском языке. Есть источники латинские, греческие. При этом важно подчеркнуть: 988 год – наименее вероятная из всех возможных дат. По всей видимости, крещение произошло на год или на два позже, а крещение самого князя Владимира – на год раньше, и не в Херсонесе, как предполагают у нас, а где-то в Киеве или в загородной резиденции князя. Но это, в сущности, не так важно для юбилея.

– А что самое важное для юбилея, как вы думаете?

– То, что дата, 1025 лет, – это никакой не юбилей. Даже если мы примем условную дату – 988 год, то одно дело – праздновать тысячу лет, а другое дело – праздновать 1025. Этим занимаются те, кого на церковном языке называют празднолюбцами, – те, кто любят праздники ради самих праздников. Но есть ведь другая дата, намного более важная, которая тоже падает на этот же год и которая намного ближе к нам. В том же 1988 году произошло действительно важное событие в истории Русской церкви – ее освобождение от большевистского, тоталитарного гнета. 29 апреля 1988 года тогдашний патриарх Пимен и митрополит Филарет, ныне белорусский экзарх (а тогда он возглавлял отдел внешних церковных сношений), были приняты Горбачевым. В этот день Горбачев даровал свободу Русской церкви. И вот эту дату как раз хорошо бы отпраздновать. Потому что 25 лет – это круглая дата, и она имеет отношение и к Украине, и к Белоруссии, и к России.

– Празднолюбцы, может быть, будут отмечать обе эти даты, но мне кажется, что значительно большей помпой будут обставлены летние торжества, связанные с крещением Руси в Киеве, и там будут принимать участие и религиозные, и политические руководители трех соседних государств. Насколько корректно с исторической точки зрения делать из этого события праздник восточнославянского единства?

– В какой-то степени корректно. Части территорий и Украины, и Белоруссии, и России входили в состав древнерусского государства, которое складывалось в те времена и которое было крещено Владимиром – не важно, в каком точно году. Это наш общий праздник. Мне кажется, что если уж так хотят, то пусть празднуют и 1025 лет, но видит Бог, для историка это явно надуманная, высосанная из пальца, не круглая дата, только чтобы собраться и попраздновать.

– В истории иногда многое зависит от случайностей. Не проиграй тот ли иной король какую-нибудь битву, только из-за отсутствия личных военных талантов, – и ход истории его страны мог бы повернуться совсем по-другому. С этой точки зрения крещение и восточно-христианский обряд для России, Украины и Белоруссии – это безальтернативное историческое решение, или существовали и другие?

– Разумеется, существовали. В это же время, видимо, из-за влияния друг на друга, крестился князь Владимир в Киеве и крестился его близкий родственник – конунг Олаф в Норвегии. Они постоянно обменивались визитами. Естественно, конунг принял крещение западного обряда, из рук римских епископов. Христианская церковь в ту пору еще не была разделена, но между Римом и Константинополем было изрядное соперничество. Несколько делегаций было направлено из Рима к князю Владимиру, с послами и предложением креститься у римских епископов и, соответственно, войти в состав Римского патриархата. Владимир отверг это, и вовсе не потому, что делал какой-то выбор веры. Большинство историков церкви – Голубинский, Шахматов, Карташов – называют историю о выборе веры, в общем, пошлой легендой. Это был достаточно рациональный выбор, и сделан он вовсе не потому, что было очень красиво в храме Святой Софии. Для Владимира, вероятно, крещение было актом внутреннего, личного обращения, на это есть много указаний. Но когда он думал о политическом будущем страны, то захотел связать ее с культурным центром тогдашнего христианского мира. Безусловно, в конце X века культурным центром христианского мира был не Рим, который переживал тогда глубокий упадок, а Византия, Константинополь. И близость к Константинополю очень поддерживала Владимира. Второй момент – это, конечно, брак. Братья Василий и Константин, управлявшие тогда константинопольским престолом, хотели опереться во внутриполитической борьбе на Владимира и обещали ему в жены свою сестру Анну. Для Владимира, конечно, было соблазнительно породниться с самой аристократической ветвью тогдашнего христианского мира.


– Академик Сергей Платонов любопытно пишет о том, что – если верить версии, согласно которой Владимир крестился в Пантикапее, взяв ее у византийцев, – то обращение было для него еще и актом победителя: он пришел и принял веру от побежденных, самого себя утверждая как некоторого Цезаря.

– Все верно. Но, по мнению церковных историков, в том числе Карташова, который писал после уже Платонова и пользовался очень хорошими западными межвоенными исследованиями, совершенно ясно, что Владимир пришел в Пантикапей уже будучи христианином. И именно потому, что его люто обманули братья Анны, соправители Константинополя, – они ему не дали сестру. Не потому, что такие вот гады были, а потому что все-таки сестра – это не товар. Молодая женщина, видимо, была в ужасе от перспективы переезда из культурного Константинополя в дикую, варварскую Русь, да еще к невероятному, простите, бабнику, кровавому убийце (это же все было известно) Владимиру. То, что он обратился в христианство, – неплохо, но всего за три года до этого он убил своего брата (кстати, христианина) Ярополка, отобрал у него беременную жену, греческую монахиню... Поэтому Анна и не стремилась в Киев, потому и пошел Владимир войной на Пантикапей. Он завоевал город и вернул его грекам как вено, как выкуп за принцессу. И воины, видимо, приняли обряд венчания за обряд крещения самого князя Владимира, – рассказал историк Андрей Зубов.

Будущие "торжества крещения" имеют явную политическую окраску. Говоря о них, как в Москве, так и в Киеве акцентируют внимание на необходимости сближения Украины с Россией. По словам одного из организаторов празднования, украинского академика Петра Толочко, его беспокоят заявления некоторых политиков о том, что «вхождением в Европу Украина осуществит свой цивилизационный выбор». Примечательно, что как раз к предстоящему 1025-летию крещения Киевской Руси истекут полгода, которые Москва дала Украине для ее окончательного геополитического выбора – вступать ли Киеву в Таможенный союз.

Фрагмент итогового выпуска программы «Время Свободы»