«У вас есть проблема Зои Бейрд?»

Джон Керри

Сенат, верхняя палата Конгресса США, приступил к процедуре утверждения сенатора Джона Керри в должности государственного секретаря США. Осложнений не предвидится, однако это только начало. В прошлом вокруг президентских назначенцев не раз разворачивались настоящие политические битвы. Потерпевшие поражение зачастую до конца жизни не могли залечить нанесенные им раны.

Избрание на второй срок – идеальная возможность для президента обновить свою команду. Проблема лишь в том, что он не вправе замещать ключевые должности без одобрения верхней палаты Конгресса. Как гласит Конституция, президент назначает должностных лиц, послов и консулов «по совету и с согласия Сената». Сначала профильный комитет рекомендует палате утвердить или отклонить назначение, для чего проводит публичные слушания с участием назначенного, а затем палата голосует полным составом.

Первый в истории отказ утвердить президентское назначение произошел в июне 1834 года. Президент Эндрю Джексон и Конгресс находились в состоянии «банковской войны»: президент хотел лишить Второй банк США, нарушавший, по его мнению, принципы социальной справедливости, статуса центрального банка, – оппозиция, составлявшая большинство в Конгрессе, сопротивлялась этому. После того как министр финансов Уильям Дьюэн отказался, вопреки распоряжению президента, изъять из Второго банка депозиты правительства и разместить их в частных банках («банках-любимчиках», как утверждали противники этого решения), Джексон уволил его и назначил министром своего сторонника, инициатора «банковской войны», министра юстиции Роджера Тони. Тот немедленно начал выводить депозиты.

Роджер Тони

Джексон медлил с направлением этого назначения в Сенат, понимая, что шансы Тони невелики. Он сделал это в последнюю неделю сессии, и уже на следующий день кандидатура Тони была провалена.

Второй банк США погиб. Фермеры и мелкие предприниматели получили дешевый кредит, а Эндрю Джексон снискал огромную популярность. Однако уже спустя год в стране разразился финансовый кризис.

Джексон не забыл обиды, нанесенной ему Сенатом, и в январе 1835 года назначил Роджера Тони членом Верховного суда США. Сенат опять отказался утвердить назначение. Однако это была последняя «хромая» сессия палаты старого состава. В новом Сенате сторонники Джексона – «джексоновские демократы» – получили большинство. А вскоре неожиданно освободилось место председателя Верховного суда: занимавший этот пост Джон Маршалл погиб в дорожно-транспортном происшествии. В декабре 1835 года после изнурительных дебатов Роджер Тони был утвержден.

В дальнейшем он создал немало проблем президенту Аврааму Линкольну. В годы Гражданской войны Линкольн приостановил действие конституционных гарантий прав личности и стал заключать людей под стражу без санкций суда. Председатель Верховного суда США потребовал отменить это решение, но Линкольн отказался. Верховный суд решил спор в пользу Конституции спустя пять лет, когда ни Линкольна, ни Тони уже не было в живых, а война закончилась.

***

В двадцатом веке, после Второй мировой войны Сенат лишь дважды отклонял президентские назначения правительственного уровня.

В 1958 году за две недели до выборов в Конгресс президент Дуайт Эйзенхауэр направил на утверждение в Сенат назначение адмирала Льюиса Страусса на пост министра торговли. Ожидалось, что процедура пройдет гладко. Но на выборах республиканцы потерпели жестокое поражение. В Сенате произошло самое масштабное в его истории перераспределение сил. Демократы получили квалифицированное большинство – 64 места из 100. Раздосадованный таким поворотом событий, Страусс на публичных слушаниях вел себя по отношению к законодателям высокомерно и неуважительно, настаивал на своем праве в нарушение регламента участвовать в «перекрестном допросе» свидетелей. Претензии к адмиралу касались его прежней должности директора Агентства США по атомной энергии. В итоге Сенат не утвердил его назначение 49 голосами против 46.

Президент Эйзенхауэр назвал день голосования «вторым днем позора в истории Сената» (первым он считал голосование по импичменту президента Эндрю Джонсона в марте 1868 года – Джонсон был признан виновным, но решение не набрало большинства в две трети). Пресса писала, что это «болезненная личная пощечина» президенту и «политический суд Линча».

Оставшиеся 18 месяцев президентства Эйзенхауэра прошли в глухом и безнадежном противостоянии Белого дома и Конгресса.

***

В июле 1964 года спор вокруг назначения дошел до рукоприкладства. Президент Линдон Джонсон выиграл сражение за Закон о гражданских правах, запретивший любые формы расовой дискриминации. Но победа обошлась ему дорого. Ее ценой стал раскол в Демократической партии. Вожаком раскольников-южан стал сенатор Стром Термонд.

Стром Термонд

Надеясь умиротворить однопартийцев, Джонсон назначил на новоучрежденную должность главы Службы внутриобщинных отношений белого южанина, бывшего губернатора Флориды Лероя Коллинза.

Председатель профильного комитета Сената Уоррен Магнуссон располагал достаточным большинством для положительного решения, однако ему никак не удавалось собрать кворум. Сенатор Термонд расположился на подходах к залу заседаний и заворачивал членов комитета, надеясь взять Коллинза измором и заставить его снять свою кандидатуру. Когда перед ним появился сенатор Ральф Ярборо – единственный южанин, голосовавший за Закон о гражданских правах, – Термонд преградил ему путь.

«Давай, Стром, помоги нам собрать кворум», – насмешливо сказал Ярборо.

«Если смогу, не позволю тебе войти, а если ты попытаешься затащить меня, буду сопротивляться», – ответил Термонд с аналогичной усмешкой.

Ральф Ярборо

Обоим был 61 год от роду, но Термонд был почти на 14 килограммов тяжелее и в лучшей физической форме. После легкой потасовки сенаторы сняли пиджаки и приступили к делу всерьез. Термонд положил Ярборо на лопатки и потребовал, чтобы тот просил пощады. Поверженный отказался. Сгрудившиеся вокруг сенаторы уговаривали борцов прекратить поединок. В конце концов на месте действия появился председатель Магнуссон.

«Ладно, ребята, кончайте это дело», – сказал он.

«Вынужден подчиниться председателю», – прохрипел Ярборо, понимая, что это его спасение.

Строму Термонду ничего не оставалось, как отправиться вместе со всеми в зал заседаний. Борьбу за назначение Коллинза он проиграл со счетом 16:1. Вскоре он стал республиканцем.

***

В 1989 году новоизбранный президент Джордж Буш-старший назначил министром обороны Джона Тауэра. Тауэр был первым республиканцем из Техаса, избранным в верхнюю палату после Гражданской войны. Он избирался в Сенат четырежды и был его членом около 28 лет, с 1961 по 1985 год. Покинув Сенат, он возглавил американскую делегацию на переговорах по сокращению стратегических вооружений в Женеве, затем комиссию по расследованию дела «Иран-контрас». Однако консерваторы в рядах республиканцев считали его слишком левым.

Главным обвинением против Тауэра стала его личная жизнь: он будто бы злоупотреблял алкоголем и бегал за каждой юбкой.

В ходе сенатских слушаний 31 января 1989 года свидетель Пол Уэйрич заявил: «На протяжении многих лет я встречал кандидата в состоянии, далеком от трезвости, а также в обществе женщин, на которых он не был женат...»

Председательствующий сенатор Сэм Нанн немедленно предложил свидетелю продолжить показания на закрытом заседании комитета.




Дошло до того, что на ток-шоу NBC «Встреча с прессой» Джон Тауэр принес и зачитал вслух справку своего лечащего врача, а когда этого оказалось мало, пообещал бросить пить.

Тауэр. «Я утверждаю, что никогда не был алкоголиком и не страдал зависимостью от алкоголя. Тем не менее, чтобы рассеять всякие сомнения на этот счет, я клянусь, что если буду утвержден, на протяжении всего срока своего пребывания на посту министра обороны я не буду употреблять спиртные напитки какого бы то ни было сорта, включая вино, пиво и крепкий алкоголь любых видов».

Однако ведущий Сэм Дональдсон захотел большего.

Дональдсон. «Поскольку вас обвиняют также в распутстве, не должны ли вы поклясться не путаться с женщинами?»

Тауэр. «Я мужчина одинокий. Я встречаюсь с женщинами».

Дональдсон. «Вот именно. Вот я и спрашиваю...»

Тауэр. «Я одинокий мужчина вот уже три с половиной года... А что такое "распутничать", а, Сэм?»

Дональдсон. «Это не по моей части».

Тауэр. «Нет, ну это понятие расплывчатое. Можешь дать определение?»

Дональдсон. «Я не знаю».

Сенат отказался утвердить назначение Тауэра 53 голосами против 47.

Эта неудача подкосила 64-летнего Тауэра. Его оскорбил отказ по таким основаниям. «Выпивал ли я лишнее? Да, – говорил он в интервью The New York Times за несколько месяцев до смерти. – Страдал ли я алкоголизмом? Нет». Джон Тауэр погиб в авиакатастрофе в возрасте 65 лет.

***

В наше время президенты и их назначенцы стараются не доводить дело до голосования в Сенате. Они бросают «пробный шар», давая понять, кого собираются предложить на должность, и, если результаты зондирования неудовлетворительны, отзывают назначение или берут самоотвод.

Так поступила, в частности, в 1993 году Зои Бейрд, которую Билл Клинтон назначил министром юстиции: выяснилось, что у нее в доме шофером и няней работают нелегальные иммигранты из Перу. Бейрд сошла с дистанции и заплатила около трех тысяч долларов штрафа. Ее имя стало нарицательным. С тех пор президентских назначенцев спрашивают на слушаниях в Сенате: «У вас есть проблема Зои Бейрд?»

История получила название «Нянягейт», но не пошла впрок. Ровно по той же причине – наем нелегалов – в 2001 году сняла свою кандидатуру Линда Чавес, назначенная Бушем-младшим на пост министра труда.

Не повезло Бушу и с бывшим шефом нью-йоркской полиции Бернардом Кериком, которого он прочил в 2004 году в министры внутренней безопасности. Опять «нянягейт»! Но для Керика все закончилось гораздо хуже. Сначала он заплатил 221 тысячу долларов штрафа за «нарушения этики» в бытность полицейским начальником, а потом против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в мошенничестве и обмане налоговой службы. Керик вступил в сделку со следствием, признал себя виновным по 8 пунктам и в феврале 2010 года был приговорен к четырем годам тюрьмы, которые сейчас и отбывает.

Для Барака Обамы крупной неудачей стало несостоявшееся назначение госсекретарем Сьюзен Райс, представителя США в ООН. Райс отказалась от назначения после того, как республиканцы в Сенате подвергли ее суровой критике за ее заявления после трагедии в ливийском городе Бенгази, где в результате нападения 11 сентября прошлого года на американскую миссию погиб посол США Крис Стивенс и еще трое сотрудников. По мнению критиков, Райс якобы знала, что нападение – дело рук террористов, однако публично продолжала утверждать, что это спонтанная акция протеста, спровоцированная видеопародией на пророка Мухаммеда.

Райс заявила: «Сегодня я приняла решение, что лучшее, что я могу сделать для нашей страны и американского народа, – это перестать быть кандидатом на должность государственного секретаря... Я не хочу участвовать в процессе утверждения, который будет долгим, очень политизированным, отвлекающим внимание и разрушительным, потому что мы как страна должны сделать еще так много, и первые несколько месяцев второго срока президента – это реальная возможность добиться критически важных результатов».

Visit NBCNews.com for breaking news, world news, and news about the economy


Теперь сенатская оппозиция собирается провалить бывшего сенатора Чака Хейгела, который должен заменить Леона Панетту на посту министра обороны. Президенту Обаме предстоит сложная битва.