Как бозон в твиттере искали

Тут уж хиггстерия достигла высшей точки: около 36 000 твитов и ретвитов в час, то есть 10 записей в секунду!

Затянувшаяся история открытия бозона Хиггса, пожалуй, первый значительный пример того, как по-настоящему большие открытия отражаются в информационной среде в эпоху социальных сетей. Ученые из Бирмингемского университета воспользовались этой возможностью, чтобы собрать данные для построения математической модели распространения слухов, их только что вышедшая статья называется "Анатомия научного слуха".

Авторы рассмотрели только относительно короткий и насыщенный период с 1 по 7 июля 2012 года. Вообще говоря, всевозможные слухи и гадание на кофейной гуще распространялись по социальным сетям, в научных блогах и популярной прессе довольно давно, с тех пор как экспериментальные группы ATLAS и CMS, ведущие на Большом адронном коллайдере в женевском институте CERN охоту за бозоном Хиггса, стали более или менее регулярно поставлять информацию о своих успехах. Интерес широкой аудитории к элементарным частицам медленно рос, а к моменту главных событий (сообщение об открытии было сделано 4 июля 2012 года) бозон Хиггса по-настоящему приобрел статус селебрити и прозвище «частица Бога», несмотря на то что мало кто понимал, что это вообще такое.

Всего за восемь дней в июле прошлого года было написано более миллиона сообщений, содержащих одно из слов lhc («большой адронный коллайдер»), cern, higgs или boson (естественно, с учетом пользователей, использующих другие языки, например русский, таких постов было, очевидно, больше). В информационной вакханалии приняли участие 500 тысяч человек. Бирмингемские ученые не только проследили за тем, как рос вал записей в твиттере, но и использовали эти данные для построения теоретической модели распространения научных, да и любых других слухов. Данные показали, что на макроскопическом уровне до наступления «главного события» твиты распространяются со средней частотой один раз в полминуты и в основном локально: авторы последовательных твитов живут в пределах 30 километров друг от друга. В момент события картина резко меняется: информация распространяется намного быстрее (несколько постов в секунду) и глобально, географические закономерности практически исчезают. После окончания события перепосты возвращаются в прежний локальный режим. На микроскопическом уровне, то есть на уровне отдельного пользователя, заметна тенденция к публикации нескольких записей подряд с последующим длительным периодом молчания. Авторы формализовали свои наблюдения и сумели построить математическую модель распространения слухов, которая прекрасно соотносится с данными о хиггстерии, которая действительно поражает своими масштабами.

http://www.youtube.com/embed/QSQQ5vUndB4

Из всех существовавших на земле приборов только два имели реальный шанс зафиксировать интригующую частицу: европейский коллайдер (БАК), о котором шла речь выше, и американский Tevatron, который перестал работать еще в середине 2011 года, передав эстафету более мощному БАКу. Специфика поиска бозона Хиггса такова, что его невозможно непосредственно и немедленно увидеть в процессе отдельного эксперимента. Необходим кропотливый анализ результатов многих экспериментов, который может затянуться на месяцы. 2 июля 2012 года работавшие на американском ускорителе экспериментальные группы DØ и CDF представили результаты анализа примерно 500 триллионов столкновений частиц, которые произошли на Теватроне начиная с 2001 года и вплоть до его остановки в 2011 году. Ученые заявили, что бозон найден с вероятностью 549 из 550, чего по законам статистики недостаточно, чтобы считать открытие достоверным. Работа велась долго, и слухи об этом результате просочились в социальные сети раньше официального объявления, став источником первого, относительно небольшого вала постов в социальных сетях: на 1 июля в твиттере они появлялись со скоростью 36 постов в час.

Было известно, что через два дня, 4 июля, в рамках большой конференции, проходившей в австралийском Мельбурне, свои результаты собираются огласить группы ATLAS и CMS, работавшие на Большом адронном коллайдере. Появившаяся инсайдерская информация о том, что новости на этот раз будут еще лучше, вызвала вторую волну активности пользователей социальных сетей. В Мельбурне ученые действительно сообщили, что новая частица найдена с достоверностью 5 сигм, то есть шанс на ошибку составляет примерно один к 1 700 000, этого достаточно, чтобы считать открытие состоявшимся (правда, по-прежнему нужно доказать, что эта частица – действительно бозон Хиггса, но сейчас в этом мало кто сомневается). Тут уж хиггстерия достигла высшей точки: около 36 тысяч твитов и ретвитов в час, то есть 10 записей в секунду!

Бирмингемское исследование распространения слухов может иметь важные практические приложения, например, в маркетинге, но физики, пораженные обширным общественным интересом к своей деятельности, говорят о другом: как много из сделавших записи и ретвиты пользователей понимали, о чем они пишут? Один из самых популярных постов, написанный малоизвестным программистом Колином Эбергхардтом и получивший почти 8 тысяч ретвитов, не имел отношения к науке, а скорее касался дизайна: «Для слайдов презентации величайшего открытия нашего времени использовали славный шрифт Comic Sans». Впрочем, это действительно забавно – Comic Sans изображает шрифты, используемые в комиксах.