Старость не в радость

В докладе ООН, подчеркивают, что единственная возможность остановить убыль населения – это привлечь мигрантов из других стран

На японском острове Окинава живет рекордное количество самых старых людей на Земле, при этом почти никто из них не перемещается в инвалидной коляске. Женщины, чей возраст нередко превышает 90 лет, встают рано утром и бодрым шагом отправляются обрабатывать свои небольшие клочки земли, выращивая на них свежие овощи. В Японии 40 процентов населения – старше 65 лет, здесь больше долгожителей, чем в любой другой стране, и рекордная продолжительность жизни: для женщин в среднем 86 лет, а для мужчин – 79 лет. Интернет полон советов для тех, кто хочет жить так же долго, как японцы: поменьше есть, отказаться от молочных продуктов и мяса в пользу овощей и рыбы, как можно больше ходить пешком и как можно меньше пить кофе. Но у жизни до глубокой старости есть и немало отрицательных сторон. «Нужно добиться, чтобы старики быстрее умерли», – с таким заявлением на минувшей неделе выступил Таро Асо, министр финансов нового японского правительства. Эти слова относились к системе здравоохранения, которая обеспечивает уход за пожилыми людьми до самой смерти. Асо предлагал избавить государство от этого обязательства, чтобы люди, которые могут себе это позволить, нанимали сиделок и медсестер за свой счет, а те, кто не может, – умирали как можно быстрее. Особенно те, кто уже неспособен сам ухаживать за собой и требует постоянного медицинского наблюдения. Европейцу такое предложение может показаться глубоко циничным, но в Японии не все журили министра финансов, многие с ним согласились. Нужды стариков сегодня оплачивают налогоплательщики трудоспособного возраста, поэтому уровень японских налогов так высок, что многие семьи просто не могут себе позволить рожать больше детей, чтобы остановить старение.

Не все японцы рады, что доживают до преклонных годов. Многим пожилым приходится работать, поскольку государственной пенсии не хватает. Пятая часть людей, достигших 65-летнего возраста, живет за чертой бедности. Некоторые даже спят на улице и полагаются на помощь гуманитарных организаций, бесплатно раздающих еду. Япония лидирует в мире по количеству самоубийств: треть их приходится на тех, кому за 60.

http://www.youtube.com/embed/oG67vfjjT24

То, что сегодня – реальность в Японии, всего через 30–40 лет может стать реальностью в странах Европы. В 2050 году, по данным Европейской комиссии, треть населения ЕС будет старше 60. Под самым сильным ударом – Бельгия, Германия, Италия, Испания. За пределами ЕС - Россия. Но старение населения будет по-разному проявляться в разных странах. Где-то эта демографическая тенденция выразится в уменьшении количества трудоспособного населения и увеличении числа стариков, где-то начнется вымирание.

Рост населения в России, позволяющий государству иметь пенсионную систему, основанную на солидарности младших поколений со старшими, начал снижаться в 1990-х годах. Правда, в последние несколько лет население стало увеличиваться и в 2009 году – впервые в истории независимости России – показатели рождаемости превысили смертность. Но в докладе ООН, посвященном городам мира в 2012-2013 годах, сразу 11 крупных российских населенных пунктов попали в список вымирающих. По убыли населения лидирует Нижний Новгород, за ним идут Саратов, Пермь, Санкт-Петербург, Самара, Уфа, Воронеж, Волгоград, Челябинск, Омск и Новосибирск. Если это кого-то может утешить, украинские города вымирают еще быстрее, их в рейтинге пять. Интересно, что авторы доклада не увидели связи между ростом или убылью населения и его достатком: «Население уменьшается в некоторых городах Западной Европы, в Канаде и Новой Зеландии, – говорится в тексте, – но при этом уровень жизни в этих регионах остается очень высоким, а в некоторых случаях даже растет». Но это наблюдение имеет одно исключение: Восточная Европа. Там убыль населения, как правило, связана с тем, что люди предпочитают покидать город по экономическим причинам.

В Санкт-Петербурге результаты доклада ООН, согласно которым с 2010 по 2015 год убыль населения в этом городе составит минус 0,06 процентов, подвергли критике. Наталья Чистякова, старший научный сотрудник Института проблем региональной экономики Российской академии наук, считает, что дело в методике, выбранной при проведении исследования: «Действительно, был период, когда численность населения уменьшалась, но потом у нас поменялся учет миграции. С прошлого года не временными мигрантами, а подлежащими учету стали считать тех, кто прожил в городе 9 месяцев. До этого учет начинался после года проживания». Таким образом, за счет изменения правил подсчета, численность населения в статистике сразу увеличилась. Совсем недавно в Петербурге с помпой отпраздновали рождение 5-миллионной горожанки.

Санкт-Петербург известен своим суровым климатом, врачи давно тревожатся по поводу того, что здоровье детей и подростков до 14 лет неуклонно ухудшается, в прошлом году только 5% из них могли считаться абсолютно здоровыми. Экологи говорят, что виноват в этом не только климат, но и тот факт, что ежегодно в окружающую среду попадает до 10% опасных химических отходов, задействованных в производстве, в частности сотни тонн химических веществ, обладающих канцерогенными свойствами. Понятно, что это не может не сказываться губительным образом на здоровье и детей, и взрослых. Но больше всего удивляет, что население уменьшается во втором по величине городе России. Для сравнения, в Западной Европе наблюдается уменьшение населения небольших городов, а в крупных населенных пунктах население, наоборот, увеличивается – как за счет внутренней миграции, так и иммиграции.

Петербургский социолог Мария Мацкевич говорит, что, несмотря на рождение пятимиллионной петербуржанки, а также на начавшуюся недавно дискуссию о том, как добиться, чтобы население России в ближайшие 100 лет достигло миллиарда, трудно поверить, что все благополучно: «Невооруженным глазом виден прирост миграции, и если при этом мы с трудом возвращаемся к цифре, достигнутой приблизительно 30 лет назад, к 5 миллионам, видимо, со смертностью и рождаемостью у нас не все хорошо. Это происходит не только потому, что ухудшается экологическая ситуация. На первом месте – социальные причины, неуверенность в завтрашнем дне. Экономическая стабильность имеет второстепенное значение. Люди думают не только о том, будет ли у них завтра еда, но и об уровне образования, здравоохранения, есть ли детские сады, смогут ли они купить квартиру. Все это пока не благоприятствует росту демографических показателей».

В Испании, где население сокращается так же, как в России, проблемы другие – думать приходится не об экологии или обеспечении жильем, а о том, как управлять пенсионной системой в ситуации, когда количество работоспособного населения уменьшается.

В Испании коэффициент рождаемости – 1,48. К середине XXI века, по самым пессимистическим прогнозам, 60 процентов населения достигнет предпенсионного возраста. Как рассказал корреспондент РС Виктор Черецкий, в Испании средняя продолжительность жизни достигла 82 лет, а уровень рождаемости – один из самых низких в Западной Европе. Уже сегодня 17 процентов испанцев – старше 65 лет, а в 2050 году, по подсчетам демографов, эта категория граждан составит треть населения. Аналогичный прогноз существует и для других государств Западной Европы. По словам Росио Фернандес, заведующей кафедрой социологии Мадридского автономного университета, продолжительность жизни в развитых европейских странах каждый год увеличивается примерно на два месяца. В XX веке она выросла вдвое – с 40 до 80 лет, и эта тенденция сохранится в ближайшие годы. Фернандес считает, что сейчас главная задача правительства – принять меры, чтобы старики не просто долго жили, но чтобы они продолжали, по возможности, жить в полном достатке: «Поскольку в будущем пенсионеров станет больше, чем работающих, главный вопрос, кто и за счет чего в подобной демографической ситуации обеспечит людям их старость – не только пенсии, но и медицинское обслуживание».

Испанцы – и мужчины, и женщины – еще недавно выходили на пенсию в 65 лет, но было принято решение повысить пенсионный возраст до 67 лет. Главная причина – не хватает средств в фонде, пополняющемся за счет ежемесячных взносов всех работающих, поскольку их становится все меньше. В минувшем году правительство, чтобы выплатить пенсии, вынуждено было даже прибегнуть к чрезвычайной мере – взять деньги из государственного резерва.

Еще недавно считалось, что вопрос о поднятии пенсионного возраста в Испании – дело далекого будущего: нехватка рабочих рук восполнялась за счет иммигрантов, которые делали взносы в пенсионный фонд. Экономический кризис и безработица, вызвавшие, помимо всего прочего, массовый отъезд гастарбайтеров, внесли в эту систему коррективы. Сотрудник научно-исследовательского центра «Элькано» доктор экономики Альфонсо Диас считает эту меру оправданной: «Видимо, пенсионный возраст придется все время повышать. Если в ближайшее время испанцы будут выходить на пенсию в 67 лет, то со временем, возможно, они будут работать до 70».

Такие прогнозы в прошлом году вызвали массовые протесты со стороны профсоюзов, однако не все трудящиеся против увеличения пенсионного возраста. Социолог Хосе Кампо утверждает, что многие испанцы согласны работать на два года дольше, поскольку не хотят менять привычный образ жизни. Кампо, правда, уточняет, что продолжать трудовую деятельность до преклонного возраста могут позволить себе только люди, сохранившие здоровье.

Еще одна экстренная мера, направленная на снижение расходов из пенсионного фонда, – «замораживание» пенсионных выплат. До недавнего времени их размер ежегодно увеличивался на несколько процентов – в зависимости от инфляции. Теперь пенсии будут оставаться неизменными, как бы ни росли цены.
До начала кризиса – в середине минувшего десятилетия – правительство Испании приняло закон о помощи одиноким пожилым людям. Он, в частности, предусматривал выделение значительных средств на строительство государственных домов престарелых, на содержание домработниц для малообеспеченных стариков, которые живут дома, и даже на зарплату для лиц, заботящихся о своих родственниках пожилого возраста. Эта правительственная программа так и не была реализована из-за кризиса. В этом году правительство – в связи с ростом дефицита бюджета – сокращает расходы на медицинские учреждения государственной системы социального страхования. Очереди к врачам в районных поликлиниках растут. Операции теперь порой приходится дожидаться полгода. Повлияли финансовые неурядицы и на льготы испанских пенсионеров. В частности, им теперь приходится оплачивать 10% стоимости лекарств, хотя до недавнего времени медикаменты выдавались всем пенсионерам бесплатно.

Несколько недель назад в Евросоюзе завершился год активного старения и солидарности между поколениями, объявленный, чтобы привлечь к проблеме старения внимание как можно большего количества людей, а также, как бы сентиментально это ни звучало, чтобы приободрить тех, кто приближается к 60-летнему, 70-летнему или 80-летнему возрасту. Наряду с разнообразными исследованиями и конференциями, которые проводились на протяжении года, был создан специальный сайт для сотрудничества организаций, объединяющих по всему ЕС людей старше 50 лет. Все это делается не только из-за необходимости заранее принять меры и остановить негативный тренд, но и чтобы жители Евросоюза задумались о своем будущем. Старение населения означает, что бюджетных средств будет все больше и больше не хватать и что каждый человек должен – если не в полной мере, то, по крайней мере, частично – сам позаботиться о своей старости. С этой целью во многих странах Евросоюза стали реализовывать пенсионные реформы, предполагающие, что каждый человек трудоспособного возраста начнет заранее откладывать средства на свой собственный счет в пенсионном фонде. Для обеспечения достойной старости нет необходимости каждый месяц расставаться со значительной частью зарплаты. В Чехии многие пенсионные фонды утверждают, что достаточно и 20 долларов в месяц, чтобы обеспечить себе дополнительную финансовую поддержку после выхода на пенсию.