Не приезжайте, нам самим тошно

Лондон под дождем

Англия: с тех пор, как закончилась засуха, дождь льет без перерыва.

Улицы здесь не вымощены золотом – даже если очистить их от блевотины.

Если бы мы знали, что вы приедете, мы бы построили новые дома, привели в порядок инфраструктуру и вывели экономику из кризиса.

Английская ривьера – царство жестокой иронии.


«Если начать перечислять причины, по которым не стоит приезжать в Британию, – остановиться будет непросто», – пишет автор газеты The Guardian Тим Доулинг. И тут же, в подтверждение своих слов, переходит к делу – выше приведена только небольшая часть придуманных им слоганов о недостатках британской жизни. Согласны с комментатором The Guardian и читатели его газеты, и коллеги из Daily Telegraph, и даже… болгарские блогеры.

Все они стали в последние дни добровольными помощниками британского правительства, которое – по сообщению той же The Guardian – всерьез размышляет над кампанией по созданию непривлекательного образа Британии, призванной отвадить потенциальных иммигрантов из стран Юго-Восточной Европы.

У кабинета Дэвида Кэмерона, поставившего перед собой задачу в несколько раз снизить приток мигрантов в страну, не так много пространства для маневра. 1 января 2014 года Лондон обязан открыть рынок труда для граждан Румынии и Болгарии. Истекает переходный период после присоединения этих стран к ЕС, и их граждане должны с будущего года пользоваться на всей территории Евросоюза, в том числе и в Британии, теми же правами, что и остальные европейцы. Административными мерами поставить заслон на пути потенциальных иммигрантов невозможно, поэтому ищутся иные возможности снизить их грядущий приток. Одна из них – кампания по намеренному очернению образа Британии в глазах румын и болгар.

Ее ударными темами, по сообщению The Guardian, может стать климат на Британских островах и развенчание представлений о Британии как государстве всеобщего благоденствия: «здесь все время идет дождь, а работы мало, и она низкооплачиваемая». Газета цитирует (не называя имени) одного из министров кабинета, заявившего, что румынам и болгарам необходимо понять: улицы британских городов «не вымощены золотом».

Представитель кабинета, не упоминая непосредственно о пропагандистской кампании, подтвердил, что правительство создало специальную комиссию, которая должна разработать меры по ограничению миграции из Болгарии и Румынии. «Речь идет о потенциальной угрозе для рынка труда Соединенного Королевства... Сейчас ведутся обсуждения мер, которые мы можем принять в рамках, заданных правовой системой Европейского союза», – заявил он.

Кабинет Кэмерона в своих прогнозах опирается на исследования организации Migration Watch, согласно которым в 2014 году в Британию предположительно переедут до 250 тысяч граждан Болгарии и Румынии, в том числе значительное число цыган. Как указывает эта организация, несмотря на длительную экономическую рецессию, Соединенное Королевство «остается одним из самых привлекательных мест для мигрантов как из-за гибкости рынка труда, так и из-за доступности социальных выплат».

Британские власти «дуют на воду, обжегшись на молоке»: после вступления Польши в ЕС в 2004 году в Британию переехало в несколько раз больше граждан этой страны, чем ожидало тогдашнее лейбористское правительство. По итогам недавней переписи населения поляки составили второе по численности национальное меньшинство в Англии и Уэльсе (более 500 тысяч человек).

При этом если большинство поляков приехало именно работать, то от многих граждан Румынии и Болгарии, опасаются в правительстве, можно ждать попыток «сесть на пособие». Поэтому, наряду с негативной рекламной кампанией, кабинет обсуждает и другие меры – в частности, по данным The Guardian, такие как принятие закона, позволяющего «депортировать любого, кто не сможет найти работу в течение трех месяцев после приезда или доказать, что у него есть средства на проживание в стране в течение шести месяцев».

Именно под предлогом отсутствия у них средств для проживания Франция и Италия недавно принимали решения о депортации тысяч румынских цыган – за что подвергались критике со стороны правозащитных организаций и Совета Европы. К тому же для того, чтобы получить возможность депортировать безработных мигрантов – граждан стран ЕС, властям необходимо будет изменить принципы предоставления социальных пособий – а это может привести к всплеску недовольства в самом британском обществе.

Правительство, очевидно, посчитало, что проще будет попытаться снизить число иммигрантов, чем депортировать их из страны, неизбежно вступая в споры как с внутриполитическими оппонентами, так и с Брюсселем. Общественная реакция на возможную негативную рекламную кампанию, однако, оказалась на удивление единодушной: недоумение, смешанное с иронией.
Первый вопрос, поднятый комментаторами, – насколько эффективной может быть кампания «Не приезжайте в Британию», не будут ли выделенные на нее деньги просто выброшены на ветер? Даже оставляя в стороне вопрос о ее методах (биллборды на улицах Бухареста? Ролики на болгарских телеканалах? Проплаченные посты в блогах в стиле «Шок: Моя теща съездила в Лондон»?), есть большие основания сомневаться в том, что потенциальные иммигранты испугаются ужасов британского климата и отсутствия золотых мостовых. Как отмечает Daily Telegraph, «люди поедут из Болгарии не для того, чтобы наслаждаться архитектурой, зеленью лужаек, климатом или вином», – а ради возможности, несмотря на все проблемы, с которыми сталкиваются иммигранты, повысить уровень жизни своих семей, часто страдающих на родине от отсутствия перспектив, а нередко и настоящей нищеты.

Соединенные Штаты в годы Первой мировой войны вели кампанию в поддержку иммиграции...



Еще одно обстоятельство, вызвавшее недоумение у британских комментаторов, – достаточно успешная кампания по привлечению туристов Britain is GREAT, которую Лондон вел на протяжении последних полутора лет. Венцом этой кампании стала лондонская Олимпиада, организаторы которой отправили миру совсем иное послание, чем правительство Кэмерона, – о Британии как открытой стране, гордящейся и своим историческим наследием, и культурным многообразием настоящего. Совсем недавно британское министерство внутренних дел опубликовало брошюру для иностранцев, начинающуюся словами: «Британия – прекрасное место для жизни: это современное процветающее общество».

История с антирекламной кампанией подала, таким образом, сразу два повода для иронии: «двойные стандарты» правительства, завлекающего в страну туристов и инвесторов и одновременно пытающегося отвадить иммигрантов, и буквальную трактовку антикампании как возможности довести идею до гротеска и абсурда – в традициях британского юмора – и подшутить над самими собой, собственными национальными комплексами и политическими оппонентами.

«Антислоганы» бросились придумывать не только журналисты The Guardian, но и их оппоненты из Daily Telegraph. Адресатом шуток в стиле «Британия – это отстой» (Britain is Rubbish) стали, конечно же, никакие не румыны и не болгары, а сами британцы. При этом идейные оппоненты не забывают подкалывать друг друга: если для The Guardian одна из главных причин, по которым Британии следует сторониться, – это само правительство и лично Кэмерон, то, по версии Daily Telegraph, от переезда в страну откажется любой потенциальный иммигрант, прочитавший избранное рубрики The Guardian Comment is Free и узнавший из нее, что «британская элита, воспитанная в Итоне, буквально хохочет, натурально давя бедняков каблуками своих дорогих ботинок».

Последнее слово, впрочем, осталось за The Guardian, которая подключила к пародийной кампании читателей, предложив им создать свои варианты рекламных плакатов.

Ресурсы для самоиронии, подчас довольно злой, оказались, как предсказывал Тим Доулинг, и вправду почти безграничными.

Одна из конкурсных работ







Помимо погоды и политиков мишенью плакатов стали состояние транспорта, очереди, повальное пьянство в пятницу вечером, ханжество и ксенофобия, а общая их тональность выдержана в духе «мы бы и сами куда-нибудь свалили».

Мы голосовали за них... И сами бы уехали, если бы транспорт работал нормально




Один из лучших плакатов – длинное перечисление британских проблем и констатация: «Мы сами себя ненавидим. Не факт, что мы полюбим вас».

Мы сами себя ненавидим



«Флэшмоб», наконец, вышел за пределы Британии: свой вариант негативной кампании предложила и Huffington Post.

Круг замкнулся, когда к кампании подключились ее предполагаемые адресаты – оправдывая предположение комментатора Daily Telegraph: «Возможно, болгары и румыны воспримут любую негативную кампанию в качестве примера знаменитой британской самоиронии».

Болгарские пользователи твиттера под тэгом #avoidbritain, «придуманным» блогером Йорданом Ангеловым, начали публиковать советы британцам – как еще более унизить свою страну в глазах «отсталых» восточноевропейцев:

@peteriliev Англичанина спрашивают: — Когда у вас бывает лето? — Ну, в прошлом году, например, в среду! #avoidBritain

При этом и болгары не забывают и о главной «пружине» антикампании – самоиронии:

@ MartinZhel Нужно ли нам ввести ответные меры и ограничить иммиграцию из Британии в Болгарию? # AvoidBritain
@ STRANGER_BG в Англии, оказывается, пьянствуют только по вечерам в пятницу! С ума сойти! # AvoidBritain

Депутат-лейборист Кейт Ваз, назвавший саму идею антикампании «граничащей с фарсом», оказался прав: она и вправду превратилась в фарс еще до своей реализации. Daily Telegraph писала, что план рекламной антикампании стал бы «вызовом креативности любого рекламного агентства». Теперь очевидно, что агентства останутся без работы – переплюнуть читателей The Guardian им окажется вряд ли под силу. Я чрезвычайно удивлюсь, если кабинет Кэмерона после всего случившегося не откажется от идеи.

«Креатив» британской прессы и болгарских блогеров стал еще одной иллюстрацией работы медиа и социальных сетей в современном мире: стоило посмотреть на проблему под новым углом, и вместо ответа на вопрос британцы получили новую череду вопросов. Действительно ли потенциальная иммиграция нескольких десятков тысяч румын и болгар – главная проблема Британии? Что делать со всеми теми неустройствами, которые становятся аргументами в пользу утверждения «Британия – это отстой»? Следует ли заигрывать с ксенофобскими настроениями ради приобретения политических очков? Каково будущее отношений Лондона с Евросоюзом – если один из его основополагающих принципов, свобода передвижения, ставится под сомнение? Все эти вопросы в ближайшее время не исчезнут, и обилие пасмурных дней точно еще долго не станет главной проблемой британской жизни.