Во Франции не утихает полемика вокруг законопроекта об однополых браках. Депутаты Национального собрания Франции обсуждают его уже третий день. Противники нового закона, уже организовавшие в середине января масштабную акцию протеста, пообещали снова выйти на улицы.
«Депутаты выходят на передовую», «Первые схватки депутатов», «Фронтальное наступление»… Под такими заголовками французские газеты и журналы публикуют материалы о рассмотрении законопроекта об однополых браках, так называемого закона о «браке для всех», Национальным собранием. Напряжение между сторонниками и противниками законопроекта о легализации однополых браков и возможности усыновления для однополых пар, действительно, было в зале заседаний Национального собрания нешуточным. Бывший советник Николя Саркози Анри Гэно предложил вынести вопрос на референдум и напомнил о масштабной акции протеста против законопроекта: «13 января на улицы Парижа вышли миллион французов во имя защиты брака как социального института, древнего, как сама цивилизация. Они вышли на митинг, потому что извращение этого института приведет к потрясению общественного строя». Гэно тут же язвительно ответил депутат от «партии зеленых» Ноэль Мамер: «Перед нами человек, который написал для президента Николя Саркози речь, в которой он утверждает, что африканцы еще недостаточно укоренились в истории. А теперь он нам заявляет, что в историю не могут войти и гомосексуальные пары». Министр по делам семьи Доминик Бертинноти обвинила «правых» в том, что они спекулируют на страхах общества: «Это апокалиптическое видение преследует единственную цель – вызвать тревогу. Посмотрите на страны, где узаконены однополые браки и усыновление, разве там рухнуло общественное устройство? Нет!»
Законопроект «Брак для всех» – самая значительная социальная реформа во Франции после отмены смертной казни в 1981 году. Франция долго шла к ней. Тринадцать лет назад, в 1999 году, был принят закон о Гражданском договоре солидарности, так называемом ПАКСе, который впервые позволил неженатым парам, в том числе однополым, официально оформить минимальные личные и имущественные права. Слово «брак» во время обсуждения законопроекта намеренно не употреблялось, по замыслу премьер-министра-социалиста Лионеля Жоспена ПАКС не должен был ни в коем случае выглядеть неполноценным супружеством. Пять лет спустя Ноэль Мамэр, занимавший тогда пост мэра города Бегль на юго-западе Франции, зарегистрировал первый в стране гомосексуальный брак. Спустя два месяца суд высшей инстанции города Бордо признал его недействительным, но cвоего Мамэр добился – ему удалось повлиять на социалистов, которые прежде занимали сдержанную позицию по вопросу однополых браков.
Обсуждение законопроекта «брак для всех» продлится в Национальной ассамблее две недели. Противники законопроекта, депутаты партии «Союз за народное движение» и других правых партий, хотят максимально затянуть обсуждения – они внесли на рассмотрение рекордное количество поправок, более пяти тысяч. По данным опроса Французского института общественного мнения, большинство французов (63%) положительно относятся к легализации однополых браков, однако за усыновление однополыми парами выступают лишь 49% опрошенных.
О политической полемике вокруг «брака для всех» рассказывает парижский международный обозреватель РС Семен Мирский:
– В дебатах, которые ведутся на таком уровне страстей, всегда наступает момент, когда сам предмет спора забывается или отходит в сторону, и ему на смену приходит конфликт идеологий в чистом виде, то есть политическое противостояние. И нынешние дебаты не исключение. Вот, если хотите, один пример. Социалист из департамента Кальвадос Ален Туре сказал, повернувшись к скамьям правой оппозиции: «Вас выгнали в дверь, теперь вы лезете в окно. Вы ничуть не изменились, господа, вы все те же бонапартисты, а мы – представители парламентской демократии».
– Обозначили ли свои позиции по этому вопросу президент Франции Франсуа Олланд и его главные политические противники?
– Олланд-то и является инициатором законопроекта. Олланд сделал законопроект чуть ли ни одним из основных положений своей предвыборной кампании, которая привела его, как мы знаем, к победе на президентских выборах в мае прошлого года. Сильно схематизируя, можно сказать, что левые выступают «за» законопроект, а правые, и в первую очередь католическая церковь, – против легализации однополых браков. Вот конкретные примеры. Министр юстиции из рядов Социалистической партии заявила с трибуны Национального собрания: «Цель нашего законопроекта – равноправие для всех граждан». Министру возразил представитель Союза правых сил Анри Гэно: «В основе вашего подхода лежит отрицание самого факта различий между мужчиной и женщиной». Эту же точку зрения весьма красноречиво поддержал бывший премьер-министр Франции Франсуа Фийон, сказавший, что в случае принятия закона будет также узаконена практика искусственного оплодотворения для лесбийских пар, а также вынашивание ребенка женщиной, оплодотворенной анонимным донором. Во имя равноправия, сказал Франсуа Фийон своим политическим противникам, «вы откроете ящик Пандоры, который потом будет очень трудно закрыть». А депутат-социалист Кристиан Асаф бросил с трибуны Национального собрания: «Время розовых треугольников ушло навсегда!» Трудно описать, что началось после этих слов на пленарной сессии. Розовый треугольник носили, как известно, в нацистских концлагерях гомосексуалисты. Такое вот сравнение противников законопроекта с нацистами не могло не вызывать бурю.
– Во многих странах мира, в том числе и в России, идет дискуссия о правах представителей ЛГБТ-сообщества. В России эта дискуссия имеет, как кажется, чуть ли не мировоззренческий характер: условно говоря, новые прогрессивные образованные слои населения против традиционалистски настроенного общества. Во Франции эта матрица работает или нет?
– Она работает. Противники «брака для всех» напоминают, что понятия брака между мужчиной и женщиной, семьи, соблюдения ветхозаветного закона «Плодитесь и размножайтесь!» – восходят к библейской старине. И, таким образом, законопроект, который сегодня обсуждается в Национальном собрании Франции, дескать, угрожает самим устоям общества, угрожает тем краеугольным камням, на которых стоит Франция с ее тысячелетней историей.
Фрагмент итогового выпуска программы «Время свободы»
«Депутаты выходят на передовую», «Первые схватки депутатов», «Фронтальное наступление»… Под такими заголовками французские газеты и журналы публикуют материалы о рассмотрении законопроекта об однополых браках, так называемого закона о «браке для всех», Национальным собранием. Напряжение между сторонниками и противниками законопроекта о легализации однополых браков и возможности усыновления для однополых пар, действительно, было в зале заседаний Национального собрания нешуточным. Бывший советник Николя Саркози Анри Гэно предложил вынести вопрос на референдум и напомнил о масштабной акции протеста против законопроекта: «13 января на улицы Парижа вышли миллион французов во имя защиты брака как социального института, древнего, как сама цивилизация. Они вышли на митинг, потому что извращение этого института приведет к потрясению общественного строя». Гэно тут же язвительно ответил депутат от «партии зеленых» Ноэль Мамер: «Перед нами человек, который написал для президента Николя Саркози речь, в которой он утверждает, что африканцы еще недостаточно укоренились в истории. А теперь он нам заявляет, что в историю не могут войти и гомосексуальные пары». Министр по делам семьи Доминик Бертинноти обвинила «правых» в том, что они спекулируют на страхах общества: «Это апокалиптическое видение преследует единственную цель – вызвать тревогу. Посмотрите на страны, где узаконены однополые браки и усыновление, разве там рухнуло общественное устройство? Нет!»
Законопроект «Брак для всех» – самая значительная социальная реформа во Франции после отмены смертной казни в 1981 году. Франция долго шла к ней. Тринадцать лет назад, в 1999 году, был принят закон о Гражданском договоре солидарности, так называемом ПАКСе, который впервые позволил неженатым парам, в том числе однополым, официально оформить минимальные личные и имущественные права. Слово «брак» во время обсуждения законопроекта намеренно не употреблялось, по замыслу премьер-министра-социалиста Лионеля Жоспена ПАКС не должен был ни в коем случае выглядеть неполноценным супружеством. Пять лет спустя Ноэль Мамэр, занимавший тогда пост мэра города Бегль на юго-западе Франции, зарегистрировал первый в стране гомосексуальный брак. Спустя два месяца суд высшей инстанции города Бордо признал его недействительным, но cвоего Мамэр добился – ему удалось повлиять на социалистов, которые прежде занимали сдержанную позицию по вопросу однополых браков.
Обсуждение законопроекта «брак для всех» продлится в Национальной ассамблее две недели. Противники законопроекта, депутаты партии «Союз за народное движение» и других правых партий, хотят максимально затянуть обсуждения – они внесли на рассмотрение рекордное количество поправок, более пяти тысяч. По данным опроса Французского института общественного мнения, большинство французов (63%) положительно относятся к легализации однополых браков, однако за усыновление однополыми парами выступают лишь 49% опрошенных.
О политической полемике вокруг «брака для всех» рассказывает парижский международный обозреватель РС Семен Мирский:
– В дебатах, которые ведутся на таком уровне страстей, всегда наступает момент, когда сам предмет спора забывается или отходит в сторону, и ему на смену приходит конфликт идеологий в чистом виде, то есть политическое противостояние. И нынешние дебаты не исключение. Вот, если хотите, один пример. Социалист из департамента Кальвадос Ален Туре сказал, повернувшись к скамьям правой оппозиции: «Вас выгнали в дверь, теперь вы лезете в окно. Вы ничуть не изменились, господа, вы все те же бонапартисты, а мы – представители парламентской демократии».
– Обозначили ли свои позиции по этому вопросу президент Франции Франсуа Олланд и его главные политические противники?
– Олланд-то и является инициатором законопроекта. Олланд сделал законопроект чуть ли ни одним из основных положений своей предвыборной кампании, которая привела его, как мы знаем, к победе на президентских выборах в мае прошлого года. Сильно схематизируя, можно сказать, что левые выступают «за» законопроект, а правые, и в первую очередь католическая церковь, – против легализации однополых браков. Вот конкретные примеры. Министр юстиции из рядов Социалистической партии заявила с трибуны Национального собрания: «Цель нашего законопроекта – равноправие для всех граждан». Министру возразил представитель Союза правых сил Анри Гэно: «В основе вашего подхода лежит отрицание самого факта различий между мужчиной и женщиной». Эту же точку зрения весьма красноречиво поддержал бывший премьер-министр Франции Франсуа Фийон, сказавший, что в случае принятия закона будет также узаконена практика искусственного оплодотворения для лесбийских пар, а также вынашивание ребенка женщиной, оплодотворенной анонимным донором. Во имя равноправия, сказал Франсуа Фийон своим политическим противникам, «вы откроете ящик Пандоры, который потом будет очень трудно закрыть». А депутат-социалист Кристиан Асаф бросил с трибуны Национального собрания: «Время розовых треугольников ушло навсегда!» Трудно описать, что началось после этих слов на пленарной сессии. Розовый треугольник носили, как известно, в нацистских концлагерях гомосексуалисты. Такое вот сравнение противников законопроекта с нацистами не могло не вызывать бурю.
– Во многих странах мира, в том числе и в России, идет дискуссия о правах представителей ЛГБТ-сообщества. В России эта дискуссия имеет, как кажется, чуть ли не мировоззренческий характер: условно говоря, новые прогрессивные образованные слои населения против традиционалистски настроенного общества. Во Франции эта матрица работает или нет?
– Она работает. Противники «брака для всех» напоминают, что понятия брака между мужчиной и женщиной, семьи, соблюдения ветхозаветного закона «Плодитесь и размножайтесь!» – восходят к библейской старине. И, таким образом, законопроект, который сегодня обсуждается в Национальном собрании Франции, дескать, угрожает самим устоям общества, угрожает тем краеугольным камням, на которых стоит Франция с ее тысячелетней историей.
Фрагмент итогового выпуска программы «Время свободы»