G20 в Москве: без валютных войн

В Москву сегодня приезжают руководители центральных банков и министры финансов стран G20. В субботу они соберутся на первое из четырех запланированных на 2013 год совещаний по графику “Большой двадцатки”. Два из них пройдут в столице России, как страны, председательствующей в этом году в G20, два – в Вашингтоне.

“Двадцатка” обеспечивает более 90% объема мировой экономики. В отличие от встреч еще 3-4 года назад, когда угроза расширения финансового кризиса сохранялась, теперь руководителям финансовых ведомств стран G20 нет необходимости обсуждать некие экстренные совместные меры.


Их вообще принимают нечасто и лишь по очевидным поводам. Например, в марте 2011 года, сразу после землетрясения и цунами в Японии, центральные банки стран “Большой семерки” именно совместными действиями всего за несколько дней “усмирили” курс японской иены. Он тогда круто рос на ожиданиях, что мобилизация Японией своих огромных зарубежных активов для финансирования восстановительных работ приведет к резкому росту спроса на японскую валюту.

Осенью того же года центробанки США, Евросоюза, Японии, Великобритании, Канады и Швейцарии провели еще две масштабные совместные акции. Коммерческим банкам целого ряда стран G20, прежде всего европейским, были предоставлены дополнительные кредиты в американских долларах, чтобы обеспечить их необходимой и остродефицитной тогда долларовой ликвидностью для проведения текущих расчетов. Но этими немногими примерами “очевидные” совместные действия центробанков в последние годы фактически и ограничиваются.

В итоговых коммюнике тогдашних заседаний руководителей финансовых ведомств стран “Двадцатки” некоторые разделы и впрямь выглядели как планы антикризисных действий. Но кризис отошел в историю, а его последствия, в виде экономического спада и роста безработицы, страны предпочитают преодолевать мерами собственной финансовой политики.

В США и Японии к таковым относят, в частности, продолжение финансового стимулирования. В Японии, как и 15-20 лет назад, борются с дефляцией, закачивая в экономику дополнительные триллионы. Такие действия нового правительства и воспринимаются в других странах как поощрение девальвации иены ради поддержки японских экспортеров. В США, где доля экспорта в объеме ВВП не превышает 11-12%, дополнительные вливания денег в экономику направлены на стимулирование ее кредитования банками. В обоих случаях результаты пока скромные, но власти от принимаемых мер отказываться не намерены. Чтобы ни говорили им партнеры по G20.

Европейский центральный банк, наоборот, дополнительные вливания в банки Европы ограничил, напоминая, что они и так получили от него более одного триллиона евро. И тоже пока не намерен пересматривать свою политику. Даже несмотря на затягивающуюся рецессию, экономика еврозоны сокращается уже четыре квартала подряд.

На саммите стран G20 осенью 2011 года так много говорили о “валютных войнах”. Сам этот термин вошел тогда в политический лексикон с легкой руки министра финансов Бразилии. Под ним разумелись действия крупных развивающихся стран: в них потекли капиталы с Запада, где, на фоне кризиса, возможностей для инвесторов заработать на финансовых рынках резко поубавилось. И чтобы предотвратить неконтролируемый рост курсов собственных валют, развивающиеся страны ввели ограничительные меры.

Но даже тогда в документах очередных совещаний на уровне G20 “валютные войны” не упоминались. Сегодня поводов для этого еще меньше.