Оскар-2013 оказался весьма политизированным.
Лучшим фильмом была признана "Операция Арго" Бена Эффлека - картина о спасении американских дипломатов из охваченного исламской революцией Ирана в 1979 году. О политике и истории говорили в связи с фильмом Стивена Спилберга "Линкольн". Фильм же Кэтрин Бигелоу "Цель номер один" о 10-летних посках Усамы бин Ладена и вовсе породил политический скандал вокруг вопроса о допустимости использования пыток в борьбе с терроризмом. Это не случайность. Голливуд политически активен - и собственно в кинематографе, и вне его, в реальной жизни.
Голливуд в последней предвыборной кампании
30 августа 2012 года на сцену предвыборного съезда Республиканской партии поднялся легендарный актер и режиссер Клинт Иствуд. Его речь, без сомнения, останется в истории. Любому видевшему ее невозможно забыть странный монолог Иствуда, который довольно резко обращался к стоявшему рядом пустому стулу - так, будто на нем сидел президент Обама.
Этот сценический этюд вызвал язвительные усмешки из стана демократов, некоторую озабоченность в стане республиканцев (Иствуд напрочь затмил республиканского кандидата Митта Ромни, который должен был бы быть звездой съезда), но очень понравился сторонникам республиканцев - их электоральной базе. Это показательный пример влияния Голливуда в политике.
Впрочем, это не единственная форма участия в политической жизни: обитатели Голливуда, как правило, состоятельные люди, и активно участвуют в fundraisers - мероприятиях по сбору средств на кампанию, рассказывает голливудский сценарист и продюсер Дмитрий Липкин. Деньги могут собираться на кампанию кандидата или на продвижение какой-либо общественно-политической инициативы, скажем, на кампанию за отмену смертной казни в штате.
Здесь можно заметить отличие от, скажем, российских реалий, где политики часто за деньги призывают кинозвезд и прочих знаменитостей для участия в своих кампаниях. Политическая активность Голливуда - его инициатива и осознание своего влияния и своих финансовых и прочих возможностей. И это продолжение политической активности отдельных его представителей. Липкин рассказывал, как в разгар предвыборной кампании отправился в Лас-Вегас в соседнем штате Невада, чтобы добровольцем ходить по домам, напоминать о предстоящих выборах и тем повышать явку избирателей. Направлял его и его друзей в этих действиях местный штаб демократов, и конечно, явка повышалась, в первую очередь, среди сторонников партии. Липкин не получал за это никаких денег, напротив, сам платил за дорогу и жилье. В Лас-Вегас он отправился, поскольку Калифорния и так обычно голосует за демократического кандидата, а вот в Невада - колеблющийся штат, и там предвыборная работа особенно важна. Обама в 2012 Неваду выиграл.
Голливуд и политика. Начало
На заре кинематографа никто не предполагал, что занятный аттракцион с движущимися картинками станет могучим средством воздействия на умы. Еще звезды немого кино обрели невероятную популярность, превратились в законодателей мод, манер, привычек и политических взглядов. Много позже Марлон Брандо, сполна вкусивший славы, сказал об этом так: «Если актер умеет продать дезодорант, он с таким же успехом способен продавать идеи».
Эдгар Гувер оценил политический потенциал Голливуда еще в 1918 году. Он возглавлял тогда отдел общих расследований Министерства юстиции, позднее преобразованного в ФБР. По его распоряжению агенты начали тайную слежку за голливудскими радикалами. Их донесения подтвердили худшие опасения Гувера. «Ряд кинозвезд, - докладывали ему, - играют активную роль в красном движении и вынашивают планы распространения коммунистической пропаганды посредством кинофильмов».
Под колпаком у Гувера одним из первых оказался Чарли Чаплин с его сочувствием маленькому человеку и насмешками над правящим классом.
Президентская кампания республиканца Уоррена Гардинга в 1920 году стала новым словом избирательных технологий. Гардинг не ездил по стране, а вел агитацию из собственного дома в Мэрионе, штат Огайо. Фирма Эдисона записывала и распространяла его речи на пластинках. Она же наладила производство регулярных выпусков кинохроники о последних событиях кампании Гардинга. В кампании Гардинга участвовали кумиры публики - Дуглас Фэрбенкс и Мэри Пикфорд, и это был первый случай привлечения кинозвезд к выборам. Опыт оказался успешным – Гардинг победил.
Голливуд и Вторая мировая война
Влияние киноиндустрии не ограничивалось выборами президента. Речь могла идти, например, о воздействии на внешнюю политику страны. В 1936 году Голливуд стал одним из центров антинацистского движения в США. Группа актеров, продюсеров и сценаристов, в числе которых были Дороти Паркер, Фрэнсис Скотт Фитцджеральд, Дэшиэл Хаммет, Глория Стюарт, Мэрвин Лерой, Бенни Гудман и Эрнст Любич, организовала Антинацистскую лигу Голливуда. К 1938 году в ней состояло уже пять тысяч членов. В том же году на экраны вышел фильм «Блокада» о гражданской войне в Испании - он был немедленно запрещен в Германии, Испании и Италии. Фильм поставил режиссер Уолтер Вангер, сценарий написали Джон Говард Лоусон и Клиффорд Одетс – все трое члены Антинацистской лиги.
В 1939 Джек Уорнер стал продюсером картины «Признания нацистского шпиона», основанной на книге бывшего агента ФБР Леона Тарро о гитлеровской шпионской сети в США. А в 1940 Чаплин выпустил свою сатиру на Гитлера «Великий диктатор».
http://www.youtube.com/embed/Y4M0BW1GLnw
Вопрос о вступлении США в войну тогда был далеко не предрешен. В Вашингтоне и на Уолл-стрит была сильна «партия мира». Антинацистскую лигу Голливуда обвинили в том, что она втравливает Америку в ненужную ей войну. Один из лидеров изоляционизма сенатор-республиканец Джеральд Най требовал от Голливуда прекратить эту «военную лихорадку». Перл-Харбор положил конец колебаниям.
В 1939 году пакт Молотова-Риббентропа практически в одночасье разрушил Антинацистскую лигу Голливуда, внеся раскол между либералами и сторонниками коммунистов. Впоследствии лига была преобразована в Голливудский демократический комитет. В 1944 году его члены Хэмфри Богарт, Джуди Гарланд, Рита Хэйуорт, Фрэнк Синатра и Орсон Уэллс агитировали за переизбрание Франклина Рузвельта на четвертый срок.
Голливуд под ударом. “Красная угроза”
Отношение властей к Голливуду долгие годы определялось их страхом перед коммунистической угрозой - реальной и мнимой. После войны в США была раскрыта обширная агентурная сеть советской разведки. Началась охота на ведьм. Кинематографисты левых взглядов были вызваны для дачи показаний в комитет нижней палаты Конгресса по расследованию антиамериканской деятельности. Отказавшиеся отвечать на вопрос о своей принадлежности к коммунистической партии попадали в «черный список» и потеряли работу в Голливуде. Некоторые из них – в частности, Чарли Чаплин и Орсон Уэллс – покинули США, другие работали под псевдонимами.
Допрос Джона Говарда Лоусона в комиссии по антиамериканской деятельности:
http://www.youtube.com/embed/F7W3XbDZqO4
Предметом отдельного расследования стала сталинистская продукция времен войны – фильмы «Миссия в Москву», «Северная звезда» и «Песнь о России». Эти ленты – позор Голливуда, который не оправдывают соображения лояльности по отношению к военному союзнику. «Миссия в Москву» была экранизацией одноименной книги бывшего посла США в Москве в 1937-1938 годах Джозефа Дэвиса. Он воспел и государственную мудрость Сталина, и Большой террор, и московские процессы «врагов народа». На слушаниях в Конгрессе выяснилось, что картина была снята по личной просьбе Рузвельта. С резкой критикой фильма «Песнь о России» выступила перед законодателями романистка Айн Рэнд, за что заслужила проклятия либеральной Америки. Сценарист картины Пол Джеррико попал в «черный список», а исполнитель главной роли Роберт Тэйлор заявил комиссии, что снимался против своей воли, поскольку не мог расторгнуть контракт со студией.
60-е. “Золотой век” Голливуда в политике
Одна из самых ярких страниц голливудского участия в предвыборных кампаниях - 60-е годы. Тогда кинозвезды в качестве политических активистов участвовали в движении за гражданские права, в антивоенных протестах. В 1960 году за кандидата демократов Джона Кеннеди агитировал весь шоу-бизнес. Вот ролик с участием певца Гарри Белафонте:
Гарри Белафонте: "Привет. Меня зовут Гарри Белафонте. Я артист, я не политик. Но как большинство американцев, меня очень интересует политическая и экономическая судьба моей страны. Рядом со мной сидит сенатор Джон Кеннеди. У меня к нему много вопросов, как, я уверен, и у каждого из вас – о гражданских правах, о внешней политике, об экономике и о том, что произойдет со страной".
Джон Кеннеди: "И я хочу заявить со всей определенностью, Гарри, что во всех вопросах, касающихся гражданских прав, минимальной зарплаты, строительства жилья, улучшения условий труда, я стою за равные возможности для всех американцев. За них стояла Демократическая партия Франклина Рузвельта".
Гарри Белафонте: "Я голосую за сенатора. А вы?".
Диктор: "Голосуйте за лидера такого же, как Рузвельт. Выбирайте президентом Джона Кеннеди".
В 1968 году главным вопросом кампании была война во Вьетнаме, и шоу-бизнес поддержал кандидата, который обещал положить конец войне – сенатора Юджина Маккарти. За него агитировали Пол Ньюман, Марлон Брандо, Сидней Пуатье, Берт Ланкастер, Бетт Дэвис, драматург Артур Миллер и романист Уильям Стайрон, артисты, получившие популярность на волне антивоенных настроений – Боб Дилан и Джоан Баэз. Никакими страстными речами политиков невозможно было собрать такую аудиторию, какую собирали эти исполнители. Помимо концертов, они устраивали мероприятия по сбору средств в избирательную кассу своего кандидата.
Однако в апреле, после того, как президент Линдон Джонсон отказался от переизбрания, в гонку вступил Роберт Кеннеди, и многие голливудские звезды перешли на его сторону. Среди них были Кирк Дуглас, Уоррен Битти, Билл Косби, Тони Кёртис и Джек Лемон, Ширли Маклейн, Грегори Пек, Род Стайгер и рок-группа ''Аэроплан Джефферсона''. Кеннеди выиграл у Маккарти критические важные праймериз в Калифорнии, но сам об этом уже не узнал - в ту же ночь он был убит.
У Маккарти остался единственный конкурент - вице-президент Губерт Хэмфри. Его поддержал Фрэнк Синатра.
Фрэнк Синатра: Леди и джентльмены, я Фрэнк Синатра. Я хочу рассказать вам о человеке, который обещал прекратить бомбардировки Вьетнама, что станет первым шагом к миру. Он обещал вернуть мир и порядок на улицы наших городов. Это человек, который сказал, что каждый американец имеет право на полноценное образование. Человек, о котором я говорю, - Губерт Хэмфри. Но для того, чтобы господин Хэмфри осуществил свои планы, он должен быть избран президентом. И для того, чтобы это произошло, ему нужна ваша помощь. Ему нужны деньги. Сейчас на экране вы видите адрес, по которому следует посылать взносы в избирательную кампанию Хэмфри. Пошлите ваш взнос, большой или малый. главное – сделайте это как можно быстрее. Помогите Губерту Хэмфри и тем самым помогите Америке. Спасибо.
Голливуд между либерализмом и консерватизмом
Голливуд в большинстве своем поддерживает демократов и в целом либеральную повестку. Ведущие продюсеры - Геффен, Каценберг, Райнер, Сабан, Вайнстин; лучшие сценаристы – Лир, Грифитс, Рэфил, Эпстин, Уилсон; известные режиссеры – Спилберг, Коппола, Ли, Поллак, Аллен, Мур; звезды – Редфорд, Страйсенд, Дэймон, Болдуин, Сарандон, Николсон, Пен и многие другие - у всех у них ярко выраженная левая ориентация в политике. Они и их коллеги в Голливуде – важнейшие финансовые доноры Демократической партии и многих протестных движений, включая движение Occupy.
Сценарист и продюсер Дмитрий Липкин называет возможной причиной этого то, что Голливуд аккумулирует людей, покинувших родные места и оставивших позади традиционалистские ценности.
Подобные суждения можно увидеть и у далеких от Голливуда интеллектуалов. Лауреат Нобелевской премии по экономике Гарри Беккер считает, что работники киноиндустрии тяготеют к левым взглядам более свободных моральных взглядов Голливуда - в частности, в отношении брака, абортов, ЛГБТ-сообщества, наркотиков и так далее. То есть речь идет об образе жизни.
Не стоит, впрочем, преувеличивать влияние Голливуда на политику, и уж тем более, его роль в успехе демократических кандидатов. Демократы сами с осторожностью относятся к поддержке со стороны кинозвезд, поскольку это может быть использовано конкурентами-республиканцами для контр-агитации - мол, демократы представляют интересы шоу-бизнеса (а образ жизни многих представилей шоу-бизнеса отличается от образа жизни среднего обывателя).
И важно заметить, что голливудский консерватизм тоже имеет долгую историю, а главное – он оказался более успешен политически. Именно представитель правого Голливуда – Рональд Рейган – совершил консервативную революцию 80-х. «Разве актер может быть президентом?» - спросили его однажды. «Разве президент может не быть актером?» - ответил он.
Республиканский Голливуд сегодня – это Сильвестр Сталлоне, Чак Норрис, Арнольд Шварценеггер, Роберт Дюваль, Джон Войт, Мел Гибсон, Адам Сэндлер, поддержавшие на последних выборах Митта Ромни.
Ну, и конечно, незабываемый Клинт Иствуд.
Лучшим фильмом была признана "Операция Арго" Бена Эффлека - картина о спасении американских дипломатов из охваченного исламской революцией Ирана в 1979 году. О политике и истории говорили в связи с фильмом Стивена Спилберга "Линкольн". Фильм же Кэтрин Бигелоу "Цель номер один" о 10-летних посках Усамы бин Ладена и вовсе породил политический скандал вокруг вопроса о допустимости использования пыток в борьбе с терроризмом. Это не случайность. Голливуд политически активен - и собственно в кинематографе, и вне его, в реальной жизни.
Голливуд в последней предвыборной кампании
Этот сценический этюд вызвал язвительные усмешки из стана демократов, некоторую озабоченность в стане республиканцев (Иствуд напрочь затмил республиканского кандидата Митта Ромни, который должен был бы быть звездой съезда), но очень понравился сторонникам республиканцев - их электоральной базе. Это показательный пример влияния Голливуда в политике.
Впрочем, это не единственная форма участия в политической жизни: обитатели Голливуда, как правило, состоятельные люди, и активно участвуют в fundraisers - мероприятиях по сбору средств на кампанию, рассказывает голливудский сценарист и продюсер Дмитрий Липкин. Деньги могут собираться на кампанию кандидата или на продвижение какой-либо общественно-политической инициативы, скажем, на кампанию за отмену смертной казни в штате.
Здесь можно заметить отличие от, скажем, российских реалий, где политики часто за деньги призывают кинозвезд и прочих знаменитостей для участия в своих кампаниях. Политическая активность Голливуда - его инициатива и осознание своего влияния и своих финансовых и прочих возможностей. И это продолжение политической активности отдельных его представителей. Липкин рассказывал, как в разгар предвыборной кампании отправился в Лас-Вегас в соседнем штате Невада, чтобы добровольцем ходить по домам, напоминать о предстоящих выборах и тем повышать явку избирателей. Направлял его и его друзей в этих действиях местный штаб демократов, и конечно, явка повышалась, в первую очередь, среди сторонников партии. Липкин не получал за это никаких денег, напротив, сам платил за дорогу и жилье. В Лас-Вегас он отправился, поскольку Калифорния и так обычно голосует за демократического кандидата, а вот в Невада - колеблющийся штат, и там предвыборная работа особенно важна. Обама в 2012 Неваду выиграл.
Голливуд и политика. Начало
На заре кинематографа никто не предполагал, что занятный аттракцион с движущимися картинками станет могучим средством воздействия на умы. Еще звезды немого кино обрели невероятную популярность, превратились в законодателей мод, манер, привычек и политических взглядов. Много позже Марлон Брандо, сполна вкусивший славы, сказал об этом так: «Если актер умеет продать дезодорант, он с таким же успехом способен продавать идеи».
Эдгар Гувер оценил политический потенциал Голливуда еще в 1918 году. Он возглавлял тогда отдел общих расследований Министерства юстиции, позднее преобразованного в ФБР. По его распоряжению агенты начали тайную слежку за голливудскими радикалами. Их донесения подтвердили худшие опасения Гувера. «Ряд кинозвезд, - докладывали ему, - играют активную роль в красном движении и вынашивают планы распространения коммунистической пропаганды посредством кинофильмов».
Президентская кампания республиканца Уоррена Гардинга в 1920 году стала новым словом избирательных технологий. Гардинг не ездил по стране, а вел агитацию из собственного дома в Мэрионе, штат Огайо. Фирма Эдисона записывала и распространяла его речи на пластинках. Она же наладила производство регулярных выпусков кинохроники о последних событиях кампании Гардинга. В кампании Гардинга участвовали кумиры публики - Дуглас Фэрбенкс и Мэри Пикфорд, и это был первый случай привлечения кинозвезд к выборам. Опыт оказался успешным – Гардинг победил.
Голливуд и Вторая мировая война
Влияние киноиндустрии не ограничивалось выборами президента. Речь могла идти, например, о воздействии на внешнюю политику страны. В 1936 году Голливуд стал одним из центров антинацистского движения в США. Группа актеров, продюсеров и сценаристов, в числе которых были Дороти Паркер, Фрэнсис Скотт Фитцджеральд, Дэшиэл Хаммет, Глория Стюарт, Мэрвин Лерой, Бенни Гудман и Эрнст Любич, организовала Антинацистскую лигу Голливуда. К 1938 году в ней состояло уже пять тысяч членов. В том же году на экраны вышел фильм «Блокада» о гражданской войне в Испании - он был немедленно запрещен в Германии, Испании и Италии. Фильм поставил режиссер Уолтер Вангер, сценарий написали Джон Говард Лоусон и Клиффорд Одетс – все трое члены Антинацистской лиги.
В 1939 Джек Уорнер стал продюсером картины «Признания нацистского шпиона», основанной на книге бывшего агента ФБР Леона Тарро о гитлеровской шпионской сети в США. А в 1940 Чаплин выпустил свою сатиру на Гитлера «Великий диктатор».
http://www.youtube.com/embed/Y4M0BW1GLnw
Вопрос о вступлении США в войну тогда был далеко не предрешен. В Вашингтоне и на Уолл-стрит была сильна «партия мира». Антинацистскую лигу Голливуда обвинили в том, что она втравливает Америку в ненужную ей войну. Один из лидеров изоляционизма сенатор-республиканец Джеральд Най требовал от Голливуда прекратить эту «военную лихорадку». Перл-Харбор положил конец колебаниям.
В 1939 году пакт Молотова-Риббентропа практически в одночасье разрушил Антинацистскую лигу Голливуда, внеся раскол между либералами и сторонниками коммунистов. Впоследствии лига была преобразована в Голливудский демократический комитет. В 1944 году его члены Хэмфри Богарт, Джуди Гарланд, Рита Хэйуорт, Фрэнк Синатра и Орсон Уэллс агитировали за переизбрание Франклина Рузвельта на четвертый срок.
Голливуд под ударом. “Красная угроза”
Отношение властей к Голливуду долгие годы определялось их страхом перед коммунистической угрозой - реальной и мнимой. После войны в США была раскрыта обширная агентурная сеть советской разведки. Началась охота на ведьм. Кинематографисты левых взглядов были вызваны для дачи показаний в комитет нижней палаты Конгресса по расследованию антиамериканской деятельности. Отказавшиеся отвечать на вопрос о своей принадлежности к коммунистической партии попадали в «черный список» и потеряли работу в Голливуде. Некоторые из них – в частности, Чарли Чаплин и Орсон Уэллс – покинули США, другие работали под псевдонимами.
Допрос Джона Говарда Лоусона в комиссии по антиамериканской деятельности:
http://www.youtube.com/embed/F7W3XbDZqO4
Предметом отдельного расследования стала сталинистская продукция времен войны – фильмы «Миссия в Москву», «Северная звезда» и «Песнь о России». Эти ленты – позор Голливуда, который не оправдывают соображения лояльности по отношению к военному союзнику. «Миссия в Москву» была экранизацией одноименной книги бывшего посла США в Москве в 1937-1938 годах Джозефа Дэвиса. Он воспел и государственную мудрость Сталина, и Большой террор, и московские процессы «врагов народа». На слушаниях в Конгрессе выяснилось, что картина была снята по личной просьбе Рузвельта. С резкой критикой фильма «Песнь о России» выступила перед законодателями романистка Айн Рэнд, за что заслужила проклятия либеральной Америки. Сценарист картины Пол Джеррико попал в «черный список», а исполнитель главной роли Роберт Тэйлор заявил комиссии, что снимался против своей воли, поскольку не мог расторгнуть контракт со студией.
60-е. “Золотой век” Голливуда в политике
Одна из самых ярких страниц голливудского участия в предвыборных кампаниях - 60-е годы. Тогда кинозвезды в качестве политических активистов участвовали в движении за гражданские права, в антивоенных протестах. В 1960 году за кандидата демократов Джона Кеннеди агитировал весь шоу-бизнес. Вот ролик с участием певца Гарри Белафонте:
Гарри Белафонте: "Привет. Меня зовут Гарри Белафонте. Я артист, я не политик. Но как большинство американцев, меня очень интересует политическая и экономическая судьба моей страны. Рядом со мной сидит сенатор Джон Кеннеди. У меня к нему много вопросов, как, я уверен, и у каждого из вас – о гражданских правах, о внешней политике, об экономике и о том, что произойдет со страной".
Джон Кеннеди: "И я хочу заявить со всей определенностью, Гарри, что во всех вопросах, касающихся гражданских прав, минимальной зарплаты, строительства жилья, улучшения условий труда, я стою за равные возможности для всех американцев. За них стояла Демократическая партия Франклина Рузвельта".
Гарри Белафонте: "Я голосую за сенатора. А вы?".
Диктор: "Голосуйте за лидера такого же, как Рузвельт. Выбирайте президентом Джона Кеннеди".
В 1968 году главным вопросом кампании была война во Вьетнаме, и шоу-бизнес поддержал кандидата, который обещал положить конец войне – сенатора Юджина Маккарти. За него агитировали Пол Ньюман, Марлон Брандо, Сидней Пуатье, Берт Ланкастер, Бетт Дэвис, драматург Артур Миллер и романист Уильям Стайрон, артисты, получившие популярность на волне антивоенных настроений – Боб Дилан и Джоан Баэз. Никакими страстными речами политиков невозможно было собрать такую аудиторию, какую собирали эти исполнители. Помимо концертов, они устраивали мероприятия по сбору средств в избирательную кассу своего кандидата.
Однако в апреле, после того, как президент Линдон Джонсон отказался от переизбрания, в гонку вступил Роберт Кеннеди, и многие голливудские звезды перешли на его сторону. Среди них были Кирк Дуглас, Уоррен Битти, Билл Косби, Тони Кёртис и Джек Лемон, Ширли Маклейн, Грегори Пек, Род Стайгер и рок-группа ''Аэроплан Джефферсона''. Кеннеди выиграл у Маккарти критические важные праймериз в Калифорнии, но сам об этом уже не узнал - в ту же ночь он был убит.
У Маккарти остался единственный конкурент - вице-президент Губерт Хэмфри. Его поддержал Фрэнк Синатра.
Фрэнк Синатра: Леди и джентльмены, я Фрэнк Синатра. Я хочу рассказать вам о человеке, который обещал прекратить бомбардировки Вьетнама, что станет первым шагом к миру. Он обещал вернуть мир и порядок на улицы наших городов. Это человек, который сказал, что каждый американец имеет право на полноценное образование. Человек, о котором я говорю, - Губерт Хэмфри. Но для того, чтобы господин Хэмфри осуществил свои планы, он должен быть избран президентом. И для того, чтобы это произошло, ему нужна ваша помощь. Ему нужны деньги. Сейчас на экране вы видите адрес, по которому следует посылать взносы в избирательную кампанию Хэмфри. Пошлите ваш взнос, большой или малый. главное – сделайте это как можно быстрее. Помогите Губерту Хэмфри и тем самым помогите Америке. Спасибо.
Голливуд между либерализмом и консерватизмом
Голливуд в большинстве своем поддерживает демократов и в целом либеральную повестку. Ведущие продюсеры - Геффен, Каценберг, Райнер, Сабан, Вайнстин; лучшие сценаристы – Лир, Грифитс, Рэфил, Эпстин, Уилсон; известные режиссеры – Спилберг, Коппола, Ли, Поллак, Аллен, Мур; звезды – Редфорд, Страйсенд, Дэймон, Болдуин, Сарандон, Николсон, Пен и многие другие - у всех у них ярко выраженная левая ориентация в политике. Они и их коллеги в Голливуде – важнейшие финансовые доноры Демократической партии и многих протестных движений, включая движение Occupy.
Сценарист и продюсер Дмитрий Липкин называет возможной причиной этого то, что Голливуд аккумулирует людей, покинувших родные места и оставивших позади традиционалистские ценности.
Подобные суждения можно увидеть и у далеких от Голливуда интеллектуалов. Лауреат Нобелевской премии по экономике Гарри Беккер считает, что работники киноиндустрии тяготеют к левым взглядам более свободных моральных взглядов Голливуда - в частности, в отношении брака, абортов, ЛГБТ-сообщества, наркотиков и так далее. То есть речь идет об образе жизни.
Нью-йоркский кинорежиссер Слава Цукерман идет против течения, оспаривая сам постулат левизны Голливуда. Его позиция базируется на его собственных обширных впечатлениях о «фабрике грез» и на книге видного историка кинематографа Стивена Росса «Голливудские левые и правые: как кино влияет на американскую политику».
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Не стоит, впрочем, преувеличивать влияние Голливуда на политику, и уж тем более, его роль в успехе демократических кандидатов. Демократы сами с осторожностью относятся к поддержке со стороны кинозвезд, поскольку это может быть использовано конкурентами-республиканцами для контр-агитации - мол, демократы представляют интересы шоу-бизнеса (а образ жизни многих представилей шоу-бизнеса отличается от образа жизни среднего обывателя).
И важно заметить, что голливудский консерватизм тоже имеет долгую историю, а главное – он оказался более успешен политически. Именно представитель правого Голливуда – Рональд Рейган – совершил консервативную революцию 80-х. «Разве актер может быть президентом?» - спросили его однажды. «Разве президент может не быть актером?» - ответил он.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Подкаст "Американских вопросов" с Андреем Загданским, Брайаном Уитмором и Валентином Барышниковым
Республиканский Голливуд сегодня – это Сильвестр Сталлоне, Чак Норрис, Арнольд Шварценеггер, Роберт Дюваль, Джон Войт, Мел Гибсон, Адам Сэндлер, поддержавшие на последних выборах Митта Ромни.
Ну, и конечно, незабываемый Клинт Иствуд.