Усыновить станет еще легче

Правительство внесло в Госдуму очередной законопроект. Речь опять об усыновлении. На этот раз хотят изменить некоторые статьи Семейного и Гражданского процессуального кодексов, ну и закон "Об опеке и попечительстве".
Тут важно понимать, что процедура усыновления в России никогда и не была особенно сложной. Волокита, конечно, но не страшнее, чем приватизация квартиры, например.

Главные изменения такие:
1. При усыновлении детей с инвалидностью, детей старше семи лет и братьев-сестер усыновителям будут выплачивать 100 тысяч рублей единовременно.
2. В обязанности органов опеки теперь будет входить "оказание содействия опекунам и попечителям, в том числе в реализации и защите прав подопечных, получении услуг по медицинскому, психологическому и /или педагогическому
сопровождению".
3. Опекунам, которые распоряжаются имуществом подопечных, не нужно теперь будет отчитываться о потраченных на питание деньгах.

Разберем по пунктам:
1. Именно те группы детей, о которых идет речь, чаще всего берут под опеку: так больше ежемесячные выплаты, есть возможность, что когда ребенок вырастет, он получит квартиру, больше льгот.
2. Это само по себе прекрасное добавление. Но страшно представить, как оно будет реализовано. Систему профессионального сопровождения придумала и успешно применяла, делилась опытом и распространяла по всей стране Мария Терновская, бывший директор детского дома №19. Она была уволена, ее система уничтожена, и вот теперь – поправки в законопроект. Все, кто знаком с органами опеки и попечительства, прекрасно понимают, что если к этим трем-четырем женщинам, которые занимаются всеми детскими делами района, добавить еще и "психологическое и прочее сопровождение", ничего хорошего не выйдет. Людей, сопровождающих семьи, нужно специально обучать, готовить, где-то их надо находить.
3. Речь идет не о выплатах, которые получает опекун, тут никаких чеков и не нужно было, а о личных средствах подопечного. Иногда у детей-сирот остаются квартиры от умерших родителей или счета в банке. И вот опекуны, которые этим имуществом распоряжаются, теперь не должны будут отчитываться о деньгах, потраченных на питание. Не хочется никак иронизировать, просто скажу, что не представляю, как такая мера может стимулировать усыновление.

И наконец, главное. Никакого законопроекта, целью которого было бы реформирование самой сиротской, интернатной системы, внесено не было.
Процитирую президента фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елену Альшанскую:
"Основная ошибка в том, что люди элементарно путают жизнь и определенные дополнительные услуги: медицинские, образовательные, реабилитационные. Нельзя жить в больницах, школах, реаб. центрах. Туда нужно ХОДИТЬ. Проблема ребенка оставшегося без семьи, – это не медицина, образование, коррекция. Это потеря семьи. Почему так сложно это понять?"