Лех Валенса обидел геев и рассердил собственного сына

В Польше активно обсуждают заявление экс-президента страны (1990-1995), лауреата Нобелевской премии мира (1983) Леха Валенсы, который в телеинтервью заявил, что меньшинство "не должно садиться на голову большинству", а потому гомосексуальные депутаты польского Сейма должны сидеть в парламенте в задних рядах, а то и вообще "за стеной". Такова, по мнению Леха Валенсы, справедливость - ведь депутаты-геи якобы "представляют 5% населения" (странно, что человек, вошедший в историю как выдающийся борец за демократию, видимо, думает, что на выборах голосуют исключительно в зависимости от сексуальных предпочтений).

Вот нашумевшая видеозапись заявлений Валенсы в эфире канала TVN24:


Польские либеральные масс-медиа выразили возмущение высказываниями Леха Валенсы, которые, по их мнению, являются призывом к дискриминации. Не исключено, что заявление в прокуратуру с обвинением в адрес Валенсы в ближайшее время подаст правозащитник Рышард Новак - бывший депутат Сейма, возглавляющий Всепольский комитет по борьбе с сектами и насилием. (Эта организация, как и сам Новак, впрочем, пользуется неоднозначной репутацией.)

Экс-президент посеял бурю не только в обществе, но и в собственной семье. Его сын Ярослав Валенса, депутат Европарламента от правящей партии "Гражданская платформа", заявил в интервью "Газете выборчей", что считает слова отца "плохими и вредными". Впрочем, Валенса-младший дистанцировался и от наиболее радикальных критиков экс-президента, которые считают, что своими заявлениями Лех Валенса опозорил и самого себя, и даже Нобелевскую премию, полученную им когда-то за деятельность во главе знаменитого профсоюза "Солидарность".

"Есть определенная часть Польши, часть старшего поколения, придерживающаяся таких взглядов. Их и выразил мой отец", - считает Ярослав Валенса. Он прав: противостояние либералов и консерваторов - главная особенность общественно-политической жизни Польши последних лет. Раскол здесь проходит не только между верующими и атеистами, зажиточными и образованными горожанами, с одной стороны, и менее благополучными жителями провинции - с другой, но и между старшими и младшими поколениями поляков. Семья первого посткоммунистического президента Польши - тому подтверждение.

Лех Валенса, несомненно, сказал чушь. Конечно, его отношение к геям не лишит экс-президента почетного места в польской истории. Все мы стареем, но лишь немногие способны и в почтенном возрасте избавляться от предрассудков. Дело, однако, не в Валенсе, а в Польше, которую один из самых известных ее граждан своим faux pas лишний раз заставил посмотреть на себя в зеркало.