Польша вспоминает о старых грехах

Владислав Гомулка и Леонид Брежнев на встрече в Восточной Германии

В 1968 году коммунистические власти Польши стремились показать лояльность Советскому Союзу. Это было связано с "пражской весной" в соседней Чехословакии, куда в августе 1968-го были введены войска стран Варшавского договора, в том числе польские. В самой Польше ввели запрет на те произведения классиков, в которых содержалась критика в адрес России. В марте 1968 года это вылилось в отмену спектакля по пьесе Адама Мицкевича "Дзяды", в которой описывается упадок и разочарование, наступившие после разделов Речи Посполитой в XVIII веке, в результате которого часть польских территорий отошла России. Запрет постановки вызвал волну студенческих протестов.

Лидер Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) Владислав Гомулка возложил вину за недовольство, нараставшее в обществе, на "сионистов". Евреи были названы им "пятой колонной", что привело к их массовой эмиграции. Предлогом послужили события на Ближнем Востоке. В 1967 году, в результате "шестидневной войны" между Израилем и коалицией арабских государств, Советский Союз и ряд других стран социалистического лагеря разорвали дипломатические отношения с Тель-Авивом. В Польше началась кампания против "сионистов". Она дала возможность провести чистки внутри ПОРП, уволить многих высокопоставленных офицеров еврейского происхождения и всех, кого подозревали в произраильских симпатиях.

Вот фрагмент выступления коммунистического лидера Польши Владислава Гомулки, 1968 год: "В минувшем году, во время июньской агрессии Израиля против арабских стран, определенное количество евреев заявило о желании выехать из страны и сражаться на израильской стороне. Нет никакого сомнения, что эти евреи – граждане Польши, но сердцем и умом связаны не с нашей страной, а с государством Израиль. Это несомненно еврейские националисты... Допускаю, что эти евреи рано или поздно покинут нашу страну (бурные аплодисменты). В свое время, товарищи, мы широко открыли границы для всех, кто не хотел оставаться гражданином нашей страны, а выехать в Израиль. И сегодня тем, кто считает своей родиной Израиль, мы готовы выдать эмиграционные паспорта".

В сегодняшней Польше об этом вспоминают с раскаянием и стыдом.

За позор и заслуги, из Варшавы ты или из Кракова,
Гомулка сказал нам: Польша для поляков,
Речь Посполитая теперь не для бродяг,
Как фараон, выгнал он нас вон...

Это "История одного эмигранта" – песня легендарного барда, активиста антикоммунистического профсоюза "Солидарность" Яцека Качмарского, которого иногда называют "польским Высоцким". Это история еврея, который верно служил коммунистической идее, но в 1968 году был вынужден уехать в Израиль. История, каких были тысячи.

http://www.youtube.com/embed/qCLSlzAKaVs

Из ПОРП тогда исключили около 8 тысяч членов, которых обвинили в пособничестве Израилю. Из университетов изгнали тысячи студентов, протестовавших против цензуры. Демонстрации жестоко разгонялись милицией.

Вспоминает участница протестов – Анна Лясота: "Били ужасно. До сегодняшнего дня не могу понять, зачем избивать студентов так, чтобы затем по всей Польше, во всех университетах начались забастовки. Кто-то кому-то хотел преподнести урок. Очень кровавый урок. Интенсивное избиение продолжалось около получаса".

До конца марта 1968 года студенческие протесты были полностью подавлены, а в стране создана чрезвычайно трудная для польских евреев обстановка. В течение четырех лет из страны уехали, по разным подсчетам, от 15 до 20 тысяч человек.

"Конечно, это был удар для Польши. Если посчитать, то среди примерно 15 тысяч иммигрантов 5 тысяч составляли дети, а остальные – люди с высшим образованием и студенты, – говорит профессор Ежи Эйслер, директор варшавского отделения Института национальной памяти Польши. – А ведь в те годы в Польше доля граждан с высшим и незаконченным высшим образованием составляла всего 1-2 процента! Уезжала интеллигенция, образованные люди, многие из них были кандидатами наук, профессорами, имели научные достижения. Речь также идет о человеческих трагедиях, распавшихся браках, самоубийствах... Формально никто этих людей не выгонял в прямом смысле, не депортировал, однако была создана такая невыносимая атмосфера, что люди просто убегали. Причем создали ее коммунисты, а не крайне правые силы, с которыми всегда ассоциировался антисемитизм".

Некоторых студентов исключали из университетов просто за интервью иностранным журналистам. Одним из исключенных за разговор с французским репортером был Адам Михник, впоследствии – оппозиционер и политзаключенный, а затем, уже в демократической Польше, – один из создателей крупнейшей ежедневной газеты – Gazeta Wyborcza.

В мировых СМИ тогда появилось множество публикаций о польском антисемитизме, тем более что имелись более давние, но даже более трагические примеры антисемитских выходок – например, погром в Кельце в 1946 году.

"Имидж Польши как антисемитской страны во многом не обоснован, – говорит профессор Ежи Эйслер. – Я не говорю, что антисемитов у нас нет, но они есть и в других странах. Однако для многих поляков тогда было шоком то, что на еврейскую тему вдруг заговорили вслух. Что в газетах вдруг стали писать, что, скажем, фамилия такого-то министра на самом деле другая, еврейская. Представить себе что-то подобное в других странах Европы после Холокоста было невозможно. Так что кампания 1968 года способствовала укреплению существующего до сих пор, но часто несправедливого, стереотипного восприятия поляков как антисемитов".