Собянить так собянить

Плакат "Яблока" против строительства Северо-Западной хорды


На днях в Москве, на улице Народного ополчения, огородили заборами газоны с деревьями и часть автомобильной дороги. Началась подготовка к строительству так называемой Северо-Западной хорды. Движение уже сделалось затрудненным, машины уже не поехали, а поползли, но это только начало испытаний для местных жителей. В ближайшей перспективе – шум и гарь от тяжелой техники. В конце концов – бесповоротное ухудшение качества жизни. Зеленые насаждения вырубят, расширенная до 10 полос скоростная магистраль придвинется к окнам домов.

Стоит ли удивляться, что возмущенные жители нескольких старых обжитых районов Северо-Запада собрались на митинг, где больше всего нелестных слов досталось мэру Москвы. Особенно запомнились два самодельных плаката: "Хотим дышать, а не нюхать" и "Хватит собянить Москву".

Так состоялось знакомство с новым для меня глаголом – собянить. Из контекста понятно, что у слова негативная окраска, а вот со смыслом не все так просто. Заглянем в блоги – в них полнее всего отражается реальная жизнь устной речи, со всеми ее мимолетными изменениями. По всей видимости, слово кем-то придумалось в 2011 году, и до сих пор употребляющие новый глагол люди дают разные толкования – значение пока не устоялось.

Собянить – это и имитировать бурную деятельность, и филонить, и разрушать город, и вообще приводить жизнь обывателей ко всяческому неблагополучию. Но о чем бы ни шла речь, повсюду, сквозным мотивом – указание на вороватость. Вот пример. Митинг обитателей общежития Московского шелкового комбината. С трибуны раздается: "Хватит собянить Москву, защитим жилье от жулья!".

Нельзя сказать, что слово уже получило широкое распространение, однако у него есть все приметы живучести. Так, в одном посте человек описывает, как долго пытался найти окрест Красной площади место, где можно было бы недорого пообедать. Усилия успехом не увенчались, и автор дает своему тексту ироничный заголовок "Собянил, собяню и собянить буду!". Тут глагол употреблен в прошедшем, настоящем и будущем времени, он видоизменяется согласно правилам русского литературного языка. Более того, у него уже есть производные. Встретилась такая реплика – "че собянством занимаетесь?". В другом тексте, критикуя миграционную политику в стране, другой блогер дает следующую оценку: "На фоне такой пакости меркнет даже собянинщина!".

Новое слово уже перешагнуло московские границы и стало применяться по отношению к другим людям. Житель Тулы возмущен, как он пишет, "популистскими движухами с убиранием трамваев" и характеризует действия местного чиновника: "Он тут так собянить начал, только щепки летят". При этом даже когда это слово звучит в Москве, чаще тоже имеют в виду не одного лишь мэра (порой и вовсе не его), а всю команду городских управленцев. "Вы, сударыня в этой душегубке жить не сможете, проклянёте тот день, когда район собянить начали!" – нетрудно догадаться, что к тем, кто собянит, здесь также причислены и инвестор, и власти района.

В принципе в использовании имени собственного в качестве производящей основы для образования новых слов нет ничего нового. Фамилии публичных людей, чаще всего общественных деятелей, не раз служили для расширения языка. К слову, не всегда для негативной оценки. "Юные ленинцы" или "сталинцы" отмечены повышенным пафосом, а слово "буденовка" – нейтральное. Возможно, в начальный период оно имело романтический оттенок, но со временем стало обозначать просто особый головной убор.

И все же в русском языке такие слова чаще служат для критического высказывания и они отчетливо сатиричны. "Андроповка" не была официальным названием водки. На этикетке такой надписи не существовало, но враз подорожавший по решению Юрия Андропова национальный напиток народ только так и называл. Презрительным "керенки" обозначались обесцененные деньги.

Далее – не нуждающийся в комментариях список. Хрущоба, лужковский стиль, сталинский ампир, бироновщина, пугачевщина, достоевщина и махновщина.

Все это существительные и прилагательные. Почему-то глаголы от имен собственных образуются намного реже. Современная жизнь к "собянить" прибавляет лишь "путить" и "путинговать". Что же до более ранних периодов, то в специальной литературе отыскалось "коллонтаить" – в значении "развратничать".