Этот ролик заканчивается слоганом "Строим новую Россию". В первой половине 1993 года эти слова еще имели настоящее значение. Вслед за победой демократии в августе 1991 года наступили трудные времена: надо было строить рынок не просто на пустом месте – на выжженной земле. К началу 1993 года и.о. председателя правительства РФ Егор Гайдар уже был принесен в жертву – в декабре 1992-го на VII съезде народных депутатов РФ провалились все попытки Бориса Ельцина сохранить Гайдара во главе правительства, в итоге на пост председателя правительства было выдвинуто пять кандидатур, больше всего голосов набрал Виктор Черномырдин. В стране действовала Конституция 1978 года, которую перекраивали и депутаты, и президент, поскольку по ней жить было невозможно. Отставку Гайдара считали компромиссом, необходимым ради принятия новой Конституции – путем референдума. Договоренности не были соблюдены, но идея провести референдум осталась. Борис Ельцин был вынужден продолжать непопулярные экономические реформы, от которых людям становилось жить все хуже. Большинство народных депутатов РФ произносили речи о грабительских реформах и трудных судьбах. Всем нужны были деньги. Их не было: нефть стоила от 12 до 15 долларов за баррель. Приватизированные и еще не приватизированные предприятия бесконечно проводили бартерные сделки, от которых не было никаких налоговых поступлений, да к тому же еще не до конца были разработана система налогообложения. Противостояние между президентом Борисом Ельциным и председателем Верховного Совета РФ Русланом Хасбулатовым было в самом разгаре – с выступлениями по телевизору, с вызовами на ковер, интригами – настоящей политической борьбой.
С ноября 1992 года по май 1993-го в стране прошли три съезда народных депутатов, во время одного из них – IX чрезвычайного, он проходил с 26 по 29 марта, – возникает предложение сместить Ельцина с должности президента, для импичмента не хватает всего 72 голосов (всего депутатов 1068). Попытка импичмента происходит на следующий день после того, как Ельцин издает указ о проведении референдума 25 апреля. Очередной виток переговоров, митинг на Васильевском спуске в поддержку Ельцина собирает 50 тысяч человек – и 29 марта съезд подтверждает назначение референдума.
Еще 27 марта Руслан Хасбулатов против референдума – он предлагает всем переизбраться. Вот его интервью из архива Свободы, это фрагмент программы “Панорама недели” от 27 марта 1993 года, ведущий Виктор Лавров, интервьюер Андрей Бабицкий:
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Решено провести референдум, не касаясь вопроса Конституции – пока не до нее. По сути, гражданам России предлагают сказать, доверяют ли они президенту, парламенту, а главное, готовы ли продолжать экономические реформы.
Вот четыре вопроса, на которые надо было ответить:
- Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину?
- Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года?
- Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?
- Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?
Это была самая стремительная агитационная кампания. Сторонникам Ельцина и реформ надо было добиться того, чтобы люди на референдум пришли и чтобы поддержали выбранную в начале 1992 года политику. Противники реформ, сторонники Верховного Совета делали все, чтобы референдум казался вещью малоосмысленной, и всячески давили на то, что народ экономической политикой недоволен. Среди вторых был и вице-президент Руцкой: это фрагмент программы Liberty Live на Радио Свобода от 29 марта 1993 года:
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Конституционный суд установил очень сложную систему подсчета голосов, разную для двух групп вопросов (по первому и второму вопросам требовалось получить большинство голосов от числа граждан, принявших участие в референдуме, а по третьему и четвертому – от числа граждан, включенных в списки для голосования).
В эти дни родилась формула ответов, которая стала главным слоганом и запомнилась навсегда: “Да-да-нет-да” и сегодня помнят многие, даже уже не очень разбираясь, про что это было. Она повторялась на все лады. За референдум и “Да-да-нет-да” агитировали актеры, политики, взрослые и дети. В этом ролике, среди прочих героев, появляется Иннокентий Смоктуновский:
К вечеру 25 апреля стало окончательно понятно, что реформаторы одержали полную победу. На референдум пришли почти 69 миллионов избирателей (из 107 с лишним миллионов обладающих на тот момент избирательным правом). В полном соответствии с лозунгом “Да-да-нет-да” большинством голосов была одобрена политика Ельцина и курс реформ, президента переизбирать было не надо, а вот парламент большинство проголосовавших требовало выбрать новый.
Это была победа, внушавшая надежду и веру в народ России, потому что, несмотря на огромные трудности, оказалось, что никто не хотел возвращения в прошлое.
29 апреля на Радио Свобода в программе Фатимы Салказановой о референдуме говорили русские эмигранты – в опросе приняли участие Эрнст Неизвестный, Ирина Иловайская, Владимир Буковский и многие другие; все респонденты преисполнены оптимизма:
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Казалось, что теперь, когда референдум подтвердил все полномочия людей, двигающих страну вперед, отступать будет некуда. Вот-вот примут новую Конституцию, изберут парламент, в котором не будет места партноменклатуре. Весна придет.
29 апреля в вашингтонской студии Свободы постоянные ведущие, юристы Константин Симис и Дина Каминская подводили предварительные итоги референдума с Еленой Боннэр:
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Так казалось пять дней. 1 мая во время уличной манифестации коммунистов и сторонников Верховного Совета произошли первые уличные столкновения, которые привели к ранениям нескольких десятков манифестантов и гибели милиционера. Многотысячная толпа свернула с заявленного маршрута – с Садового кольца – и направилась в сторону Ленинских гор по Ленинскому проспекту. Проспект перегородил ОМОН и грузовики, демонстранты пытались прорваться. А 5 мая Конституционный суд объявил, что согласно правилам голосования, заявленным ранее, решение принято только по первым двум вопросам, а по третьему и четвертому нет, то есть перевыборов народных депутатов не будет. До начала октября 1993 года, разгона парламента и расстрела Белого дома оставалось пять месяцев.