Лондон как поле художественной интервенции

Баннер Voina Wanted провисел недолго

В Лондоне проходит художественный фестиваль "Городские интервенции", организованный британской Архитектурной ассоциацией. В рамках этого мероприятия российская арт-группа "Война" попыталась вывесить на Тауэрском мосту в центре британской столицы огромный баннер с фотографией активиста группы Олега Воротникова.

Группа радикальных художественных и гражданских активистов проводит в Лондоне под эгидой британской Архитектурной ассоциации серию так называемых "городских художественных интервенций", названных их участниками "передвижной уличной выставкой "Культурный захват".
Уличные акции проходят в различных районах Лондона и представляют собой разного рода инсталляции, перформансы и хэппенинги с участием художников, дизайнеров, фотографов, артистов и танцовщиков. Эти акции в огромной мере носят форму политического и социального протеста. Баннер, который вывесили на Тауэрском мосту находящиеся за рубежом члены арт-группы "Война" и британские активисты выставки "Культурный захват", провисел считаные секунды. Полиция или заранее знала о предстоящей акции, или постоянно дежурит на мосту, который считается одной из главных достопримечательностей британской столицы и привлекает толпы туристов. Кроме огромного фото Олега Воротникова за решеткой, сделанного в Петербурге во время его ареста в 2010 году, на баннере была надпись “Voina wanted” – "Разыскивается “Война”.

У выставки "Культурный захват" три составляющие: демонстрация и документирование художественных интервенций, провокационные акции, которые имеют как анонимный, так и авторский характер, и связанные с социальным движением и гражданским активизмом художественные интервенции, – рассказал РС куратор передвижной городской выставки "Культурный захват" художник Бен Перри. – В целом наша цель – заполнить брешь между гражданским движением, социальным протестом и художественным сопротивлением. Мы стремимся своими акциями доказать, что художественная интервенция может нести социальную функцию и граничить с политическим протестом и что художник способен, используя инструменты искусства, активно участвовать в социальном движении. Это главная идея концепции "культурного захвата" как формы городских арт-интервенций или перформансов. В результате художник становится гражданским активистом. Все это происходит в сотрудничестве и диалоге с российской арт-группой "Война". Для нас это сотрудничество очень важно, поскольку "Война" обладает значительным опытом протестных арт-интервенций. По сути дела, наши совместные акции и художественные интервенции в городской ландшафт носят глобальный характер и происходят во многих городах. Арт-группа "Война" принимает непосредственное участие в акциях британской Архитектурной ассоциации. Наш баннер на Тауэрском мосту провисел очень недолго, полиция прореагировала молниеносно. Баннер не был конфискован полицией, и мы надеемся его еще использовать. Надо сказать, что британская полиция довольно сочувственно относится к нашим акциям, когда знает, что они направлены против гонений на свободу слова в России. Вы, наверное, знаете, что уличный художник и активист Бэнкси субсидирует деятельность группы "Война". Во всяком случае, Бэнкси заботится о том, чтобы она могла оплачивать юридические расходы в России и осуществлять свою деятельность.

Рассказывает автор и инициатор серии акций Voina Wanted и Political Prisoners, медиа-художник группы "Война" Алексей Плуцер-Сарно:

Смысл акции Voina Wanted в том, чтобы привлечь внимание масс-медиа к проблеме политических заключенных в России, Белоруссии и других странах. Акция проходит во многих городах. Появление баннеров в таких, с одной стороны, непредсказуемых, а с другой – попсовых, туристических местах привлекает внимание масс-медиа, вот как в данном случае – мост перед Тауэром... Так мы используем масс-медиа, чтобы привлечь внимание к уничтожению прав и свобод граждан в России, Белоруссии и других европейских странах. Мы проводили акцию в Бухаресте. И, как сказал полицейский, который нас пытался арестовать: "Раша, Румыния – нот биг диференс. Андестенд ми?"

– В некоторых городах – например в Праге – местные власти и полиция с симпатией относятся к вашим акциям. В других городах – в том же Лондоне – сурово, так что акцию пришлось прекратить досрочно…

Акция практически сразу была остановлена полицией, но, естественно, особых репрессий не последовало. Мост перед Тауэром – это хорошо охраняемое место, где полиция имеет большой опыт по прекращению акций. Хотя в Лондоне мы инсталлировали баннер прямо у входа в Собор Святого Павла, практически перегородив двор, и полицейский посмотрел внимательно, прочитал, что там написано, не нашел ничего противозаконного и просто прошел мимо. В Варшаве полицейские с нами очень жестко обошлись, еще жестче в Бухаресте. Крайне жестко полиция обходится с художниками в Испании: в Мадриде за нами следили, ходили по пятам и в конце концов взломали машину моего друга, немецкого художника Бориса Хопика, и просто похитили наш баннер.


– Вы давно используете огромный баннер с Олегом Воротниковым за решеткой, а сейчас появился новый – с лицом Таисии Осиповой.

Да, наш старый баннер был перед Тауэром. Он у нас единственный, к сожалению, нет средств, чтобы отпечатать такого же размера баннер Political prisoners. Олега Воротникова выпустили из СИЗО, а Таисия Осипова сейчас находится в заключении по сфабрикованному уголовному делу, ей дали восемь лет, при том что у нее тяжелая форма сахарного диабета, так что теперь главное лицо нашей акции – именно Таисия Осипова. Ее портрет в центре баннера, а по краям – имена всех политических заключенных России и Белоруссии, которых мы поддерживаем, 42 человека. Конечно, их больше, но это те, за которыми мы следим.

– Сколько стран уже охвачены вашей акцией?

Мы делали акции в Испании, Эстонии, Чехии; в Париже, в Берлине, Гамбурге, практически по всей Европе проехали с этим баннером. И таким образом акция стала не только способом распространения информации о политическим заключенных, но и своего рода тестом на права и свободы граждан в европейских странах. Когда мы инсталлировали баннер в Бухаресте на площади Революции, которая является символом свободы Румынии, на нас набросились шестнадцать полицейских и еще восемь человек в штатском и сразу начали уголовное дело... Если бы не приехал первый канал румынского телевидения, нас бы не выпустили. Такие у них своеобразные остатки свободы: если первый канал телевидения не приезжает, человека сажают на пару лет, а если приезжает – выпускают. Ну, в России сейчас, конечно, в любом случае не выпустят.

Организаторы выставки "Культурный захват" выступают против засилья консюмеризма и бюрократии в британском обществе, политического истеблишмента, капитализма в целом. Среди участников акций не только британцы и россияне, но и деятели искусств из других стран – Франции, Японии, Индии, Мексики. Нетрудно заметить влияние российского радикального художественного акционизма на британских активистов. Так, ставшие всемирно знаменитыми благодаря акции панк-группы Pussy Riot в московском храме Христа Спасителя балаклавы были водружены на многие лондонские памятники, в частности, огромная балаклава была надета на голову памятника Карлу Марксу на его могиле на Хайгейтском кладбище. Городские художественные интервенции в рамках выставки "Культурный захват" продлятся до 25 мая.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги"