Мавзолей открыли после ремонта. Для кого?
Владимир Кара-Мурза: После полугодичного ремонта открылся Мавзолей Ленина на Красной площади. Это был не только длительный, но и затратный, дорогостоящий ремонт. Все помнят такую уникальную полусферу, которой был в холода укрыт мавзолей, и 300 с лишним свай было вбито в почву для того, чтобы зафиксировать его на прежнем месте. Федеральная служба охраны объясняет это необходимостью сохранения культурного наследия. По-иному все это расценивают наши сограждане, о чем говорит голосование на странице фейсбука Радио Свобода. Большинство откликнувшихся слушателей и зрителей проголосовали за то, чтобы перезахоронить тело Ленина, а мавзолей перенести с Красной площади в другое место. О том, что такое Мавзолей Ленина – усыпальница тирана или памятник архитектуры, – мы сегодня беседуем с Алексеем Клименко, вице-президентом Академии художественной критики, членом политсовета московского отделения демократического движения "Солидарность", историком архитектуры.
Алексей Клименко: Что касается мавзолея как сооружения, то это, безусловно, памятник архитектуры. И не только потому, что у него замечательные авторы, но и потому, что это пример малой формы огромного монументального масштаба. Это небольшое здание держит пространство Красной площади, замечательное пространство, держит поперечную ось, которая все равно ощущается, несмотря на то что памятник Минину и Пожарскому, который стоял посередине на этой оси у середины торговых рядов, известных всем как ГУМ, тем не менее, это очень значимое произведение архитектуры. И именно в таком качестве оно и знаменито для тех, кто понимает в языке, в искусстве архитектуры. Надо вам сказать, что здесь существует очень большое заблуждение: все думают, что автор этого сооружения – Щусев, академик архитектуры, замечательный архитектор, который строил множество прекрасных храмов еще до революции. На самом деле автор этого сооружения, которым мы любуемся и считаем его шедевром, вовсе не Щусев, а его помощник по работам на Красной площади архитектор по фамилии Француз, еврей. И именно потому, что он еврей, его имя вычеркнуто из истории архитектуры нашими советскими антисемитами, коих у нас тучи невероятные. Между прочим, трибуны (это же ансамбль) – авторская работа архитектура Француза. И так как трибуны создают этот горизонтальный мощный ритм, и вот отсюда и идея пирамиды, использование в качестве прототипа пирамиды Джосера, одной из ранних египетских пирамид, трехступенчатой пирамиды. Ансамбль получился замечательный, потому что гладкая могучая стена, ничего там нет, только ели перед ней, и на этом гладком поле мощный ритм горизонтали трибун и ступени. Так что это очень крепкая архитектурная ансамблевая композиция. Это очень красивое здание, очень сильное здание по своей морфологии, по своей структуре, тектонике.
Знаменитый историк, исследователь советской архитектуры академик Селим Хан-Магомедов обнаружил чертежи, где просто выскоблена фамилия "Француз" и сверху написано "А. Щусев". За что он чуть не вылетел из партии и был скандал на почве национальной: что ты нам поганишь своими еврейскими фамилиями историю советской архитектуры и вообще Красную площадь – такой был разговор в Институте теории архитектуры, где работал Селим Омарович, а я учился в аспирантуре, почему все это и знаю.
Владимир Кара-Мурза: Есть ли доля лицемерия в том, что власти говорят, что их мавзолей интересует только как памятник архитектуры, а его культовое, идеологическое предназначение они оставляют в стороне?
Алексей Клименко: В том, что говорят эти персонажи из администрации президента, всегда есть не только лукавство, но и абсолютное нарушение закона. Они, в частности, уничтожили средние торговые ряды, четыре здоровых прекрасных корпуса внутри средних торговых рядов, то есть здание работы архитектора Клейна рядом с Василием Блаженным. Они захватили все объекты Московского Кремля, часть из них, в том числе культовые, передали во временную аренду музеям Московского Кремля, как арендаторам, а они хозяева. И они же все возрождают, все культовые представления советского времени, в том числе и связанное с Лениным. Неслучайно Сталин на каждом шагу, Сталинградская битва, улица Сталинградской битвы должна в Москве появиться. Я уж не говорю о том, что памятников и Ленину, и Сталину достаточно много в разных местах страны. Им важно. Это такие реперы, цепляясь за которые, можно продлить счастливое советское прошлое, когда они сформировались и куда смотрят с восторгом. И ведь главный из них заявил, что самая большая катастрофа времени – это развал СССР. Поэтому, конечно, их интересуют отнюдь не памятники архитектуры.
Алексей Клименко: Что касается мавзолея как сооружения, то это, безусловно, памятник архитектуры. И не только потому, что у него замечательные авторы, но и потому, что это пример малой формы огромного монументального масштаба. Это небольшое здание держит пространство Красной площади, замечательное пространство, держит поперечную ось, которая все равно ощущается, несмотря на то что памятник Минину и Пожарскому, который стоял посередине на этой оси у середины торговых рядов, известных всем как ГУМ, тем не менее, это очень значимое произведение архитектуры. И именно в таком качестве оно и знаменито для тех, кто понимает в языке, в искусстве архитектуры. Надо вам сказать, что здесь существует очень большое заблуждение: все думают, что автор этого сооружения – Щусев, академик архитектуры, замечательный архитектор, который строил множество прекрасных храмов еще до революции. На самом деле автор этого сооружения, которым мы любуемся и считаем его шедевром, вовсе не Щусев, а его помощник по работам на Красной площади архитектор по фамилии Француз, еврей. И именно потому, что он еврей, его имя вычеркнуто из истории архитектуры нашими советскими антисемитами, коих у нас тучи невероятные. Между прочим, трибуны (это же ансамбль) – авторская работа архитектура Француза. И так как трибуны создают этот горизонтальный мощный ритм, и вот отсюда и идея пирамиды, использование в качестве прототипа пирамиды Джосера, одной из ранних египетских пирамид, трехступенчатой пирамиды. Ансамбль получился замечательный, потому что гладкая могучая стена, ничего там нет, только ели перед ней, и на этом гладком поле мощный ритм горизонтали трибун и ступени. Так что это очень крепкая архитектурная ансамблевая композиция. Это очень красивое здание, очень сильное здание по своей морфологии, по своей структуре, тектонике.
Знаменитый историк, исследователь советской архитектуры академик Селим Хан-Магомедов обнаружил чертежи, где просто выскоблена фамилия "Француз" и сверху написано "А. Щусев". За что он чуть не вылетел из партии и был скандал на почве национальной: что ты нам поганишь своими еврейскими фамилиями историю советской архитектуры и вообще Красную площадь – такой был разговор в Институте теории архитектуры, где работал Селим Омарович, а я учился в аспирантуре, почему все это и знаю.
Владимир Кара-Мурза: Есть ли доля лицемерия в том, что власти говорят, что их мавзолей интересует только как памятник архитектуры, а его культовое, идеологическое предназначение они оставляют в стороне?
Алексей Клименко: В том, что говорят эти персонажи из администрации президента, всегда есть не только лукавство, но и абсолютное нарушение закона. Они, в частности, уничтожили средние торговые ряды, четыре здоровых прекрасных корпуса внутри средних торговых рядов, то есть здание работы архитектора Клейна рядом с Василием Блаженным. Они захватили все объекты Московского Кремля, часть из них, в том числе культовые, передали во временную аренду музеям Московского Кремля, как арендаторам, а они хозяева. И они же все возрождают, все культовые представления советского времени, в том числе и связанное с Лениным. Неслучайно Сталин на каждом шагу, Сталинградская битва, улица Сталинградской битвы должна в Москве появиться. Я уж не говорю о том, что памятников и Ленину, и Сталину достаточно много в разных местах страны. Им важно. Это такие реперы, цепляясь за которые, можно продлить счастливое советское прошлое, когда они сформировались и куда смотрят с восторгом. И ведь главный из них заявил, что самая большая катастрофа времени – это развал СССР. Поэтому, конечно, их интересуют отнюдь не памятники архитектуры.