Безработные-невидимки

Биржа труда в Петербурге

Общее количество безработных в России продолжает сокращаться уже третий месяц подряд. К концу года, предупреждают эксперты, ситуация на внутреннем рынке труда вновь может ухудшиться – особенно на фоне замедления темпов роста всей российской экономики.

Согласно последним официальным данным, к концу марта общее число не имеющих работы российских граждан, рассчитываемое по методологии Международной организации труда, сократилось по сравнению с январем на 225 тысяч человек, или примерно на 5 процентов. Соответственно, упал и уровень безработицы – с 6 до 5,7 процента всего экономически активного населения. Апрельские данные по внутреннему рынку труда Федеральная служба статистики пока не представила, однако, уверены эксперты, они подтвердят эту в целом положительную тенденцию.

Такое достаточно заметное сокращение числа безработных в России в начале года связано с традиционными факторами, считает директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон. В экономике России, по его словам, есть сильные сезонные компоненты (сельское хозяйство, значительная часть торговли и строительства), из-за которых каждый год летом безработица ниже, а зимой – выше.

При этом эксперты отмечают еще одну особенность российского рынка труда, которая проявилась в том числе и нынешней весной: в марте, например, в стране было отмечено не только сокращение количества безработных, но и снижение числа официально работающих людей. Владимир Гимпельсон не видит в этом ничего необычного: занятость в экономике страны уже давно растет за счет неформального и неподконтрольного государству сектора. В компаниях и организациях число работающих, по его словам, в последние годы, наоборот, постоянно сокращалось и продолжает сокращаться сейчас.

С тем, что в российском официальном секторе экономики существует тенденция постепенного сокращения числа работающих людей, согласен и ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. "Экономическая занятость в секторе самозанятых повышается, этот тренд происходил и в прошлом году, когда безработица сокращалась, но общая численность занятых в экономике росла – это происходило не за счет занятых в официальном секторе", – говорит Поляков

Можно ли считать нормальной ситуацию в экономике, когда все больше и больше людей, не нашедших для себя официальную работу, фактически разрывают отношения с государством: пособия по безработице они не просят, но и никаких налогов в бюджет они также не платят? Владимир Гимпельсон из Центра трудовых исследований Высшей школы экономики уверен, что с точки зрения законов экономики это не очень хорошо:

"Для многих людей выбор ведь не между формальным и неформальным сектором, а выбор между неформальным сектором, безработицей или вообще экономической неактивностью. Для того чтобы быть безработным, нужно еще иметь возможность себе это позволить – либо должно быть высокое пособие по безработице, либо родственники, которые будут содержать. Если же идти в экономическую неактивность, то это будет означать, что пособия нет и нужны другие источники доходов".

Но у большинства людей такой альтернативы не существует, поэтому они вынуждены где-то как-то подрабатывать, чтобы себя содержать. Да, отмечает Владимир Гимпельсон, они не платят налоги, но ничего и не просят у государства. И в этом смысле ситуация не такая уж и плохая: если бы они все пошли в безработные, безработица выросла бы в разы.

Во второй половине года, опасаются эксперты, ситуация на российском рынке труда может ухудшиться – в первую очередь, из-за общего замедления темпов роста экономики страны. Однако официально регистрируемая безработица, предполагает Владимир Гимпельсон, увеличится незначительно. Во-первых, по его словам, адаптация к росту безработицы или к ее снижению в России идет через зарплату: в условиях кризиса рост зарплат замедлится или даже сменится снижением, что и позволит поддержать занятость. А второй фактор сдерживания роста официальной безработицы – невысокий размер государственных пособий. Это означает, уверен Владимир Гимпельсон, что не имеющие работы люди во что бы то ни стало должны будут что-то делать и зарабатывать, переходя в неформальный сектор.

С тем, что уровень официальной безработицы во второй половине года увеличится незначительно, готов в целом согласиться и Игорь Поляков из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, но только при условии оживления в стране экономической активности. В случае же более стагнирующего варианта развития экономики, по его словам, следующий год Россия начнет с более высоких уровней безработицы, чем имеет сейчас: уже к декабрю они могут достигнуть 5,9 процента экономически активного населения, а в начале следующего года – уверенно перешагнуть отметку в 6 процентов.