Долговой тормоз

Темпы роста объемов розничной торговли в России, обеспечивающей значительную часть общего прироста ВВП, продолжают замедляться. В январе-апреле они выросли лишь на 3,9% к прошлогоднему уровню, сообщил в пятницу Росстат, тогда как в первые четыре месяца прошлого года рост этих объемов составлял 7,7%.

Годовой прирост оборота продовольственных товаров замедлился в 3,5 раза – с 5,4% до 1,6%, а оборот непродовольственной розницы – в 1,6 раза, с 9,6% до 5,9%. При этом общие расходы домохозяйств на покупку товаров и оплату услуг, по данным Центрального банка, в течение первого квартала выросли на 4,4% против 6,4% годом ранее.

В целом доля потребительских расходов – на товары и услуги - в общей структуре ВВП России превышает 50%. Именно расходы домохозяйств являются сегодня главной составляющей общего роста национальной экономики. Тогда как вклад в прирост ВВП расходов на конечное потребление структур государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, в прошлом году оказался отрицательным, отмечается в апрельском “Докладе о денежно-кредитной политике” Центрального банка России.

Отношение долговых платежей населения к их реальным доходам фактически сравнялось с показателем в США

Вклад собственно розничной торговли в общий объем российской экономики Росстат оценивает примерно в 17%. Однако частное потребление включает еще платные или бесплатные для него услуги, в том числе и те, которые домохозяйства оказывают себе сами – например, по личному подсобному хозяйству, поясняет главный экономист по России и странам СНГ британского банка HSBC Александр Морозов. “Поэтому, когда динамика ВВП оценивается по конечному использованию, все эти услуги, вкупе с оборотами розничной торговли, и составляют общее потребление населения”.

Замедление темпов роста розничного товарооборота позволяет предположить, что и в целом вклад частного потребления в ВВП оказывается теперь меньшим, добавляет главный экономист по России голландского банка ING Дмитрий Полевой.

Снижение темпов роста непродовольственной розницы связано в основном с замедлением динамики потребительского кредитования в стране: все большую часть вновь привлекаемых банковских кредитов население вынуждено тратить на обслуживание прежних долгов – как на погашение самих кредитов, так и процентов по ним, продолжает Александр Морозов. Проявляется, по его словам, и другой фактор: снижается уверенность потребителей в способности обслуживать свои долги и в будущем. “В такой ситуации люди предпочитают увеличивать свои депозиты в банках, чем тратить деньги на очередные покупки товаров длительного пользования”.

СБЕРЕГАТЬ НЕ СТОИТ ТРАТИТЬ

Еще в 2010 году прирост банковских вкладов в России более чем вдвое опережал темпы роста объемов розничного кредитования. То есть, очень условно, массовый потребитель, помня о недавнем финансовом кризисе, предпочитал, скорее, сберегать, чем тратить.

Однако уже в 2011 году этот тренд сменился на противоположный: рост кредитов более чем в полтора раза превысил прирост частных вкладов в банках, а еще через год - уже в два раза. Своего пика годовые темпы роста кредитования достигли в середине прошлого года, превысив 44%, после чего стали снижаться. И в апреле, по данным Банка России, они составили 36,5%.

Реальные ставки по основной массе потребительских кредитов в России могут достигать 30-40% годовых

На этом фоне явно ускорился рост частных банковских вкладов. После очередного минимума, отмеченного в феврале прошлого года (18,9%), его годовые темпы повысились до 24% в апреле года нынешнего, причем в последние месяцы это ускорение выглядит весьма устойчивым.

Такая динамика действительно приятно удивляет, отмечает главный экономист “Альфа-Банка” Наталия Орлова. Однако если объем потребительских кредитов России составляет около 6 трлн рублей, то частные вклады в банках превышают 11 трлн рублей. Подобный разрыв отмечается в России на протяжении десятилетия. “Поэтому, сравнивая темпы роста, следует помнить, что речь идет о рынках, которые значительно отличаются по масштабам”.

Замедление роста потребительского кредитования отражается в розничной торговле прежде всего на секторе непродовольственных товаров, напоминает Дмитрий Полевой. Да, его динамика в январе-апреле в целом замедлилась более чем в полтора раза к прошлогоднему уровню. Однако в апреле они оказались выше, чем в марте – 6,2% против 5,7%. “Этот рост остается на уровне 5-6%, то есть заметно выше, чем по розничной торговле в целом. Проявляются все еще очень высокие темпы роста потребительского кредитования, которые остаются существенным фактором поддержки общей потребительской активности в стране”.

Тем не менее, темпы роста этого кредитования сдерживаются теперь и другими, внутренними факторами, главным из которых оказывается рост долговой нагрузки потребителей.

ДОГНАВ США

В декабре прошлого года эксперты “Альфа-Банка” представили результаты собственного исследования, из которых следовало, что львиную долю (почти 80%!) новых потребительских займов (без ипотечных) их получатели направляют на... погашение процентов по ранее взятым кредитам.

Более того, в 2013 году, по мнению авторов исследования, существуют риски того, что при росте потребительского кредитования в 30% почти весь он может уйти на оплату процентов по ранее взятым кредитам (без учета ипотек).

Сегодня, пока темпы роста кредитования составляют почти 37%, наш тогдашний прогноз выглядит вполне реальным, говорит Наталия Орлова. “Это лишь повышает вероятность сценария, по которому лишь минимальная часть новых кредитов может пойти на расширение потребительского спроса в стране. Остальные деньги просто вернутся в банки – в счет обслуживания уже накопленного потребителями долга. Но главный вопрос здесь – уровень процентных ставок по кредитам, то есть их реальная стоимость для заемщиков”.

Рост расходов домохозяйств на покупку товаров и оплату услуг замедлился в полтора раза

Рост задолженности физических лиц, наличие значительного долга на балансе населения увеличивает уязвимость реального сектора к экономическим шокам, отмечается в апрельском докладе Центрального банка. “Это связано с тем, что потребление домохозяйств, обремененных значительными расходами по обслуживанию долга, более чувствительно к изменению дохода и росту неопределенности, а также к изменениям процентной ставки”.

По сравнению с другими странами, общий уровень долговой нагрузки потребителей в России невелик – примерно 15-17% ВВП, по оценкам Центробанка. В странах Центральной и Восточной Европы, например, он в полтора-два раза выше, а в еврозоне в целом – более чем втрое. Однако в Европе и намного больше доля ипотечных, то есть самых крупных кредитов населению – 20-30% от общего объема частных кредитов, тогда как в России – лишь примерно 8%.

Зато процентные платежи по выданным потребительским кредитам в России значительно превосходят европейские показатели – примерно 1,8% ВВП против 1,5-1,6% ВВП в еврозоне и 0,8% - в странах Центральной и Восточной Европы.

Реальные ставки по основной массе потребительских кредитов в России могут достигать 30-40% годовых, отмечает Александр Морозов из банка HSBC. В связи с чем, по его словам, общая долговая нагрузка российских потребителей (обслуживание и самого долга, и процентов по нему) по отношению к их реальным располагаемым доходам и накоплениям оказывается теперь примерно на том же уровне, что и в Соединенных Штатах, судя по последней статистике.

В целом доля потребительских расходов – на товары и услуги - в общей структуре ВВП России превышает 50%

“Хотя возможность дальнейшего расширения потребительского долгового бремени в России и существует, вряд ли оно окажется существенным. И вряд ли оно будет способствовать значительному росту объемов продаж непродовольственных товаров, - прогнозирует Морозов. – Скорее, динамика этих продаж будет примерно соответствовать темпам роста доходов и реальных зарплат населения”.

Вновь обратимся к данным, представленным в минувшую пятницу Росстатом. Реальные располагаемые доходы населения выросли в январе-апреле на 5,9% к аналогичному прошлогоднему уровню, который, в свою очередь, превысил уровень четырех первых месяцев 2011 года на 1,5%. Налицо ускорение темпов роста почти в четыре раза.

При этом динамика средней по стране номинальной начисленной зарплаты, наоборот, замедлилась: прирост на 11,8% в этом году против 14,7% в январе-апреле прошлого года. В январе 2012 года он составляла 23 746 рублей в месяц, в апреле 2013 года – 27 714 рублей. То есть рост за это время составил 16,7%.