В последний путь – с чемоданом

Юрий Рост: "Мой чемодан наполнен пустотой"

Что взять с собой на тот свет, если он, разумеется, существует? Поисками ответа на этот вопрос занялись участники выставки "Мой самый важный чемодан". Проект возник в Германии, а теперь к нему присоединились жители России. Наполненные самыми неожиданными предметами чемоданы показывают в Москве, в выставочном зале "Манеж".

Странное дело, выставка получилась совсем не мрачная и не тягостная, хотя Фриц Рот, основатель некой "Частной академии траура", задумывал свой бесстрашный проект как размышление о смерти.
Однако пафос сбивают совершенно реальные старомодные чемоданы с металлическими уголками – слишком уж они обыденны, слишком связаны с земными путешествиями. Что же до наполнения, то встречаются, конечно, символы, отсылающие к мысли о бренности человеческого существования, вроде отпечатков ступней на песке, но чаще в чемоданы люди были склонны укладывать то, с чем связаны дорогие личные воспоминания и что помогает радоваться жизни. Так, театровед и куратор выставок Виталий Пацюков собрал натюрморт из старого плюшевого медведя, книжки Пастернака, любимой виниловой пластинки и семейных фотографий.
Выставка составлена из 100 таких чемоданов, по 50 с немецкой и российской стороны. Каждый артефакт сопровождается авторским текстом, и ни одного трагического я не обнаружила.

Впрочем, по словам арт-директора Манежа Марины Лошак, далеко не все соглашались стать участниками выставки.
– Я была поражена, когда оказалось, что на очень серьезных, очень умных, очень современных людей размышления на эту тему наводят страх, даже мистический ужас. Это как у актеров, которые не любят быть повешенными в фильме. Правда, для верующих людей этот вопрос не стоит, а для многих неверующих это серьезная проблема. Если же говорить о тех, кто стал участниками проекта, то это совсем разные люди. Есть снобы, интеллектуалы, есть поэты, есть врачи, коллекционеры. И замечательный фотограф Юрий Рост, и прекрасный Александр Ширвиндт тоже собрали свои чемоданы. Однако, на мой вкус, самые интересные и трогательные чемоданы получились у людей с абсолютно наивным отношением к этому вопросу. У человека, назвавшего себя "безработным романтиком", у сантехника-гастарбайтера, у никому не известных стариков и акушерки, которая сообщает, что помогла появиться на свет четыремстам детям.

Один из экспонатов выставки "Мой самый важный чемодан"


– Это те люди, которые вообще не хотят никому ничего демонстрировать, – продолжает Марина Лошак, – а которые просто с таким наивным трудолюбием отвечают на поставленные Фрицем Ротом вопросы. Не беда, что сплошь и рядом – одинаковые социальные штампы, тривиальные, идущие из детства. Многие продемонстрировали любовь к засушенным цветам, к свече, к каким-то таким атрибутам. Если бы я встретила такое в обычной жизни или в любом проекте, то сказала бы: ой-ой, это вообще невозможно, какая тоска! А тут это очень трогает. Более того, там, где присутствует повышенное остроумие, всюду проигрыш, поскольку нет смысла здесь никого ничем удивлять и нет смысла в этой усложненности, а есть смысл в очень простых ответах. Еще чуть ли не интереснее содержимого чемоданов, оказалось то, что люди написали в анкетах. Меня порадовало, что многие писали от руки – в наше компьютерное время это жест полной открытости и доверия, а также понимания серьезности задачи. - говорит Марина Лошак.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Искусствовед Марина Лошак о выставке "Мой самый важный чемодан"


Упомянутый ею Юрий Рост тоже написал от руки пояснения к своему чемодану, в котором установил глобус: "Я никуда не собираюсь, и чемодан мне не нужен. Этот чемодан наполнен пустотой. А глобус я положил в него, чтобы вам не забыть, что моя родина имеет форму. И что в эту форму умещается то, что формы не имеет: мысль, любовь, страсть, страх, радость".