Ему было от силы тридцать, когда он записал для Blue Note два исторических диска: дуэт Билла Эванса и Джима Холла «Undercurrent», и двойной альбом «Вестников Джаза» - «Три Слепых Мышонка». Это было не так уж плохо для молодого продюсера, решившего предложить самому Дюку Эллингтону записаться без оркестра, без этой фантастической хорошо смазанной машины джаза…
Где бы вы ни были и на чем бы вы нас ни слушали, добро пожаловать на частоты «Свободы» и на наш сайт www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Вот как звучали Эванс и Холл, записанные продюсером Аланом Дагласом (а разговор идет о нём) в апреле 62 года:
Bill Evans & Jim Hall - My Funny Valentine - 5:24 (Bill Evans & Jim Hall - Undercurrent – Blue Note)
«My Funny Valentine», «Мой смешной Валентин» Роджерса и Харта. Дуэт Билла Эванса, рояль и Джима Холла, гитара. 24 апреля 62 года, Нью-Йорк.
В том же 62 году вышел и альбом «Jazz Messengers», «Три Слепых Мышонка» - «Three Blind Mice», записанный LIVE годом раньше. Сама тема трех слепых мышат – это старинная английская детская хороводная песня, которая не раз перекладывалась на музыку, в том числе и Шуманом. Поздний текст (скорее всего начала 19 века) довольно забавен и близок к английской традиции абсурдных сказок и стихов. Но вот мышата в исполнении «Вестников»:
Jazz Messengers - Three Blind Mice – 8:17 (Art Blakey - Three Blind Mice – Blue Note)
«Three Blind Mice», «Три слепых мышонка» Кёртиса Фуллера (тромбон). Фредди Хаббард – труба; Уейн Шортер – тенор-саксофон; Сэдар Уолтон – рояль; Джимми Меррит – контрабас и Арт Блейки – лидер и ударные. Голливудский клуб «Ренессанс», март 62 года. Однако часть двойного альбома была записана в 61 году.
Сегодняшнее вторжение Алана Дагласа не отменяет ни начатую тему джазовых репертуаров, ни ответов на ваши письма и заявки, ни продолжения анализа списков лучших компактных дисков Стива Харриса и Скотта Яноу. Часть ваших собственных любимых тем-стандартов уже получена – жду остальные.
Вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза» на наших коротких частотах, из ближнего космоса через спутники Hotbird и AsiaSat-3, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш ДС.
Duke Ellington - Money Jungle – 5:25 (Duke Ellington, Charles Mingus, Max Roach - Money Jungle – Blue Note)
«Money Jungle», заглавная тема одноимённого диска, записанного 17 сентября 62 года, но выпущенного в феврале 63-го. И вот тут и появляется во всей красе Алан Даглас. Свести вместе трех великих джазменов эпохи: Дюка Эллингтона, Чарли Мингуса и Макса Роуча – была его идеей. И в этом году мир джаза отмечает пятидесятилетие выхода в свет «Джунглей Денег», «Money Jungle». Июньский номер «Даунбита» посвятил юбилею отдельную статью.
Но просто так перетащить Дюка, которому было 63 года в другой формат, в компанию свирепого Мингуса, которому было 43 и великолепного Макса Роуча, которому было 38, было не так-то просто.
Всё началось в Париже. Алан Даглас работал для французской фирмы звукозаписи «Barclay Records». Эдди Барклай и его жена Николь выпускали пластинки Шарля Азнавура, Далиды, Лео Ферре, Жака Бреля, Анри Сальвадора, то есть в основном французского шансона. Эдди Барклай был знаменит своими элитными вечеринками на манер Великого Гэтсби, которые он устраивал на своей вилле в Сен-Тропе.
Однажды Николь Барклай позвонила Алану Дагласу и попросила его, как она выразилась» «заняться Дюком Эллингтоном и Билли Стрейхорном», которые работали в отеле Тремуаль в роскошном восьмом округе Парижа над музыкой для фильма «Парижский Блюз». Алан провел с Дюком и Билли около месяца, бегая за покупками, заказывая столики в ресторанах, отыскивая магазин запонок для Дюка и галстуков для Билли. В номере отеля стояли спиной друг к дружке два фортепьяно и джазмены, не переставая, играли дуэты, причем не всегда для звуковой дорожки фильма.
Однажды Алан, с которым музыканты быстро подружились, спросил Дюка: - Не могу понять, почему вы всегда записываетесь с оркестром и никогда не записались в составе трио? Ответ Дюка был прост: - «Мне этого никто не предлагал…»
Duke Ellington - Les Fleurs Africaines – 3:36 (Duke Ellington, Charles Mingus, Max Roach - Money Jungle – Blue Note)
«Les Fleurs Africaines», «Цветы Африки» - деликатнейшая композиция Дюка и деликатнейшее исполнение её самим Дюком – рояль; Чарли Мингусом – контрабас и Максом Роучом – ударные. Если винил вышел на «United Artists» (как и выше приведенные диски Эванса, Хола и «Вестников») , то СД уже на «Blue Note». Запись была сделана в «Sound Makers Studios», в Нью-Йорке на 57 стрит, между Шестым и Седьмым авеню, о чем мы еще услышим….
Судьба баловала Алана Дагласа. Едва закончив работу бейбиситтера с Дюком и Билли, он получил приглашение занять в Нью-Йорке место продюсера нового департамента на фирме «United Artists». В один действительно прекрасный день секретарша Алана вошла в его нью-йоркский кабинет и сказала: - В приемной Дюк Эллингтон. Он хочет вас видеть… На какой-то момент Алан растерялся. Вошел Дюк Эллингтон, сел в кресло напротив Алана Дагласа и сказал: - Мне понравилась эта парижская идея. Я не против того, чтобы записать пианистический диск…
В ту эпоху Алан Даглас налаживал контакты с Чарли Мингусом и он предложил Дюку. – Почему бы не записаться с Мингусом?
- Прекрасная идея, - воскликнул мэтр. – Это будет страшно интересно!
Напомню нашим верным радиослушателям, что они все ещё настроены на частоты «Свободы» или же слушают нас с нашего интернетовского сайта www.svoboda.org. У микрофона в затопленном дождями Париже – ваш ДС.
Duke Ellington - Caravan – 4:15 (Duke Ellington, Charles Mingus, Max Roach - Money Jungle – Blue Note)
«Caravan», «Караван» Хуана Тизола. Все тот же диск «Money Jungle» и всё те же Эллингтон, Мингус и Роуч.
Когда Алан Даглас позвонил Чарли Мингусу и предложил записаться с Дюком, Чарли, как пишет Даглас, «неохотно, но согласился». Некоторые из вас быть может помнят, что Дюк «отправил в отставку» (он не употреблял слово «уволить») именно Чарли Мингуса за схватку на сцене с Хуаном Тизолом, который гонялся за контрабасистом по сцене с ножом в руке. Чарли же вернулся, если мне не изменяет память, туда же, но с красным пожарным топором.
Итого: Мингус сказал: «ОК, но ударником берем Макса Роуча». Дюк был за. Так сложилось трио, записавшее исторический диск.
Duke Ellington – Solitude – 5:33 (Duke Ellington, Charles Mingus, Max Roach - Money Jungle – Blue Note)
«Solitude», «Одиночество» - Дюка Эллингтона, сыгранное почти что соло. «Money Jungle», 17 сентября 62 года.
А при чем же здесь 57-ая стрит и Шестое с Седьмым авеню?
Необычайность сеанса звукозаписи джазменов этого уровня заключалась в том, что она началась без договоренностей и без репетиции, с чистого листа, как схватка трех гигантов, из которых Дюк всё же был самым почитаемым, знаменитым и уважаемым, а Мингус во многом, но на современном уровне, развивал его джазовую идиому. Макс Роуч не был пассивным участником этой дуэли, он заполнял в нужный момент всё пространство собственным агрессивным вмешательством или же подчеркивал перекрестные ритмы стычки.
Вы слушаете первое июньское «Время Джаза» на частотах «Свободы», из космоса через спутники Hotbird и AsiaSat-3, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене ваш ДС.
Duke Ellington - Very Special – 4:26 (Duke Ellington, Charles Mingus, Max Roach - Money Jungle – Blue Note)
«Very Special», «Весьма специальная», видимо сама композиция Дюка Эллингтона. Напомню состав: Дюк Эллингтон – рояль; Чарли Мингус – контрабас и Макс Роуч – ударные.
Где-то посередине сеанса звукозаписи Чарльз Мингус вдруг встал, натянул чехол на контрабас и, толкнув дверь студии, вышел. Особой перепалки между ним и Дюком не было. Алан Даглас пишет про обычные реплики, уточнения. И тут произошло нечто необычайное. Дюк Эллингтон, бог джазового Олимпа, вылетел из студии вслед за Мингусом и Даглас через окно коридора увидел, как Дюк догнал Чарли на этом самом перекрестке 57-ой стрит и двух авеню. Чарли смиренно выслушал Дюка (звук отсутствует), вернулся в студию и без препинаний и споров участники трио продолжили и закончили запись.
Чем она стала знаменита? Почему её до сих пор с восторгом слушают профессионалы? Считается, что Дюк играл спонтанно, но не чисто. Зато мощно. Что стало почти поговоркой: если играешь с первого захода с ошибками, играй мощно. Ошибки эти, эта естественность, это отсутствие «маникюра», как пишет Даглас, этот мощный напор Мингуса и умное наполнение пространства ритмом Роучем и стали «Джунглями Денег». А название это в свою очередь стало в наши дни практически термином спонтанности и мощи. Молодые коты говорят: - Давай играть в money jungle. Имеется в виду напористая спонтанность.
Duke Ellington - Backward Country Boy Blues – 6:19 (Duke Ellington, Charles Mingus, Max Roach - Money Jungle – Blue Note)
«Backward Country Boy Blues» - по идее это можно перевести, как «Блюз из мальчишеского детства». Однако, как говорила одна знакомая, возможны варианты.
Макс Роуч, Чарли Мингус и Дюк Эллингтон… Диск, о котором написаны сотни и сотни страниц, «Money Jungle». Записанный по инициативе молодого продюсера Алана Дагласа и выпущенный пятьдесят лет назад.
На этом «Время Джаза» опускает занавес. Подкаст этого и предыдущих выпусков джаза на «Свободе» вы найдете на нашем сайте www.svoboda.org. Я же желаю вам летней синевы, отличного настроения и удачи в делах. Чао, бай-бай!
Где бы вы ни были и на чем бы вы нас ни слушали, добро пожаловать на частоты «Свободы» и на наш сайт www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Вот как звучали Эванс и Холл, записанные продюсером Аланом Дагласом (а разговор идет о нём) в апреле 62 года:
Bill Evans & Jim Hall - My Funny Valentine - 5:24 (Bill Evans & Jim Hall - Undercurrent – Blue Note)
«My Funny Valentine», «Мой смешной Валентин» Роджерса и Харта. Дуэт Билла Эванса, рояль и Джима Холла, гитара. 24 апреля 62 года, Нью-Йорк.
В том же 62 году вышел и альбом «Jazz Messengers», «Три Слепых Мышонка» - «Three Blind Mice», записанный LIVE годом раньше. Сама тема трех слепых мышат – это старинная английская детская хороводная песня, которая не раз перекладывалась на музыку, в том числе и Шуманом. Поздний текст (скорее всего начала 19 века) довольно забавен и близок к английской традиции абсурдных сказок и стихов. Но вот мышата в исполнении «Вестников»:
Jazz Messengers - Three Blind Mice – 8:17 (Art Blakey - Three Blind Mice – Blue Note)
«Three Blind Mice», «Три слепых мышонка» Кёртиса Фуллера (тромбон). Фредди Хаббард – труба; Уейн Шортер – тенор-саксофон; Сэдар Уолтон – рояль; Джимми Меррит – контрабас и Арт Блейки – лидер и ударные. Голливудский клуб «Ренессанс», март 62 года. Однако часть двойного альбома была записана в 61 году.
Сегодняшнее вторжение Алана Дагласа не отменяет ни начатую тему джазовых репертуаров, ни ответов на ваши письма и заявки, ни продолжения анализа списков лучших компактных дисков Стива Харриса и Скотта Яноу. Часть ваших собственных любимых тем-стандартов уже получена – жду остальные.
Вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза» на наших коротких частотах, из ближнего космоса через спутники Hotbird и AsiaSat-3, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш ДС.
Duke Ellington - Money Jungle – 5:25 (Duke Ellington, Charles Mingus, Max Roach - Money Jungle – Blue Note)
«Money Jungle», заглавная тема одноимённого диска, записанного 17 сентября 62 года, но выпущенного в феврале 63-го. И вот тут и появляется во всей красе Алан Даглас. Свести вместе трех великих джазменов эпохи: Дюка Эллингтона, Чарли Мингуса и Макса Роуча – была его идеей. И в этом году мир джаза отмечает пятидесятилетие выхода в свет «Джунглей Денег», «Money Jungle». Июньский номер «Даунбита» посвятил юбилею отдельную статью.
Но просто так перетащить Дюка, которому было 63 года в другой формат, в компанию свирепого Мингуса, которому было 43 и великолепного Макса Роуча, которому было 38, было не так-то просто.
Всё началось в Париже. Алан Даглас работал для французской фирмы звукозаписи «Barclay Records». Эдди Барклай и его жена Николь выпускали пластинки Шарля Азнавура, Далиды, Лео Ферре, Жака Бреля, Анри Сальвадора, то есть в основном французского шансона. Эдди Барклай был знаменит своими элитными вечеринками на манер Великого Гэтсби, которые он устраивал на своей вилле в Сен-Тропе.
Однажды Николь Барклай позвонила Алану Дагласу и попросила его, как она выразилась» «заняться Дюком Эллингтоном и Билли Стрейхорном», которые работали в отеле Тремуаль в роскошном восьмом округе Парижа над музыкой для фильма «Парижский Блюз». Алан провел с Дюком и Билли около месяца, бегая за покупками, заказывая столики в ресторанах, отыскивая магазин запонок для Дюка и галстуков для Билли. В номере отеля стояли спиной друг к дружке два фортепьяно и джазмены, не переставая, играли дуэты, причем не всегда для звуковой дорожки фильма.
Однажды Алан, с которым музыканты быстро подружились, спросил Дюка: - Не могу понять, почему вы всегда записываетесь с оркестром и никогда не записались в составе трио? Ответ Дюка был прост: - «Мне этого никто не предлагал…»
Duke Ellington - Les Fleurs Africaines – 3:36 (Duke Ellington, Charles Mingus, Max Roach - Money Jungle – Blue Note)
«Les Fleurs Africaines», «Цветы Африки» - деликатнейшая композиция Дюка и деликатнейшее исполнение её самим Дюком – рояль; Чарли Мингусом – контрабас и Максом Роучом – ударные. Если винил вышел на «United Artists» (как и выше приведенные диски Эванса, Хола и «Вестников») , то СД уже на «Blue Note». Запись была сделана в «Sound Makers Studios», в Нью-Йорке на 57 стрит, между Шестым и Седьмым авеню, о чем мы еще услышим….
Судьба баловала Алана Дагласа. Едва закончив работу бейбиситтера с Дюком и Билли, он получил приглашение занять в Нью-Йорке место продюсера нового департамента на фирме «United Artists». В один действительно прекрасный день секретарша Алана вошла в его нью-йоркский кабинет и сказала: - В приемной Дюк Эллингтон. Он хочет вас видеть… На какой-то момент Алан растерялся. Вошел Дюк Эллингтон, сел в кресло напротив Алана Дагласа и сказал: - Мне понравилась эта парижская идея. Я не против того, чтобы записать пианистический диск…
В ту эпоху Алан Даглас налаживал контакты с Чарли Мингусом и он предложил Дюку. – Почему бы не записаться с Мингусом?
- Прекрасная идея, - воскликнул мэтр. – Это будет страшно интересно!
Напомню нашим верным радиослушателям, что они все ещё настроены на частоты «Свободы» или же слушают нас с нашего интернетовского сайта www.svoboda.org. У микрофона в затопленном дождями Париже – ваш ДС.
Duke Ellington - Caravan – 4:15 (Duke Ellington, Charles Mingus, Max Roach - Money Jungle – Blue Note)
«Caravan», «Караван» Хуана Тизола. Все тот же диск «Money Jungle» и всё те же Эллингтон, Мингус и Роуч.
Когда Алан Даглас позвонил Чарли Мингусу и предложил записаться с Дюком, Чарли, как пишет Даглас, «неохотно, но согласился». Некоторые из вас быть может помнят, что Дюк «отправил в отставку» (он не употреблял слово «уволить») именно Чарли Мингуса за схватку на сцене с Хуаном Тизолом, который гонялся за контрабасистом по сцене с ножом в руке. Чарли же вернулся, если мне не изменяет память, туда же, но с красным пожарным топором.
Итого: Мингус сказал: «ОК, но ударником берем Макса Роуча». Дюк был за. Так сложилось трио, записавшее исторический диск.
Duke Ellington – Solitude – 5:33 (Duke Ellington, Charles Mingus, Max Roach - Money Jungle – Blue Note)
«Solitude», «Одиночество» - Дюка Эллингтона, сыгранное почти что соло. «Money Jungle», 17 сентября 62 года.
А при чем же здесь 57-ая стрит и Шестое с Седьмым авеню?
Необычайность сеанса звукозаписи джазменов этого уровня заключалась в том, что она началась без договоренностей и без репетиции, с чистого листа, как схватка трех гигантов, из которых Дюк всё же был самым почитаемым, знаменитым и уважаемым, а Мингус во многом, но на современном уровне, развивал его джазовую идиому. Макс Роуч не был пассивным участником этой дуэли, он заполнял в нужный момент всё пространство собственным агрессивным вмешательством или же подчеркивал перекрестные ритмы стычки.
Вы слушаете первое июньское «Время Джаза» на частотах «Свободы», из космоса через спутники Hotbird и AsiaSat-3, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене ваш ДС.
Duke Ellington - Very Special – 4:26 (Duke Ellington, Charles Mingus, Max Roach - Money Jungle – Blue Note)
«Very Special», «Весьма специальная», видимо сама композиция Дюка Эллингтона. Напомню состав: Дюк Эллингтон – рояль; Чарли Мингус – контрабас и Макс Роуч – ударные.
Где-то посередине сеанса звукозаписи Чарльз Мингус вдруг встал, натянул чехол на контрабас и, толкнув дверь студии, вышел. Особой перепалки между ним и Дюком не было. Алан Даглас пишет про обычные реплики, уточнения. И тут произошло нечто необычайное. Дюк Эллингтон, бог джазового Олимпа, вылетел из студии вслед за Мингусом и Даглас через окно коридора увидел, как Дюк догнал Чарли на этом самом перекрестке 57-ой стрит и двух авеню. Чарли смиренно выслушал Дюка (звук отсутствует), вернулся в студию и без препинаний и споров участники трио продолжили и закончили запись.
Чем она стала знаменита? Почему её до сих пор с восторгом слушают профессионалы? Считается, что Дюк играл спонтанно, но не чисто. Зато мощно. Что стало почти поговоркой: если играешь с первого захода с ошибками, играй мощно. Ошибки эти, эта естественность, это отсутствие «маникюра», как пишет Даглас, этот мощный напор Мингуса и умное наполнение пространства ритмом Роучем и стали «Джунглями Денег». А название это в свою очередь стало в наши дни практически термином спонтанности и мощи. Молодые коты говорят: - Давай играть в money jungle. Имеется в виду напористая спонтанность.
Duke Ellington - Backward Country Boy Blues – 6:19 (Duke Ellington, Charles Mingus, Max Roach - Money Jungle – Blue Note)
«Backward Country Boy Blues» - по идее это можно перевести, как «Блюз из мальчишеского детства». Однако, как говорила одна знакомая, возможны варианты.
Макс Роуч, Чарли Мингус и Дюк Эллингтон… Диск, о котором написаны сотни и сотни страниц, «Money Jungle». Записанный по инициативе молодого продюсера Алана Дагласа и выпущенный пятьдесят лет назад.
На этом «Время Джаза» опускает занавес. Подкаст этого и предыдущих выпусков джаза на «Свободе» вы найдете на нашем сайте www.svoboda.org. Я же желаю вам летней синевы, отличного настроения и удачи в делах. Чао, бай-бай!