Поверх барьеров с Игорем Померанцевым
В Древней Греции и Древнем Риме к внешности, к внешнему относились почтительно. Древнегреческие философы, чтобы засвидетельствовать свою принадлежность к той или иной философской школе, отращивали бороды разных конфигураций. У парикмахерского искусства был богатейший словарь: шнуровка или подвязывание пучка, заплетение и скручивание в узел, завязывание волосяной петли... А вот названия причесок: двойная заплетенная косичка, подвязанный хохолок, кудрявый тупей, тупей на лбу с косичкой, прическа в форме дыни. Прически древних римлянок отчеканивались на монетах. Была и целая культура украшения волос: диадемами, венками, кольцами, спиралями…


«Красное сухое» с писателем Евгением Поповым

Сергей Эрденко


В передаче «Мои любимые пластинки» — Cергей Эрденко, лидер цыганского трио «Лойко»

Когда слушаешь Сергея Эрденко, ясно понимаешь, на каком перекрёстке сошлись русский классический романс и цыганский романс. Образец русской любовной лирики – пушкинское

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.


В этих стихах нет материи, но есть парящий дух: виденье, гений...
Цыганский романс сделал чувственную прививку русской лирике. Он способен прямо сказать: "отдайся мне". В репертуаре Саши Давыдова (1849-1911) есть такой куплет:

Пустое "вы" сердечным "ты"
Навек отныне замени,
Да поцелуй, да обними,
Да полюби от всей души,


Здесь прямая цитата из Пушкина соседствует с чувственной близостью, которой открыта цыганская песня. Это и есть перекрёсток двух стихий, которые чудесным образом уживаются друг с другом. Сергей Эрденко замечательно чувствует это и без пережима делится своим чувством.
И ещё об одном свойстве музыканта. Любую музыку – даже цыганскую – легко можно превратить в гербарий, выхолостить её. Так делают цыганские исполнители с хорошо поставленными голосами и академическим образованием. У Сергея Эрденко – отменная академическая школа. В детстве он играл Моцарта и других классиков. Но школа не мешает ему быть живым музыкантом, который не боится рисковать, не стесняется жить на сцене. Да, он не играет - он живёт нас цене. Это и есть черта выдающегося музыканта.