Июньский марш за свободу

12 июня в Москве проводится акция протеста против преследований по политическим мотивам
От Калужской площади по Якиманке на Болотную площадь. Таков маршрут марша "За нашу и вашу свободу!" 12 июня с требованием прекратить в России преследования по политическим мотивам.

«Это прежде всего марш в защиту политзаключенных» - подчеркивает один из организаторов акции Александр Рыклин – «К лозунгам, которые обсуждались ранее, добавился, только один: "В защиту Навального!". Потому что справедливо было замечено, что Навальный, такой же фигурант «болотного дела», как и все остальные. Хотя формально его судят за другое. Но мы же понимаем, что он тоже подвергается политическим репрессиям. Мы понимаем, что вся эта история с "Кировлесом", да все и другие его уголовные дела - это просто повод. Судят его за политическую позицию».

Марш 12 июня - первая с 2011 года акция протеста, которую удалось согласовать с московскими властями без долгих переговоров. По мнению Александра Рыклина, это было вполне ожидаемо - формальных оснований для отказа чиновники найти не смогли. Впрочем, в последнее время московские власти демонстрируют некоторую сдержанность по отношению к участникам акций оппозиции.

«Некоторое смягчение налицо» - отмечает Александр Рыклин – «Например, перестали задерживать за одиночные пикеты. Была проведена в Москве большая акция 5 числа. Много-много десятков людей стояли по всему городу в одиночных пикетах по Тверской, на Новом Арбате. Никого не тронули. Когда открывался суд по "болотному делу", стояли одиночные пикеты. Мы развернули пикет прямо на территории суда, что формально противоречит закону. И, тем не менее, никаких задержаний не последовало. Были гуляния на Красной площади. Она, правда, была закрыта, но на Манежной площади, куда приехала Людмила Михайловна Алексеева. И опять ни одного задержания! Ну, наверное, это все как-то укладывается в ту логику, что власти решили чуть-чуть сбавить обороты. Это можно только приветствовать».

В заявке на проведение марша указано число участников до 30 тысяч человек, однако организаторы не исключают, что их будет больше. Впрочем, согласно данным недавних опросов Левада-центра, митинговая активность в России сейчас не слишком высока. И хотя предпосылок для проявления гражданской активности множество, повода, который мог бы спровоцировать выход на улицы большого количества людей, власти пока не дают, полагают независимые социологи.

«По данным апрельского исследования, порядка 17% россиян говорят, что были бы готовы принять участие в акциях в защиту социальных прав и против падения уровня жизни» - говорит заместитель директора Левада-центра Алексей Гражданкин.- «Мы знаем, что реальное поведение серьезно отличается от намерений. Примерно каждый 6 человек хотя бы время от времени подумывает о том, что мог бы присоединиться к такого рода акции. Это наименее обеспеченная группа населения и жители небольших городов и сельской местности.

Что касается Москвы, то, по данным социологических исследований, хотя возможность такого рода акций в 1,5 раза выше, чем в целом по стране (в целом по стране 22% опрошенных считают, что в их городе и районе возможны акции протеста, в Москве - 31%), готовность участия в той же Москве ниже, чем в среднем по России - всего лишь 8%».

Как считает Алексей Гражданкин, люди давно скептически относятся к возможности как-то повлиять на политику властей массовыми выступлениями. Для большинства это лишь повод или возможность выразить свое отношение к действиям власти. Люди понимают, что ни к каким реальным изменениям это не ведет. Любого рода протестная активность, готовность к ней связана с тем, что затрагиваются базовые человеческие потребности, базовые экономические интересы населения страны. Поэтому на фоне того, что хоть какой-то уровень материального благополучия в России сейчас есть, вероятность возникновения массовых протестных акций довольно невелика. Такого рода акции могут быть спровоцированы кризисом, каким-то резким ростом цен на товары повседневного спроса, то есть катастрофическими событиями в экономике. Что касается политической сферы, то большинство населения страны отдало право распоряжаться в этой сфере руководству страны и не собирается никак вмешиваться в решение политических вопросов и, соответственно, выходить на улицы в связи с неправильными, с его точки зрения, решениями.

6 июня Замоскворецкий суд Москвы начал рассматривать дело в отношении двенадцати из без малого тридцати обвиняемых по делу о беспорядках на Болотной площади в мае прошлого года. Тогда согласованная с властями мирная акция завершилась столкновениями ее участников с полицией. Следственный комитет квалифицировал происшедшее как массовые беспорядки и возбудил уголовное дело.