В тюрьму из-за широких бровей

Григорий Мариенко – заключенный ИК-8 в Астрахани

Кому помогают НКО? История незаконно осужденного цыгана – клиента антидискриминационного центра "Мемориал"
Григорий Мариенко, осужденный по статье 162 Уголовного кодекса, отбывает наказание в исправительной колонии №8 в Астрахани. Его обвинили в разбойном нападении на водителя маршрутного такси. У Мариенко четверо детей, в таборе о нем отзываются положительно. Судимостей до этого не было, хотя следствие сначала утверждало, что ранее он был трижды судим, рассказывает адвокат Мариенко Олег Мукорин:
"В ходе допроса следователь удивилась, почему мой подзащитный не признает факта судимости. Дает нам справку из информ-центра ОВД, где написано: три судимости, в том числе и за разбой. И тут мой клиент обращает внимание следователя на то, что справка к нему отношения не имеет. Перепутано отчество. Записано "Петрович", а мой клиент является Григорием Павловичем. Следователь начала суетливо собирать материалы и закончила допрос".
После этого допроса защита Мариенко подала ходатайство об освобождении и жалобу в прокуратуру на действия следователя, но к тому моменту уже появилась справка на Григория Павловича. В ней говорилось, что он ранее не судим. Но следствие решило оставить Мариенко под стражей в связи с тяжестью предъявленного обвинения.

В суде 13 человек под присягой дали показания, что Григорий Мариенко в момент совершения разбойного нападения на таксиста находился в десяти километрах от места преступления
В суде 13 человек под присягой дали показания, что Григорий Мариенко в момент совершения разбойного нападения на таксиста находился в десяти километрах от места преступления. По словам свидетелей со стороны защиты, Мариенко в этот момент спал у себя дома. Он был нетрезв, так как много выпил во время празднования Пасхи, то есть физически не был способен совершить преступление. Однако приговор суда основывался на показаниях таксиста. В начале процесса он заявил, что именно Мариенко напал на него с пистолетом и выстрелил. История с пистолетом, по мнению адвоката Олега Мукорина, не выдерживает никакой критики:
"Нападавший якобы произвел выстрел в тот момент, когда потерпевший рукой держал ствол пистолета, и у него в последствии обнаружилось ранение. Вдоль внутренней части ладони был порез. Этот порез должен был сопровождаться порезом мякоти пальцев. Если пуля в сжатом кулаке проходит, она ранит всю поверхность кожи сжатого кулака. Физически невозможно произвести такой выстрел внутри кулака. При анализе последствий ранения в коже потерпевшего не были обнаружены частицы несгоревшего пороха. Не были вообще установлены следы произведенного выстрела. И самое главное: в машине не обнаружена пуля, которая якобы выскочила из дула, пропоров кожу внутренней части ладони потерпевшего. Эта пуля должна была либо застрять в обшивке машины, либо пробить стекло и выйти наружу. Осмотр машины дал отрицательное заключение. Нигде никаких следов повреждения от пули внутри машины не обнаружено".
Показания водителя маршрутки вызвали неуверенность даже у самого потерпевшего. Увидев родственников Григория Мариенко, таксист вдруг стал сомневаться, того ли человека он опознал в качестве нападавшего. В протоколе опознания и в последующих показаниях потерпевший пояснял: "Этого цыгана я опознаю по широким бровям".
"Когда же потерпевший оказался в зале судебного заседания, где находилось 15 человек родственников Мариенко, все мужчины, как на одно лицо, имели точно такие же брови, широченные и лохматые", – говорит адвокат Олег Мукорин.
Потерпевший сказал суду, что мог ошибиться при опознании, что возможно, на него нападал не тот человек, который сидит на скамье подсудимых. Несмотря на неуверенность водителя в своих показаниях и все доводы защиты, Григорий Мариенко был признан виновным и приговорен к пяти с половиной годам лишения свободы. Олег Мукорин считает, что его подзащитный стал случайной жертвой российской судебно-правовой системы:
"Я бы не сказал, что какие-то националистические мотивы двигали судом, нет. Судьей, в общем-то, хорошим человеком, двигал один мотив: осудить. Поскольку в практике судов Российской Федерации подавляющий процент обвинительных приговоров. Практически все судьи пожимают плечами и поясняют: "Что же вы хотите? Такая судебная практика сложилась. Нам фактически запрещают выносить оправдательные приговоры". Как написал дознаватель в самом начале, так эта писанина и следует вплоть до Верховного суда. Ее утверждают во всех инстанциях".
Адвокат Олег Мукорин подавал апелляции на приговор Григорию Мариенко в суды всех инстанций, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом России. Все суды, в том числе Верховный суд России, отклонили жалобы защиты Мариенко и утвердили приговор. Тогда Олег Мукорин обратился в антидискриминационный центр "Мемориал". Это Санкт-Петербургская независимая некоммерческая организация, которая оказывает помощь незаконно осужденным. Правозащитники из АДЦ "Мемориал" помогли Мукорину составить текст обращения в Европейский суд по правам человека с просьбой отменить данный приговор. ЕСПЧ принял жалобу. Олег Мукорин надеется, что скоро станет известна дата рассмотрения жалобы и что она будет удовлетворена.