С поста директора Музея современного искусства в Перми в среду уволен известный галерист и куратор выставок Марат Гельман. Он создавал музей в 2008 году по инициативе сенатора Сергея Гордеева.
Министр культуры Пермского края Игорь Гладнев ссылается на статью трудового кодекса, по которой работодатель не обязан мотивировать расторжение договора. Гельман в комментариях говорит о конфликте с министром. Губернатор края Виктор Басаргин в своем блоге пишет о недовольстве выставками фестиваля "Белые ночи", которые курировал Гельман и которые были закрыты по решению властей.
Художник Александр Шабуров из группы "Синие носы" не исключает политических мотивов в увольнении Гельмана и связывает это решение с развитием "болотного дела":
– Мы же все творческие люди, мы не лезем туда, куда нас не зовут, а едем туда, где нас ждут и хотят видеть. В 2008 году Гельмана хотели видеть в Перми, и ему самому было любопытно. Когда в прошлом году я был там на фестивале "Белые ночи", он меня даже приятно поразил. В центре Перми – пустая прогулочная зона, и непонятно, что с ней делать. И тут как раз сделали фестиваль, где был бассейн, выставки, концерты, библиотеки, кафе, занятия йогой бесплатные, фитнесом, то есть все то, чего властям не хватает, чтобы занять молодежь, лишь бы она на митинги не ходила. И по моему разумению, этот опыт нужно было копировать в каждом городе. Но тут еще вопрос такой, что Марат галеристом раньше был, а галерея – такой магазинчик, который продает художников, грубо говоря, частному покупателю, буржую. А в 2008 году, когда случился кризис, буржуй меньше стал покупать работы художников, и как-то очень быстро все современное искусство село на бюджет.
Проходят бьеннале в Москве, в Центре современного искусства – это все на государственные деньги. А там совсем иная система, иные правила игры, когда за свои деньги с тебя требуют чего-то, чтобы это было 500 раз согласовано, скучно, серо и неинтересно. И после митингов на Болотной площади, когда зачистили так называемые "звенья гребаной цепи", – то есть те, кто в каких-то участвовал антигосударственных митингах, в то же время работая на государственных каналах, – как раз удивительно, почему до Марата руки дошли так поздно, практически спустя полгода. Я думал, что Марат все-таки продержится, что это будет такой пермский музей-феномен, как Театр на Таганке, когда там Юрий Любимов на госденьги все-таки умудрялся делать что ему придет в голову.
– Пермский губернатор написал в своем блоге, что он очень недоволен тем, как Гельман делал фестиваль "Белые ночи", и в частности, выставкой “Welcome! Sochi 2014!”, которая, по мнению губернатора, выставляет Россию в неприглядном свете. Как можно это прокомментировать? Губернатор и чиновники видели эту выставку еще в прошлом году. Это кажется формальным поводом, а не причиной.
– Я как раз о том и говорю. Художественное сообщество абсолютно не хотело, чтобы Марата уволили, но когда это случилось, тогда все, конечно, увидели в этом логику, что на него давно наступали. Губернатор, как всякий живой человек, вполне может глупости писать. Такой же случай был с бывшим министром культуры Соколовым, когда он тоже откровенно и максималистски что-то говорил про нашу работу с целующимися милиционерами. Это частность какая-то. Более важно то, что все искусство стало сейчас государственным, а там какие-то иные правила игры, иная система функционирования, и совсем иное искусство там на всех этих последних московских бьеннале, это какая-то скучная, однообразная каша, неразличимая.
К сожалению, скандальные и неудобные личности из этой новой системы выпадают. У замечательного куратора Андрея Ерофеева была какая-то своя синдроматика, он мог работать, только окружив себя кольцом недоброжелателей, и к сожалению, его из государственной же Третьяковской галереи уволили. И Марат тоже везде, куда приходил, создавал какой-то искусственный культурный конфликт – какое искусство должно быть, какого не должно быть. Но он, несомненно, яркая личность, как к нему ни относись.
Министр культуры Пермского края Игорь Гладнев ссылается на статью трудового кодекса, по которой работодатель не обязан мотивировать расторжение договора. Гельман в комментариях говорит о конфликте с министром. Губернатор края Виктор Басаргин в своем блоге пишет о недовольстве выставками фестиваля "Белые ночи", которые курировал Гельман и которые были закрыты по решению властей.
– Мы же все творческие люди, мы не лезем туда, куда нас не зовут, а едем туда, где нас ждут и хотят видеть. В 2008 году Гельмана хотели видеть в Перми, и ему самому было любопытно. Когда в прошлом году я был там на фестивале "Белые ночи", он меня даже приятно поразил. В центре Перми – пустая прогулочная зона, и непонятно, что с ней делать. И тут как раз сделали фестиваль, где был бассейн, выставки, концерты, библиотеки, кафе, занятия йогой бесплатные, фитнесом, то есть все то, чего властям не хватает, чтобы занять молодежь, лишь бы она на митинги не ходила. И по моему разумению, этот опыт нужно было копировать в каждом городе. Но тут еще вопрос такой, что Марат галеристом раньше был, а галерея – такой магазинчик, который продает художников, грубо говоря, частному покупателю, буржую. А в 2008 году, когда случился кризис, буржуй меньше стал покупать работы художников, и как-то очень быстро все современное искусство село на бюджет.
Проходят бьеннале в Москве, в Центре современного искусства – это все на государственные деньги. А там совсем иная система, иные правила игры, когда за свои деньги с тебя требуют чего-то, чтобы это было 500 раз согласовано, скучно, серо и неинтересно. И после митингов на Болотной площади, когда зачистили так называемые "звенья гребаной цепи", – то есть те, кто в каких-то участвовал антигосударственных митингах, в то же время работая на государственных каналах, – как раз удивительно, почему до Марата руки дошли так поздно, практически спустя полгода. Я думал, что Марат все-таки продержится, что это будет такой пермский музей-феномен, как Театр на Таганке, когда там Юрий Любимов на госденьги все-таки умудрялся делать что ему придет в голову.
– Я как раз о том и говорю. Художественное сообщество абсолютно не хотело, чтобы Марата уволили, но когда это случилось, тогда все, конечно, увидели в этом логику, что на него давно наступали. Губернатор, как всякий живой человек, вполне может глупости писать. Такой же случай был с бывшим министром культуры Соколовым, когда он тоже откровенно и максималистски что-то говорил про нашу работу с целующимися милиционерами. Это частность какая-то. Более важно то, что все искусство стало сейчас государственным, а там какие-то иные правила игры, иная система функционирования, и совсем иное искусство там на всех этих последних московских бьеннале, это какая-то скучная, однообразная каша, неразличимая.
К сожалению, скандальные и неудобные личности из этой новой системы выпадают. У замечательного куратора Андрея Ерофеева была какая-то своя синдроматика, он мог работать, только окружив себя кольцом недоброжелателей, и к сожалению, его из государственной же Третьяковской галереи уволили. И Марат тоже везде, куда приходил, создавал какой-то искусственный культурный конфликт – какое искусство должно быть, какого не должно быть. Но он, несомненно, яркая личность, как к нему ни относись.