"Каменоломня" как возвращение Иэна Бэнкса

В Великобритании вышел из печати роман одного из крупнейших и популярнейших британских писателей Иэна Бэнкса – "Каменоломня" (The Quarry). Роман мгновенно стал бестселлером и вызвал заметный ажиотаж в литературных кругах, который подогревается еще и тем, что его автор скончался от рака в возрасте 59 лет 9 июня – за десять дней до публикации своего последнего произведения. Не менее широко Бэнкс известен и в России, где переведены практически все из его 29 романов. Широкую популярность принесли Бэнксу книги, написанные в жанре научной фантастики, хотя уже его дебютный и самый знаменитый роман "Осиная фабрика" стал не только крупным литературным событием, но и литературным скандалом.

Описывая содержание своей повести "Раковый корпус", Александр Солженицын заметил, что ее главный герой – раковая болезнь, "рак как таковой; это повесть о том, как человек день за днем с ним борется". Эти слова русского писателя вполне можно отнести к "Каменоломне" Иэна Бэнкса, центральный персонаж которой болен раком и смотрит на мир глазами обреченного человека. По сути дела, героя "Каменоломни" можно назвать альтер эго Бэнкса, который писал свой последний роман, зная, что обречен и что жить ему оставалось считаные месяцы.

– Темы так называемых "мейнстримовских" романов Бэнкса, если их можно так назвать, практически не отличаются от тем его научно-фантастических романов, – говорит британский литературный критик, член жюри премии Букера 2013 года Стюарт Келли, которому Иэн Бэнкс дал последнее интервью незадолго до кончины. – Я бы обозначил совокупную тему его книг или их лейтмотив как стремление к справедливости и достойной жизни. На мой взгляд, вполне справедливо утверждать, что у романов Бэнкса нет единого стиля. Его книги – самостоятельные стилистические образования. Некоторые критики уверяют нас, что творчество Бэнкса – нечто вроде моста между различными стилистическими или литературными эпохами. Но я бы прежде всего отметил стилистический протеизм Бэнкса. Временами его романы абсолютно классичны, временами напоминают стиль Оруэлла, а иногда это постмодернистская стилистическая эклектика. Точнее всего о его стиле можно сказать, что он обладает разнообразной и красочной динамикой. В интервью, которое я взял у Бэнкса незадолго до кончины, он сказал мне, что ему больше нравится писать научно-фантастические романы, чем традиционную прозу. Я это связываю с тем, что Бэнкса всегда ужасала наша земная реальность. Создавая с помощью воображения внеземную цивилизацию, Бэнкс мог наделять ее и ее жителей близкими ему чертами, идеалами и добродетелями, которые он не находил у своих современников и в западной цивилизации.

Как человек и писатель Иэн Бэнкс обладал обостренным чувством ответственности за все происходящее в мире. Он яростно критиковал страны, где, по его мнению, совершалась несправедливость, будь то Израиль или Россия. Этот гнев против несправедливости и угнетения ощущается практически во всех его книгах. Его романы полны иронии. Помнится, когда я видел Бэнкса в последний раз, речь зашла о стиле Шекспира и его влиянии на британскую литературную культуру. В Шекспире Бэнкса более всего привлекала способность соединять трагическое и комическое в одном жанре. И сам Бэнкс стремился к такому единству. Он остается очень значительной фигурой в британской литературе – в английской и шотландской литературах и в целом в англоязычной мировой литературе. Он был важным свидетелем нашей эпохи.


Романы Бэнкса, как и его жизнь и убеждения, полны противоречий. Он был человеком левых убеждений и страстным шотландским националистом, выступавшим за выход Шотландии из состава Соединенного Королевства. В знак протеста против вторжения британских войск в Ирак в 2003 году он порвал свой британский паспорт и отправил его клочки тогдашнему премьер-министру Великобритании Тони Блэру. Бэнкс не только автор серьезных психологических романов об экзистенциальных проблемах существования, полных гротеска, абсурдистских деталей, черного юмора и постмодернистских стилистических фигур, но и серии ставших бестселлерами научно-фантастических книг о внеземной цивилизации, написанных в стиле "космической оперы". У Бэнкса не только сотни тысяч преданных читателей во всем мире, но и не меньше литературных врагов, критикующих его книги за доходящие до садизма сцены насилия и жестокости. Недаром Бэнкс заслужил прозвище "литературного Тарантино". Тем не менее автор "Осиной фабрики" и "Каменоломни" еще при жизни был провозглашен классиком британской литературы. Несмотря на серьезность проблематики и нетрадиционность готического стиля, его книги обладают оригинальной интригой и захватывающей фабулой; глубина и изощренность психологического анализа всегда сопряжена в них с общедоступностью.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"