В городах Бразилии продолжаются крупнейшие за последние 20 лет массовые антиправительственные демонстрации с требованием политических, социальных и экономических реформ, несмотря на заявление президента Дилмы Русеф о готовности провести общенациональный референдум по всем острым общественным вопросам.
В трущобах Рио-де-Жанейро во вторник вечером демонстрации переросли в вооруженные столкновения между полицейским спецназом BOPE и уличными бандами, которые воспользовались нестабильной ситуацией и начали массовые грабежи и мародерство. В перестрелках были убиты как минимум семь человек: случайный прохожий, полицейский и пять преступников.
Обещания Дилмы Русеф уделять больше внимания проблемам систем здравоохранения, образования и общественного транспорта пока не дают результатов – власти не могут справиться с охватившими страну антиправительственными выступлениями. Сотни тысяч человек выражают свое недовольство по поводу плохого качества государственных услуг, бездарного расходования средств из казны и коррумпированности и равнодушия политической элиты. Как всегда, все недовольные властью (в первую очередь молодежь с образованием) объединяются через социальные сети. Новое протестное движение, как считают многие латиноамериканские комментаторы, имеет очень мощный потенциал. В стране, где для миллионов простых людей футбол – это одновременно и культ, и единственная призрачная места достичь жизненного успеха, крайне многозначительно выглядят лозунги, которые держат в руках манифестанты, такие как, например, "Мы хотим больницы со стандартами ФИФА!" или "Япония, меняю свой футбол на твое образование!" Теперь бразильцы требуют, чтобы их страна гордилась успехами не только в футболе.
Правящая в Бразилии Партия трудящихся и член ее руководства Дилма Русеф удивительным образом прозевали приближающуюся бурю народного недовольства, в последние годы целиком сосредоточившись на политической борьбе с оппонентами и предвыборных кампаниях.
Случилось то, что в истории уже десятки раз происходило с лидерами, всплывшими на поверхность из социальных глубин на волне народных движений – потеря связи с реальностью и "политическое ожирение". Притом что искусство самоорганизовываться для выражения недовольства – традиционное умение бразильцев, отлаженное во времена авторитарного правления военных в 1964-1985 годах, когда все политические партии в стране были фактически запрещены. Например, несколько лет назад жители страны мгновенно собрали миллион подписей в поддержку закона, запрещающего политикам, имеющим судимость или находящимся под следствием, участвовать в любых выборах. Это случилось во время суда над высокопоставленными членами той самой Партии трудящихся, пойманными на взятках и мошенничестве с распределением мест в местных парламентах.
Уже две недели в числе главных конкретных требований бразильцев – пересмотр запланированных миллиардных расходов на проведение предстоящих в 2014 году Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу, а также улучшение работы общественного транспорта, что для таких городов, как Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, с фактическим населением в 12-15 миллионов человек, действительно колоссальная проблема. Метро в Сан-Паулу, построенное в 1974 году, имеет протяженность всего в 75 километров, модернизировать его обещали сотню раз – но пока лишь вновь повысили стоимость проезда. Всего на 20 бразильских сентаво (примерно три-четыре российских рубля), но именно эта сумма, вместе с агрессивностью со стороны полиции, особенно спецподразделений GATE, во время разгона мирных протестов в Сан-Паулу, стала тем фактором, который подтолкнул людей к тому, чтобы начать массово требовать соблюдения своих гражданских прав и заявлять о глубоком недовольстве, считает директор Института Бразилии Центра Вудро Вилсона в Вашингтоне, в прошлом очень известный бразильский журналист Паулу Сотеро:
– Проблема повышения цен на проезд в общественном транспорте, конечно, очень важна, однако речь идет о накопившемся недовольстве и социальных опасениях гораздо большего масштаба – и их выражает появившийся в стране и растущий средний класс.
Около 40 миллиона человек, еще недавно живших в бедности, уже успели вкусить радости потребительского рынка, однако в последние два – два с половиной года экономический рост затормозился, вновь появилась инфляция, и люди опять испугались за свое будущее. Кроме того, они разозлены целой серией скандалов, связанных с коррупцией в политической сфере, игнорированием своих проблем со стороны власть имущих, отсутствием обратной связи между политиками и обществом. Именно все эти эмоции и выплеснулись на улицы в последние дни.
– Насколько подогрели общественный гнев огромные затраты на строительство объектов для проведения спортивных состязаний – Кубка конфедераций, Чемпионата мира по футболу и Олимпийских игр в 2014 году?
– Подготовка к чемпионату мира – это отдельная тема. Бразилия – страна футбола, мы обожаем его, мы гордимся нашими достижениями в футболе. Однако народ все больше недоволен из-за того, какие колоссальные суммы выделяются на строительство помпезных стадионов – при отсутствии параллельного прогресса в развитии общественной сферы, особенно в улучшении работы общественного транспорта, что было ранее обещано. Народ недоволен тем, что все расходы выходят за рамки установленных смет. И в то же время правительство делает хорошую мину при плохой игре и продолжает раздавать уже надоевшие пустые обещания. А люди пока видят лишь то, что по-прежнему вынуждены тратить по два-три часа на то, чтобы добраться на работу, и столько же на дорогу обратно.
– Нынешний президент страны Дилма Русеф – в прошлом член левой подпольной партизанской организации, которая была арестована и подверглась пыткам во времена военной диктатуры. Насколько удивительно то, что действия именно ее правительства вызвали столь яростный всплеск общественного недовольства?
– Политические лидеры демонстрируют уже почти открытое пренебрежение к нуждам простых людей. И тот факт, что это пренебрежение исходит из левого лагеря, еще больше подливает масла в огонь. Люди раньше чувствовали, что власти прислушиваются к ним, особенно во времена президентства Лулы да Сильвы, в 2003-2011 годах. Он был первым "человеком из народа" во главе страны, где исторически общественное устройство было крайне несправедливым столь долгое время, и управлял он этой страной весьма неплохо.
Однако в последние годы о временах его правления стало известно много негативного, и на фоне стагнации в экономике все стало выглядеть так, словно людям показали краешек некоей "земли обетованной всеобщего равенства", а теперь они боятся, что никогда туда не попадут. Однако они хотят туда попасть, потому что у них было время оценить блага, которыми они успели пользоваться до сих пор – вовлеченность в общественную жизнь, высокие зарплаты, и так далее.
– Для всего мира нынешние события в Бразилии способны довольно сильно поколебать ее образ стабильной, богатой, быстро развивающейся страны. Чем в результате может закончиться нынешняя волна протестов?
– Я смотрю на происходящее позитивно, думаю, что вся страна извлечет необходимые уроки из того, что случилось. В противном случае все бразильцы окажутся проигравшими, а Бразилия будет занимать на мировой арене весьма посредственное место. Все обернется еще большим ростом насилия на улицах, провалом систем образования, здравоохранения, транспорта. Требования того среднего класса, о котором я говорю, и это показывает один опрос общественного мнения за другим, лежат в сферах, от которых прямо зависит лучшее будущее всего государства, миллионов людей и их детей. В этом смысле сейчас происходят очень многообещающие и позитивные события.
– Подобные события происходили в последние годы в разных государствах – было и движение Occupy в США, и "арабская весна", и продолжающиеся до сих пор волнения в Турции. Общественный протест в Бразилии вызван сходными причинами – недовольством народа поведением элиты?
– Нынешние события в Бразилии уникальны тем, что масштабы протестов мгновенно превысили все ожидаемые пределы.
Это страна, где у власти в последние 20 лет находились прогрессивные силы. Партия трудящихся, единственная партия в Бразилии, которая возникла и поднялась с низов общества, сохраняет лидирующее положение уже более 10 лет. И поэтому ее руководство сейчас глубоко потрясено тем, что случилось, ведь они всегда самих себя воспринимали именно как "народ". А теперь люди говорят партийным лидерам: "Это не так! Вы не справляетесь со своими задачами так, как мы от вас этого ожидали, и мы требуем от вас, чтобы вы прилагали больше усилий, чтобы вы показывали лучшие результаты". Я думаю, что сейчас Партии трудящихся необходимо сделать правильные выводы и принять нелегкий вызов, потому что альтернатива слишком страшна, чтобы даже начать рассуждать о ней всерьез.
В трущобах Рио-де-Жанейро во вторник вечером демонстрации переросли в вооруженные столкновения между полицейским спецназом BOPE и уличными бандами, которые воспользовались нестабильной ситуацией и начали массовые грабежи и мародерство. В перестрелках были убиты как минимум семь человек: случайный прохожий, полицейский и пять преступников.
Обещания Дилмы Русеф уделять больше внимания проблемам систем здравоохранения, образования и общественного транспорта пока не дают результатов – власти не могут справиться с охватившими страну антиправительственными выступлениями. Сотни тысяч человек выражают свое недовольство по поводу плохого качества государственных услуг, бездарного расходования средств из казны и коррумпированности и равнодушия политической элиты. Как всегда, все недовольные властью (в первую очередь молодежь с образованием) объединяются через социальные сети. Новое протестное движение, как считают многие латиноамериканские комментаторы, имеет очень мощный потенциал. В стране, где для миллионов простых людей футбол – это одновременно и культ, и единственная призрачная места достичь жизненного успеха, крайне многозначительно выглядят лозунги, которые держат в руках манифестанты, такие как, например, "Мы хотим больницы со стандартами ФИФА!" или "Япония, меняю свой футбол на твое образование!" Теперь бразильцы требуют, чтобы их страна гордилась успехами не только в футболе.
Правящая в Бразилии Партия трудящихся и член ее руководства Дилма Русеф удивительным образом прозевали приближающуюся бурю народного недовольства, в последние годы целиком сосредоточившись на политической борьбе с оппонентами и предвыборных кампаниях.
Уже две недели в числе главных конкретных требований бразильцев – пересмотр запланированных миллиардных расходов на проведение предстоящих в 2014 году Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу, а также улучшение работы общественного транспорта, что для таких городов, как Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, с фактическим населением в 12-15 миллионов человек, действительно колоссальная проблема. Метро в Сан-Паулу, построенное в 1974 году, имеет протяженность всего в 75 километров, модернизировать его обещали сотню раз – но пока лишь вновь повысили стоимость проезда. Всего на 20 бразильских сентаво (примерно три-четыре российских рубля), но именно эта сумма, вместе с агрессивностью со стороны полиции, особенно спецподразделений GATE, во время разгона мирных протестов в Сан-Паулу, стала тем фактором, который подтолкнул людей к тому, чтобы начать массово требовать соблюдения своих гражданских прав и заявлять о глубоком недовольстве, считает директор Института Бразилии Центра Вудро Вилсона в Вашингтоне, в прошлом очень известный бразильский журналист Паулу Сотеро:
– Проблема повышения цен на проезд в общественном транспорте, конечно, очень важна, однако речь идет о накопившемся недовольстве и социальных опасениях гораздо большего масштаба – и их выражает появившийся в стране и растущий средний класс.
– Насколько подогрели общественный гнев огромные затраты на строительство объектов для проведения спортивных состязаний – Кубка конфедераций, Чемпионата мира по футболу и Олимпийских игр в 2014 году?
– Подготовка к чемпионату мира – это отдельная тема. Бразилия – страна футбола, мы обожаем его, мы гордимся нашими достижениями в футболе. Однако народ все больше недоволен из-за того, какие колоссальные суммы выделяются на строительство помпезных стадионов – при отсутствии параллельного прогресса в развитии общественной сферы, особенно в улучшении работы общественного транспорта, что было ранее обещано. Народ недоволен тем, что все расходы выходят за рамки установленных смет. И в то же время правительство делает хорошую мину при плохой игре и продолжает раздавать уже надоевшие пустые обещания. А люди пока видят лишь то, что по-прежнему вынуждены тратить по два-три часа на то, чтобы добраться на работу, и столько же на дорогу обратно.
– Нынешний президент страны Дилма Русеф – в прошлом член левой подпольной партизанской организации, которая была арестована и подверглась пыткам во времена военной диктатуры. Насколько удивительно то, что действия именно ее правительства вызвали столь яростный всплеск общественного недовольства?
– Политические лидеры демонстрируют уже почти открытое пренебрежение к нуждам простых людей. И тот факт, что это пренебрежение исходит из левого лагеря, еще больше подливает масла в огонь. Люди раньше чувствовали, что власти прислушиваются к ним, особенно во времена президентства Лулы да Сильвы, в 2003-2011 годах. Он был первым "человеком из народа" во главе страны, где исторически общественное устройство было крайне несправедливым столь долгое время, и управлял он этой страной весьма неплохо.
– Для всего мира нынешние события в Бразилии способны довольно сильно поколебать ее образ стабильной, богатой, быстро развивающейся страны. Чем в результате может закончиться нынешняя волна протестов?
– Я смотрю на происходящее позитивно, думаю, что вся страна извлечет необходимые уроки из того, что случилось. В противном случае все бразильцы окажутся проигравшими, а Бразилия будет занимать на мировой арене весьма посредственное место. Все обернется еще большим ростом насилия на улицах, провалом систем образования, здравоохранения, транспорта. Требования того среднего класса, о котором я говорю, и это показывает один опрос общественного мнения за другим, лежат в сферах, от которых прямо зависит лучшее будущее всего государства, миллионов людей и их детей. В этом смысле сейчас происходят очень многообещающие и позитивные события.
– Подобные события происходили в последние годы в разных государствах – было и движение Occupy в США, и "арабская весна", и продолжающиеся до сих пор волнения в Турции. Общественный протест в Бразилии вызван сходными причинами – недовольством народа поведением элиты?
– Нынешние события в Бразилии уникальны тем, что масштабы протестов мгновенно превысили все ожидаемые пределы.