Взаимодействие с властью через закрытую дверь

Лев Пономарев у дверей офиса, на которых он сегодня оставил записку "Я вернусь"

Лев Пономарев обратится в суд по поводу выселения из офиса движения "За права человека"
Лидер движения "За права человека" Лев Пономарев подает в суд на московские власти за незаконное лишение организации права аренды помещения в центре Москвы.

По словам правозащитника, договор аренды офиса продолжается до конца июля, поэтому принудительное выдворение сотрудников из кабинетов, которое произошло 22 июня силами ОМОНа, не имеет юридических, а тем более этических объяснений. Московские власти сообщили, что собираются разместить по адресу, где арендует помещение движение "За права человека", Центр социальной защиты населения.

В четверг, 27 июня, Лев Пономарев попытался выйти на работу в свой рабочий кабинет в Малом Кисловском переулке, но это ему сделать не дали, не помогло даже содействие главы президентского Совета по правам человека Михаила Федотова. Он тоже пошел к запертому офису движения "За права человека" в Малом Кисловском переулке, чтобы, по выражению Льва Пономарева, "избежать безобразий":

Моя цель была приехать сюда и заявить, что здесь мой кабинет и я хочу там работать. Михаил Александрович (Федотов) поговорил с приехавшими чиновниками. Они сказали: "Нет, он не будет здесь работать, мы не дадим внести сюда компьютер, включить интернет, занять стол", но при этом я могу в кабинет зайти и выносить свои вещи. То есть наш офис работает только на выход. Я не стал заходить, чтобы не создалось ложное впечатление, что я смог начать работать на прежнем месте. Я наклеил на дверь лист бумаги, на котором написал "Я вернусь" и оставил свою подпись.

Лев Пономарев уверен, что и эти действия властей не законны, поскольку они помешали восстановить рабочее место в законно занимаемом офисе. По словам правозащитника, договор аренды помещения движением "За права человека" в Малом Кисловском переулке действует до конца июля, и арендная плата внесена.

– Я проверил, я нахожусь в базе данных Москомимущества как арендатор этого помещения, – привел доказательства Лев Пономарев, – поэтому моя юридическая правота очевидна, но конфликт не разрешен.

Лев Пономарев в четверг или в пятницу намерен подготовить обращение в суд в связи с действиями властей: незаконным досрочным лишением права аренды помещения и, главное, насилием, которое было применено при выселении к сотрудникам движения "За права человека". Многие тогда были избиты. Лев Пономарев сравнил происходившее в центре Москвы 22 июня с контртеррористической операцией, к которой был привлечен спецназ.

Движение «За права человека» создано в 1997 году. У него есть отделения в 120 российских городах. Сотрудники Движения занимаются защитой прав заключенных, военнослужащих и призывников, предпринимателей, сирот и многим другим. По признанию руководителя информационно-аналитической службы организации Евгения Ихлова, сейчас вся деятельность правозащитников в связи с их выселением из офиса практически остановлена, часть сотрудников пытается наладить работу в приютившем их офисе Московской Хельсинской группы, часть остается дома :

- Все безумно затруднено. Мы сидим на мешках, набитых папками, у нас нет оргтехники. Понятно, что работа приемной парализована. Мы можем реагировать на жалобы людей в интернете, но мы лишены возможности принимать граждан, просматривать корреспонденцию, вести переписку в нормальном режиме. Сложно найти помещение за адекватные деньги, которое должно быть в центре, рядом с метро. Это не наша прихоть – просто людям так удобнее приходить на прием.

Почти в таком положении, как Движение «За права человека» сейчас оказалась Ассоциация защиты прав избирателей "Голос". Организацию признали иностранным агентом, Минюст приостановил ее деятельность, власти Москвы выставили из офиса в центре города. Теперь "Голос" хочет перерегистрироваться, чтобы в уставных документах не было слов о зарубежном финансировании. Евгений Ихлов не считает такой способ «возрождения» универсальным для всех конфликтующих с властью НКО:

- У нас немного другая история – у нас не было в уставе пункта о зарубежном финансировании. Ну, а "Голосу" мстят за декабрь 2011 года, за наблюдателей, которые подтверждали безумные фальсификации выборов. Это просто тупая, наглая, подлая месть и попытка сорвать создание системы наблюдения за выборами впредь. Что касается Движения «За права человека», то нам власти мстят вообще за все! За активность, за отказ подчиняться незаконным распоряжением. За нашу последовательность. И понятно, почему они провели силовую операцию, - они боялись, что как в прошлый раз, когда частные охранники пытались захватить второй этаж, пришли люди – жители этого же дома, где располагался наш офис - и поддержали нас. И тогда удалось отбить гангстерскую попытку захвата.

Грубое выселение движения "За права человека" из офиса в центре Москвы стало поводом для экстренного заседания Совета при президенте России по правам человека 26 июня. Правозащитники считают действия полиции не только не обоснованными, но и чрезмерно жесткими. ГУВД Москвы извинилось через официальных представителей за то, что в офис движения "За права человека" не допускали уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина, но в остальном московские власти называют произошедшее 22 июня в офисе движения "За права человека" вполне законным.

Поводом для принудительного выселения стало, по официальной версии, отсутствие документов на аренду помещения. На самом деле договор в стадии перезаключения, а силами полиции произведен рейдерский захват – такова позиция правозащитников.

Глава движения "За права человека" Лев Пономарев сказал в интервью Радио Свобода, что на заседании, по его мнению, произошедшему были даны объективные оценки:

– Я бы так сказал, что разговор был откровенный, открытый, там было много коллег, которых я знаю, и в этом смысле это для меня не было бы новостью – рассказать своим коллегам, правозащитникам о том, что произошло. Там были высокие руководители двух ведомств – МВД и прокуратуры. Было очень важно, чтобы в их присутствии я рассказал, что произошло, и чтобы они слышали те оценки, которые давали правозащитники.

– Вам понятна позиция ГУВД Москвы?

– Нет, абсолютно! Там был начальник Главного управления общественной безопасности МВД Москвы и заместитель прокурора города Москвы Козлов. Конечно, у них была очень трудная задача, они говорили невнятно и отвечали невнятно. Они говорили в основном так, что все должно быть по закону, а когда они касались обстоятельств, пытались как-то оправдать действия полиции, то оказывалось, что у них не совсем достоверная информация, мягко говоря.

– Миссия президентского совета по правам человека – сделать заключение?

– Миссия президентского совета – давать рекомендации президенту, изучать ситуацию. Может быть, шире. Я никогда не был членом президентского совета, но, как я понимаю, когда происходят острые события, они должны анализировать и вырабатывать рекомендации для президента. Может быть, информацию до президента доводить, требовать его вмешательства. Все-таки президент – гарант конституции.

– Президент Владимир Путин и его отношение к правозащитным организациям в последнее время часто подвергались критике, в том числе самими правозащитниками и общественными организациями. И сейчас вы знаете, что на правозащитников оказывается давление посредством закона об НКО. Как вы в этих обстоятельствах оцениваете результативность такого обращения к президенту? Он встанет на сторону справедливости, то есть, по сути, на вашу сторону в этой ситуации?

– Маловероятно, на самом деле. Но, с другой стороны, правозащитной организации стоит обращаться к действующему гаранту конституции, какой бы он ни был. У каждого своя работа. Мы обращаемся, он не обращает внимания или, наоборот, начинает обращать внимание. Мы можем быть недовольны ситуацией, можем очень резко высказываться о нарушении прав человека, но вынуждены взаимодействовать с действующей властью, чтобы помогать гражданам, которые к нам обращаются.

– Михаил Прохоров сказал, что он готов оплатить аренду офиса для движения "За права человека". Вам такой вариант подходит или вы рассчитываете во что бы то ни стало вернуться в прежнее помещение?

– Я принял решение, что завтра выхожу к своему офису. Я сотрудников своих поместил в разных местах, они будут в основном работать дома, но сам я считаю своим рабочим кабинетом мое помещение, и я буду отстаивать свое право на него. Меня, скорее всего, завтра не пустят туда, и я там не буду торчать целый день, но буду выходить туда.

– Предложение Прохорова для вас приемлемо?

– Приемлемо, да, и я его принял с благодарностью, положил деньги на расчетный счет в надежде, что потом я ими воспользуюсь – оплачу аренду.

Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов заявил, что решение в форме рекомендаций совета будет принято в ближайшие дни:

– Был начальник Главного управления охраны общественного порядка МВД России, генерал Демидов. И был первый заместитель прокурора города Москвы, господин Козлов. Они сегодня очень подробно выступали и отвечали на огромное количество вопросов, само заседание продолжалось больше четырех часов. Выступал и уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин, и уполномоченный по правам человека в Москве Александр Музыкантский, и конечно, сам Лев Пономарев подробнейшим образом рассказывал о том, что там происходило. Решение совета будет вырабатываться в ближайшие дни, и я надеюсь, что оно будет четким, ясным и абсолютно недвусмысленным. Все наши специальные заседания завершаются принятием именно рекомендаций, не приговоров, не законов, не постановлений, не заявлений, а именно рекомендаций. И эти рекомендации будут направлены в первую очередь президенту Российской Федерации, поскольку совет является консультативным органом при главе государства.

– То есть решение будет заключаться в том, что по отношению к движению "За права человека" правоохранительные органы были не правы?

– Не будем опережать события. Мы создали специальную редакционную комиссию, она в ближайшие часы, я думаю, подготовит проект, и дальше он пойдет на обсуждение всем членам совета и будет выставлен на голосование.

Результатом экстренного заседания президентского Совета по правам человека можно считать пока только то, что представители прокуратуры официально объявили о начале проверки в связи с принудительным выселением движения "За права человека" из офиса.