Спорт в США: предрасположенность к успеху

Национальная психология американцев как ключ к успеху в большом спорте
Самые популярные виды спорта в Америке – бейсбол, американский футбол, баскетбол и хоккей на льду. Но вот популярность футбола (соккера) среди американцев хоть и сравнительно высока, но не идет с вышеперечисленными видами ни в какое сравнение. При этом женская сборная по футболу – одна из лучших в мире, а мужская особыми достижениями не блещет. Почему? Поиск ответа на этот вопрос дает возможность разобраться и в том, за счет чего американцы достигают огромных успехов в одних видах спорта и не достигают в других.

Мужской футбол пришел в США давно, в начале XX века. Жизнь его за океаном складывалась по-разному. Знал он и расцвет, и забвение. Правда, эпизоды расцвета были короткими, периоды забвения – длительными. Схем организации футбольной мужской лиги в Америке испробовано множество, коммерческий потенциал игры всегда был вполне пристойным, но ни для кого не секрет, что успехи мужской футбольной сборной США были и остаются весьма скромными.

Совсем иное дело – женский футбол. На спортивной карте Америки он появился сравнительно недавно; и в школах, и в высших учебных заведениях он уступает по массовости своему мужскому визави. Как, впрочем, и по коммерческим показателям на уровне профессионалов. Однако если говорить о сборных, то американские женщины – стабильно одни из самых лучших в мире. И это привлекает к игре физически одаренных американок больше, чем любой другой командный спорт. Не считая баскетбола и волейбола, автоматически отбраковывающих нерослых.

"Мужской футбол фактически родился в США заново в 70-80 годы. Так что, мужчины наши изначально были в числе аутсайдеров, и до футбольной элиты Латинской Америки и Европы им пока очень далеко, – говорит профессор спортивного менеджмента университета St John’s в Нью-Йорке Дэвид Хедлунд. – Становление же женского футбола происходило у нас примерно в то же время, что и в других странах. Поэтому в роли догоняющего он никогда не был".

Мы не припомнили с профессором Хедлундом ни одного случая, когда американские спортсмены наверстали бы исходное отставание и сравнялись с мировыми лидерами. Ну, разве что в женской спортивной гимнастике и, может быть, в фигурном катании. Американцы преуспевают в тех видах спорта, которые они изобрели или в которых являются лидерами изначально. И здесь они почти не сдают своих позиций.

Профессор Хедлунд был в свое время игроком профессиональной футбольной лиги США, играл в японских клубах, работал наставником студенческих команд, тренировал мужскую и женскую молодежные сборные Тайваня:

– Начнем с того, что в 1972 году был принят федеральный закон, запрещающий расовую, гендерную и прочую дискриминацию в области среднего и высшего образования. Один из разделов этого закона касался дискриминации в области спорта. Он гласил, что при наличии заметного интереса к данному виду спорта со стороны учащихся администрация учебного заведения отныне обязана финансировать его или предлагать отличившимся в нем стипендии безотносительно того, привлекает он к себе преимущественное внимание юношей или девушек. Это законодательство распространялось на все учебные заведения, получающие денежную помощь от государства. Конкретные размеры финансирования отдельных спортсменов или команд вычисляются по очень сложной формуле, призванной гарантировать, что в распределении средств отсутствуют признаки какой-либо дискриминации; впрочем, не о ней сейчас речь. Практическим же следствием этого законодательства стал громадный приток девушек в любительский спорт, в том числе в футбол. При прочих равных, чем больше людей увлекаются спортом, тем больше в этой массе потенциальных талантов. Задача тренера заключается в том, чтобы эти таланты изыскать и правильно развить.

Одна из первых задач, которую должны решать администраторы, берущиеся за развитие нового вида спорта, – организационная: где ковать для него талантливые кадры? В одной кузнице или в нескольких? Соединенные Штаты – страна большая, а посему и кузниц в ней отрыто предостаточно. Вопрос в том, полезно ли такое изобилие?


– Сыгранность команды, спайка, взаимопомощь, чувство локтя, готовность игроков жертвовать личной славой во имя триумфа коллектива – все это непреложные слагаемые успеха в большом футболе. В бизнес-модели спорта этот фактор, однако, трудно оценить объективно…

Америка – это цитадель капитализма, а капитализм построен на принципах децентрализации. По этому пути пошел мужской футбол в США. Коммерчески рейтинговые межуниверситетские чемпионаты, а также первенства среди профессионалов предполагали существование большого числа примерно равных по силе коллективов; в конкурентной децентрализованной системе не должно быть явного фаворита или горстки доминирующих команд. Как нет в ней места и для сильной национальной федерации. Массовое увлечение юношей футболом, фанатская поддержка, солидные финансовые ресурсы, которыми располагали администрации многих университетов, возможность для любого приличного игрока попасть в основной состав и быть замеченным скаутом из Латинской Америки или Европы – все это создавало предпосылки для организации подлинно состязательного мужского футбола внутри страны. И для очень посредственной национальной команды…


Объясняется это следующим: то, что хорошо с точки зрения развития клубного футбола, никуда не годится, если во главу угла ставится сборная, а не клубы. Тут логика децентрализации оказывается пагубной. Равно как и ставка на коммерциализацию. Как показывает мировой спортивный опыт, в том числе опыт СССР, лучшие сборные – это те, что формируются из одного, ну от силы двух-трех лучших клубов. Иными словами, лучшие сборные являются порождением централизованной системы, ибо только она в состоянии обеспечить должный уровень слаженности и взаимопонимания, о котором говорилось выше. Только при такой схеме сохраняется преемственность специализации каждого игрока при перемещении из клуба в сборную и обратно. Женский футбол в Соединенных Штатах, несмотря на мощный импульс, который ему придал закон о запрете дискриминации, не имел той фанатской и финансовой базы, не говоря уже о массовости, которой обладал мужской футбол, а потому не мог позволить себе рассредоточения. Поэтому на клубном уровне он не преуспел, зато сконцентрировал все лучшие игровые и тренерские кадры под сенью одного вуза, университета Северной Каролины, где была воспитана выдающаяся женская сборная.


Разработки социальных психологов, их исследования отличий в менталитетах разных народов, тоже проливают свет на то, почему одни страны успешны в спорте, а другие, похожие на них по объективным материальным показателям, успехов не добиваются? И в чем причины того, что нет страны, одинаково преуспевающей во всех видах спорта, в которых она участвует? Этими изысканиями, как рассказывает Дэвид Хедлунд, сегодня буквально зачитываются футбольные тренеры в США.

– По целому ряду социально-психологических характеристик американцы занимают то место в спектре, которое предрасполагает к успехам в большом спорте. Например, у американцев существует разумно взвешенное отношение к власти, они и не анархисты, и не холопы, они не восстают постоянно против авторитетов, но и не преклоняются бездумно перед ними. Американцы также очень хорошо приспосабливаются к новому, у них отсутствует психологическая потребность в правилах и уложениях, которые бы определяли поведение личности во всех мыслимых ситуациях. Очень далеко продвинулись американцы и в стирании грани между традиционными гендерными ролями, так что в обществе сегодня нет и намека на осуждение девушек, посвящающих себя такому неженскому с патриархальной точки зрения занятию, как футбол. С другой стороны, у американцев сравнительно слабо развиты качества, которые очень важны в командных видах спорта. Это, например, умение жертвовать сиюминутным удовлетворением ради удовлетворения отдаленного, или чувство ответственности за ближнего. Это чувство у американцев притуплено, коллективистское начало в них подавляет и забивает крайне сильный индивидуализм. И это, на мой взгляд, главное.

Что такое американская мечта? Кто такой self-made man? Это личность, достигающая индивидуального успеха как бы вне социума, вне коллектива. Посмотрите на самый популярный в США вид спорта, бейсбол. Это, по сути, серия поединков между питчером и бэттером, в которых остальные члены команды в каждом игровом эпизоде имеют фоновую, явно вторичную, вспомогательную функцию. Другие коммерчески успешные виды спорта – американский футбол, баскетбол, хоккей – тоже созвучны американской психологии, тоже устроены так, что позволяют делать ставку на одну, две, три звезды, которых оказывается достаточно для победы, если их товарищи по команде минимально адекватно выполняют свою подчиненную роль. Игроки какой позиции среди американских футболистов выше всего котируются за границей? Однозначно, вратари, ибо они во многом обособлены от остальных игроков и даже нередко тренируются самостоятельно по своей методике отдельно от команды. В европейском же футболе ставка на одну-две звезды невозможна по определению: удельный вес каждого игрока относительно невысокий, и даже самая крупная звезда не в состоянии покрыть за единицу времени такое же расстояние, какое покрывают баскетболисты или хоккеисты. Это делает неизбежным упор на коллективизм, на взаимодействие в недискретном, непрерывном режиме большого и сложного коллектива. Вокруг способов обеспечения психологической совместимости внутри команды, а также между игроками и тренерским составом, вокруг путей их совместной притирки ведутся многочисленные исследования. И женский футбол в Америке нашел на них ответы раньше, чем мужской.