Трубач Эдвард Ли Морган прожил тридцать три года. Он был убит на сцене клуба «Slugs'» в Нью-Йорке своей гражданской женой девятнадцатого февраля семьдесят второго года. Восемнадцатого февраля он всё ещё работал в студии звукозаписи. Его можно считать самым что ни есть естественным наследником другого трубача, прожившего и того меньше – двадцать пять лет, Клиффорда Брауна, Брауни, погибшего в автомобильной аварии. Оба были трубачами би-бопа и хард-бопа. Ли появился на свет десятого июля 1938 года в Филадельфии, Пенсильвания. В том, что он был вундеркиндом, никто не сомневался: он начал играть профессионально в пятнадцать лет, в восемнадцать он уже играл в оркестре Диззи Гиллеспи.
Добрый день, вечер или ночь. Где бы вы ни были, добро пожаловать на наши частоты и на наш сайт www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.
Dizzy Gillespie - A Night In Tunisia – 5:34 (Dizzy Gillespie - Birks Works – Verve)
«A Night In Tunisia», «Ночь в Тунисе» Диззи Гиллеспи. Диззи – труба, он же лидер; Джо Гордон, Квинси Джоунс, Эрмит Ви Перри, Карл Уоруик – трубы; Род Ливит, Мелба Листон, Франк Рихак – тромбоны; Джимми Пауэл, Фил Уудс – альт-саксофоны; Билли Митчел, Эрни Уилкинс – тенор-саксофоны; Марти Флакс – баритон-сакс; Уолтер Дейвис Младший – рояль; Нелсон Бойд – контрабас и Чарли Пёрсип – ударные. Нью-Йорк Сити, май-июнь 56 года.
А теперь сравним:
Lee Morgan - A Night In Tunisia – 9:20 (Lee Morgan - The Cooker – Blue Note)
Все та же нескончаемая «Ночь в Тунисе», но это уже не Диз, а его лучший ученик – Ли Морган, труба; Пэппэр Адамс – баритон-саксофон; Бобби Тиммонс – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Филли Джо Джоунс – ударные. Запись сделана почти на полтора года позже записи Гиллеспи: 29 сентября 57 года у Руди ван Гельдера в Нью-Джерси.
Контрабасист Пол Уест вспоминал:
«Ли Морган и я попали в оркестр Гиллеспи в одно и то же время. Мы были настоящими молокососами. Ли было восемнадцать, а мне двадцать один. Я думаю, ничего более фантастического, лучшего не могло случиться с Ли в ту эпоху. Он был практически пацаном, но он был дерзким, веселым и страшно смешным. Он чем-то был похож на Диззи в детстве, на крошку-Диззи. Когда он играл соло в знаменитой «Ночь в Тунисе», чувствовалось, что он хочет быть самим Диззи, артистом, личностью. Этим он отличался от большинства молодых дебютантов. В его игре был характер, было своё. И он не старался показать своё умение, техническую виртуозность, он просто использовал опыт и талант, чтобы вложить это личное, одному ему свойственное, в игру. То же самое и делал Диззи». (Dizzy – “To Be or Not to Bop”, «W.H. Allen & Co.», Лондон, 1980).
В законном отпуске или же в ожидании оного, вы слушаете неизменно свингующее «Время Джаза» на коротких «Свободы», из космоса через спутники Hotbird и AsiaSat-3 или же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш ДС.
Lee Morgan - Just In Time – 3:29 (Lee Morgan – Expoobident - Affinity)
«Just In Time», «Во время» - музыка Джула Стайна, Чикаго 13 октября 1960 года. Ли Морган – труба и лидер; Эд Хиггинс – рояль; Клиффорд Джордан – контрабас и Арт Блейки – ударные. Ли Моргану – чуть больше 22 лет и в его багаже почти двадцать пластинок. Эта, вышла сначала диском на 45 оборотов, так как музыкальные автоматы всё еще можно было найти в пригородных забегаловках и в провинции.
Из распущенного оркестра Гиллеспи Ли Морган перешел к Арту Блейки в «Jazz Messengers». Он не переставал записываться, как с «Вестниками» с 59 по 61 год, так и в роли лидера, и со всё возрастающим успехом. У Блейки он играл с Бенни Голсоном, которому посвятил диск «Морган играет Голсона».
Lee Morgan - Whisper Not – 7:17 (Lee Morgan - Plays Benny Golson – Blue Note)
«Whisper Not», «Не Шепчи» - одна из лучших композиций Бенни Голсона. Ли Морган – труба и лидер; Кенни Роджерс – альт-саксофон; Хэнк Моубли – тенор-саксофон; Хорас Сильвер – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас Чарли Пёрсип – ударные. Запись сделана всё тем же Руди ван Гельдером у себя дома в Инглвуд Клиффс 2 декабря 56 года.
Напомню, что Ли Морган родился 10 июля 38 года. Прежде чем перейти к тенор-саксофонисту, с которым он играл с юных лет, скажу, что если Брауни и Морган не погибли бы оба трагичным и глупым образом (в случае Клиффорда Брауна водительница заснула за рулем; в случае Ли Моргана, застрелившая его жена, уже через минуту вопила, «что я натворила!» и рыдала) - если бы этого не произошло, вполне возможно, что джаз, не весь, но одна из его ветвей, развивался бы иным образом и что судьба еще одного трубача – Майлза Дейвиса – так же была бы иной…
Пятнадцатилетний Ли Морган играл на jam-sessions с Джоном Колтрейном, Бенни Голсоном, Артом Блейки и Клиффордом Брауном. В восемнадцать лет он записал свой первый диск с Хорасом Сильвером и Хэнком Моубли.
Хэнк, Хэнри, Моубли был на восемь лет и два дня старше Ли. Он родился седьмого июля 1930 года в Истмане, штат Джорджия. Вкус к музыке ему привили дед с бабкой. Он жил у них в городке Элизабет (пригород Ньюарка, на этот раз штат Нью-Джерси). Дед был мультиинструменталистом, бабушка была первой афроамериканкой, звездой, американской оперы. Технически Хэнк был самоучкой: сначала он освоил альт-саксофон, затем баритон-сакс. Но нам он известен, как тенор-саксофонист хард-бопа и соул. Он и начинал в оркестре ритма-и-блюза пианиста Пола Гэйтена. Ему было двадцать лет, когда он перебрался в Нью-Йорк и Макс Роуч взял его в свое комбо. Он, можно сказать, побывал на практике в оркестре Эллингтона (всего лишь две недели), а затем дудел рядышком с Клиффордом Брауном в оркестре Тэдда Дэмрона. Он играл у Диззи и в итоге в 54 году приземлился в комбо Хораса Сильвера и Арта Блейки. То есть он стал первым тенор-саксофонистом «Вестников Джаза».
Ваши антикварные ламповые и сверхсовременные транзисторные настроены на частоты «Свободы». В эфире еженедельное «Время Джаза». Вы можете слушать нас LIVE или в подкасте с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш ДС.
Hank Mobley - I Should Care – 7:39 (Hank Mobley - Another Workout - Blue Note)
«I Should Care», «Я должен позаботиться», «Мне не наплевать…» - композиция Кона и Уестона. Хэнк Моубли – тенор-сакс и лидер; Уинтон Келли – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Фили Джо Джоунс – ударные. Пятое декабря 61 года. Руди ван провел ремастеринг этой своей записи в 2006 году.
Как мы видим, лидеры и сайдмены, что у Ли Моргана, что у Майлза Дейвиса – одни и те же. Это их эпоха, их музыка, их уникальный стиль… Но не все джазмены этого поколения обладали напором Арта Блейки, мистицизмом Монка и Трейна, или, же были осыпаны звездной пылью (пополам с кокаином), как Майлз Дейвис.
Хэнк Моубли не просто не стремился стать звездой джаза, он как бы искренне не понимал, зачем что-то еще делать? Нужно было играть! Музыка была всем и кроме нее ничего страшно важного не существовало.
Конечно, его задела злая фраза историка джаза, хроникера и музыканта Леонарда Фезера: Моубли по его словам был «чемпионом тенор-саксофона в среднем весе…». Линия тяжеловесов шла от Коулмена Хокинса: Декстер Гордон, Сонни Роллинс, Джон Колтрейн. А Лестер Янг был основателем школы «легковесов» - в его команде были Стен Гетц и Зут Симс.
Но основатели фирмы «Blue Note» Альфред Лайон и Фрэнсиз Вольф не были на стороне Фезера. И на их стороне был и такой мастер, как Руди ван Гельдер, человек идеального вкуса. С джазменами было еще проще: Хорас Сильвер верил в Моубли, как и Ли Морган, Кенни Дорэм и десятки, и десятки других. Быть может Хэнк был ранен высказыванием Фезера, но он любил свой звук: круглый, теплый, мягко свингующий. Конечно, он был способен выдать крутую атаку, повысить давление, напор. Но скорее всего он предпочитал и сам быть «чемпионом тенор-саксофона среднего веса…»
Hank Mobley - The Best Things in Life Are Free – 5:16 (Hank Mobley - Workout - Blue Note)
«The Best Things in Life Are Free», «Всё лучшее в жизни – ничего не стоит, бесплатно». Композиция ДеСильва, Брауна и Хендерсона. Хэнк Моубли – тенор и лидер; Грант Грин – гитара; Уинтон Келли – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Фили Джо Джоунс – ударные. 26 марта 61 года. Бесполезно гадать: конечно же Руди ван Гельдер для «Blue Note».
Репутация Хэнка Моубли в его тридцать лет была солидной. К сожалению, он не последовал по пути Кенни Дорэма и Хораса Сильвера, которые, покончив со вторыми ролями, основали собственные комбо. Когда Сильвер ушел из оркестра Арта Блейки, оставив ему в подарок название – «Вестники Джаза» - Хэнк Моубли просто перешел к нему. Его место занял Джонни Гриффин, а затем Бенни Голсон, который одновременно стал и музыкальным директором «Вестников»…
Старые добрые времена, когда полуживой «ВЭФ» ставили в ведро, чтобы усилить звук, и закидывали моток проволоки на ближайшую сосну, чтобы улучшить прием, давно закончились. Нынче вы можете слушать нас из космоса через спутники Hotbird и AsiaSat-3 или же весьма стабильно и без ведер с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене – ваш ДС.
Horace Silver - Silver's Blue – 7:45 (Horace Silver - Silver's Blue – EPIC)
«Silver's Blue» - игра слов автора композиции Хораса Сильвера, который часто обыгрывал звучание своей фамилии (серебро) в названиях дисков и пьес. В данном случае второе значение «Серебряно-Голубое» или «Серебряно-Блюзовое». Итого: Хорас Сильвер – рояль, он же лидер квинтета; Джо Гордон – труба; Хэнк Моубли – тенор-сакс; Даг Уоткинс – контрабас и Кенни Кларк – ударные. 2 июля 56 года. Аннотация к пластинке написана Леонардом Фезером и его строчки, посвященные композиции Хэнка Моубли «Hank’s Tune», и здесь звучат, как эдакая небрежная отмашка…
В 61 году Хэнк какое-то время играл у Майлза Дейвиса, заменяя Джона Колтрейна (который был на химических каникулах); он участвовал в записи пластинки «Someday My Prince Will Come» (Трейн всё же появился и записал две пьески); с Майлзом же Хэнк выступал в клубе «Blackhawk» и в Карнеги Холле.
В середине семидесятых он ушел со сцены: официально – проблемы с легкими (что было правдой), но вдогонку летели слухи о том, что Хэнку всё надоело.
В 85 и 86 он попробовал сыграть несколько gigs, но тут уж явно легкие позволили ему лишь короткие соло. 86 год был последним в его жизни – он умер от пневмонии 30 мая в возрасте 55 лет.
Hank Mobley - Soul Station – 9:03 (Hank Mobley - Soul Station - Blue Note)
«Soul Station» - композиция нашего второго сегодняшнего героя тенор-саксофониста Хэнка Моубли. Он же ведёт квартет. Уинтон Келли – рояль; Пол Чембэрс – контрабас и Арт Блейки – ударные. 7 февраля 60 года. Господин Гельдер играет на рычажках, движках и кнопках своей весьма дорогой домашней аппаратуры.
Что ж, пора и честь знать! «Время Джаза» снова будет на ваших частотах и на нашем сайте www.svoboda.org через неделю. Всех вам благ – летних и личных, чао, бай-бай!
Добрый день, вечер или ночь. Где бы вы ни были, добро пожаловать на наши частоты и на наш сайт www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.
Dizzy Gillespie - A Night In Tunisia – 5:34 (Dizzy Gillespie - Birks Works – Verve)
«A Night In Tunisia», «Ночь в Тунисе» Диззи Гиллеспи. Диззи – труба, он же лидер; Джо Гордон, Квинси Джоунс, Эрмит Ви Перри, Карл Уоруик – трубы; Род Ливит, Мелба Листон, Франк Рихак – тромбоны; Джимми Пауэл, Фил Уудс – альт-саксофоны; Билли Митчел, Эрни Уилкинс – тенор-саксофоны; Марти Флакс – баритон-сакс; Уолтер Дейвис Младший – рояль; Нелсон Бойд – контрабас и Чарли Пёрсип – ударные. Нью-Йорк Сити, май-июнь 56 года.
А теперь сравним:
Lee Morgan - A Night In Tunisia – 9:20 (Lee Morgan - The Cooker – Blue Note)
Все та же нескончаемая «Ночь в Тунисе», но это уже не Диз, а его лучший ученик – Ли Морган, труба; Пэппэр Адамс – баритон-саксофон; Бобби Тиммонс – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Филли Джо Джоунс – ударные. Запись сделана почти на полтора года позже записи Гиллеспи: 29 сентября 57 года у Руди ван Гельдера в Нью-Джерси.
Контрабасист Пол Уест вспоминал:
«Ли Морган и я попали в оркестр Гиллеспи в одно и то же время. Мы были настоящими молокососами. Ли было восемнадцать, а мне двадцать один. Я думаю, ничего более фантастического, лучшего не могло случиться с Ли в ту эпоху. Он был практически пацаном, но он был дерзким, веселым и страшно смешным. Он чем-то был похож на Диззи в детстве, на крошку-Диззи. Когда он играл соло в знаменитой «Ночь в Тунисе», чувствовалось, что он хочет быть самим Диззи, артистом, личностью. Этим он отличался от большинства молодых дебютантов. В его игре был характер, было своё. И он не старался показать своё умение, техническую виртуозность, он просто использовал опыт и талант, чтобы вложить это личное, одному ему свойственное, в игру. То же самое и делал Диззи». (Dizzy – “To Be or Not to Bop”, «W.H. Allen & Co.», Лондон, 1980).
В законном отпуске или же в ожидании оного, вы слушаете неизменно свингующее «Время Джаза» на коротких «Свободы», из космоса через спутники Hotbird и AsiaSat-3 или же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш ДС.
Lee Morgan - Just In Time – 3:29 (Lee Morgan – Expoobident - Affinity)
«Just In Time», «Во время» - музыка Джула Стайна, Чикаго 13 октября 1960 года. Ли Морган – труба и лидер; Эд Хиггинс – рояль; Клиффорд Джордан – контрабас и Арт Блейки – ударные. Ли Моргану – чуть больше 22 лет и в его багаже почти двадцать пластинок. Эта, вышла сначала диском на 45 оборотов, так как музыкальные автоматы всё еще можно было найти в пригородных забегаловках и в провинции.
Из распущенного оркестра Гиллеспи Ли Морган перешел к Арту Блейки в «Jazz Messengers». Он не переставал записываться, как с «Вестниками» с 59 по 61 год, так и в роли лидера, и со всё возрастающим успехом. У Блейки он играл с Бенни Голсоном, которому посвятил диск «Морган играет Голсона».
Lee Morgan - Whisper Not – 7:17 (Lee Morgan - Plays Benny Golson – Blue Note)
«Whisper Not», «Не Шепчи» - одна из лучших композиций Бенни Голсона. Ли Морган – труба и лидер; Кенни Роджерс – альт-саксофон; Хэнк Моубли – тенор-саксофон; Хорас Сильвер – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас Чарли Пёрсип – ударные. Запись сделана всё тем же Руди ван Гельдером у себя дома в Инглвуд Клиффс 2 декабря 56 года.
Напомню, что Ли Морган родился 10 июля 38 года. Прежде чем перейти к тенор-саксофонисту, с которым он играл с юных лет, скажу, что если Брауни и Морган не погибли бы оба трагичным и глупым образом (в случае Клиффорда Брауна водительница заснула за рулем; в случае Ли Моргана, застрелившая его жена, уже через минуту вопила, «что я натворила!» и рыдала) - если бы этого не произошло, вполне возможно, что джаз, не весь, но одна из его ветвей, развивался бы иным образом и что судьба еще одного трубача – Майлза Дейвиса – так же была бы иной…
Пятнадцатилетний Ли Морган играл на jam-sessions с Джоном Колтрейном, Бенни Голсоном, Артом Блейки и Клиффордом Брауном. В восемнадцать лет он записал свой первый диск с Хорасом Сильвером и Хэнком Моубли.
Хэнк, Хэнри, Моубли был на восемь лет и два дня старше Ли. Он родился седьмого июля 1930 года в Истмане, штат Джорджия. Вкус к музыке ему привили дед с бабкой. Он жил у них в городке Элизабет (пригород Ньюарка, на этот раз штат Нью-Джерси). Дед был мультиинструменталистом, бабушка была первой афроамериканкой, звездой, американской оперы. Технически Хэнк был самоучкой: сначала он освоил альт-саксофон, затем баритон-сакс. Но нам он известен, как тенор-саксофонист хард-бопа и соул. Он и начинал в оркестре ритма-и-блюза пианиста Пола Гэйтена. Ему было двадцать лет, когда он перебрался в Нью-Йорк и Макс Роуч взял его в свое комбо. Он, можно сказать, побывал на практике в оркестре Эллингтона (всего лишь две недели), а затем дудел рядышком с Клиффордом Брауном в оркестре Тэдда Дэмрона. Он играл у Диззи и в итоге в 54 году приземлился в комбо Хораса Сильвера и Арта Блейки. То есть он стал первым тенор-саксофонистом «Вестников Джаза».
Ваши антикварные ламповые и сверхсовременные транзисторные настроены на частоты «Свободы». В эфире еженедельное «Время Джаза». Вы можете слушать нас LIVE или в подкасте с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш ДС.
Hank Mobley - I Should Care – 7:39 (Hank Mobley - Another Workout - Blue Note)
«I Should Care», «Я должен позаботиться», «Мне не наплевать…» - композиция Кона и Уестона. Хэнк Моубли – тенор-сакс и лидер; Уинтон Келли – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Фили Джо Джоунс – ударные. Пятое декабря 61 года. Руди ван провел ремастеринг этой своей записи в 2006 году.
Как мы видим, лидеры и сайдмены, что у Ли Моргана, что у Майлза Дейвиса – одни и те же. Это их эпоха, их музыка, их уникальный стиль… Но не все джазмены этого поколения обладали напором Арта Блейки, мистицизмом Монка и Трейна, или, же были осыпаны звездной пылью (пополам с кокаином), как Майлз Дейвис.
Хэнк Моубли не просто не стремился стать звездой джаза, он как бы искренне не понимал, зачем что-то еще делать? Нужно было играть! Музыка была всем и кроме нее ничего страшно важного не существовало.
Конечно, его задела злая фраза историка джаза, хроникера и музыканта Леонарда Фезера: Моубли по его словам был «чемпионом тенор-саксофона в среднем весе…». Линия тяжеловесов шла от Коулмена Хокинса: Декстер Гордон, Сонни Роллинс, Джон Колтрейн. А Лестер Янг был основателем школы «легковесов» - в его команде были Стен Гетц и Зут Симс.
Но основатели фирмы «Blue Note» Альфред Лайон и Фрэнсиз Вольф не были на стороне Фезера. И на их стороне был и такой мастер, как Руди ван Гельдер, человек идеального вкуса. С джазменами было еще проще: Хорас Сильвер верил в Моубли, как и Ли Морган, Кенни Дорэм и десятки, и десятки других. Быть может Хэнк был ранен высказыванием Фезера, но он любил свой звук: круглый, теплый, мягко свингующий. Конечно, он был способен выдать крутую атаку, повысить давление, напор. Но скорее всего он предпочитал и сам быть «чемпионом тенор-саксофона среднего веса…»
Hank Mobley - The Best Things in Life Are Free – 5:16 (Hank Mobley - Workout - Blue Note)
«The Best Things in Life Are Free», «Всё лучшее в жизни – ничего не стоит, бесплатно». Композиция ДеСильва, Брауна и Хендерсона. Хэнк Моубли – тенор и лидер; Грант Грин – гитара; Уинтон Келли – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Фили Джо Джоунс – ударные. 26 марта 61 года. Бесполезно гадать: конечно же Руди ван Гельдер для «Blue Note».
Репутация Хэнка Моубли в его тридцать лет была солидной. К сожалению, он не последовал по пути Кенни Дорэма и Хораса Сильвера, которые, покончив со вторыми ролями, основали собственные комбо. Когда Сильвер ушел из оркестра Арта Блейки, оставив ему в подарок название – «Вестники Джаза» - Хэнк Моубли просто перешел к нему. Его место занял Джонни Гриффин, а затем Бенни Голсон, который одновременно стал и музыкальным директором «Вестников»…
Старые добрые времена, когда полуживой «ВЭФ» ставили в ведро, чтобы усилить звук, и закидывали моток проволоки на ближайшую сосну, чтобы улучшить прием, давно закончились. Нынче вы можете слушать нас из космоса через спутники Hotbird и AsiaSat-3 или же весьма стабильно и без ведер с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене – ваш ДС.
Horace Silver - Silver's Blue – 7:45 (Horace Silver - Silver's Blue – EPIC)
«Silver's Blue» - игра слов автора композиции Хораса Сильвера, который часто обыгрывал звучание своей фамилии (серебро) в названиях дисков и пьес. В данном случае второе значение «Серебряно-Голубое» или «Серебряно-Блюзовое». Итого: Хорас Сильвер – рояль, он же лидер квинтета; Джо Гордон – труба; Хэнк Моубли – тенор-сакс; Даг Уоткинс – контрабас и Кенни Кларк – ударные. 2 июля 56 года. Аннотация к пластинке написана Леонардом Фезером и его строчки, посвященные композиции Хэнка Моубли «Hank’s Tune», и здесь звучат, как эдакая небрежная отмашка…
В 61 году Хэнк какое-то время играл у Майлза Дейвиса, заменяя Джона Колтрейна (который был на химических каникулах); он участвовал в записи пластинки «Someday My Prince Will Come» (Трейн всё же появился и записал две пьески); с Майлзом же Хэнк выступал в клубе «Blackhawk» и в Карнеги Холле.
В середине семидесятых он ушел со сцены: официально – проблемы с легкими (что было правдой), но вдогонку летели слухи о том, что Хэнку всё надоело.
В 85 и 86 он попробовал сыграть несколько gigs, но тут уж явно легкие позволили ему лишь короткие соло. 86 год был последним в его жизни – он умер от пневмонии 30 мая в возрасте 55 лет.
Hank Mobley - Soul Station – 9:03 (Hank Mobley - Soul Station - Blue Note)
«Soul Station» - композиция нашего второго сегодняшнего героя тенор-саксофониста Хэнка Моубли. Он же ведёт квартет. Уинтон Келли – рояль; Пол Чембэрс – контрабас и Арт Блейки – ударные. 7 февраля 60 года. Господин Гельдер играет на рычажках, движках и кнопках своей весьма дорогой домашней аппаратуры.
Что ж, пора и честь знать! «Время Джаза» снова будет на ваших частотах и на нашем сайте www.svoboda.org через неделю. Всех вам благ – летних и личных, чао, бай-бай!