13 июля в Татарстане и некоторых других волжских республиках – народный праздник Сабантуй. Обычно проводящийся в начале лета, по политическим причинам Сабантуй этот перенесли на середину июля.
О значении этого праздника и о том, насколько по-разному воспринимают его простые люди и власти Татарстана, рассказывает обозреватель Татаро-башкирской службы РС Алсу Курмашева:
– Сабантуй сегодня – это праздник народный или праздник с политической окраской? Иногда складывается впечатление, что существуют два Сабантуя – один для руководства Татарстана, а другой – для простых людей.– Так как я знаю этот праздник с детства и изнутри, хочу сказать, что сейчас Сабантуй стал искренней показухой. Всегда на Сабантуй зовут "очень больших гостей", готовят им подарки. Им позволяют участвовать в разных играх. Например, Борис Ельцин когда-то участвовал в одном таком состязании – нужно с завязанными глазами найти и разбить битой крепкий глиняный горшок. Ему это удалось – говорят, горшок уже разбит наполовину, чтобы ему было легче. И глаза ему плохо завязали.
Политическую окраску татары добавили этому празднику в последние годы, когда появилась возможность заявить о себе, например, какими-то культурными событиями. Естественно, руководство Татарстана хочет показать не недостроенные дороги, не неблагоустроенное жилье, а что-то такое, что у нас есть примечательное – например, Сабантуй.
– Я помню, что и Владимир Путин из чаши с катыком какую-то монетку доставал, и ему удалось, естественно, это сделать. И Дмитрий Медведев какую-то подкову выковывал.
– А будет еще в августе федеральный Сабантуй в Тюмени. В прошлом году федеральный Сабантуй был во Владивостоке. Ведь это дополнительный источник финансирования из федерального бюджета. Если есть возможность получить деньги путем такого красивого федерального праздника, почему бы нет?! Татарстан это тоже освоил. Сабантуй в этом году был оставлен на то время, когда проходит Универсиада, то есть – очередная искренняя показуха.
– Дата каждый раз устанавливается произвольно? Праздник не приурочен к какому-то дню?
– Нет. Сабантуй – праздник очень древний и не имеет отношения к религии. Очень многие народы в Поволжье его празднуют в начале лета в сельской местности, очень редко в городе. Традиционный период для Сабантуя уже прошел – в начале июня. Сельские жители в начале лета отдыхают. Весенние работы закончены, летние еще не начались – есть какой-то короткий период, когда можно собраться, отдохнуть. Дата очень "плавающая". А большой Сабантуй подгоняется под какую-то большую дату, и теперешний казанский праздник оставлен на это время, чтобы показать гостям Универсиады.
– За пределами Татарстана и России татарские диаспоры празднуют Сабантуй?
– Очень бурно! В последние годы везде, в десятках городов, в каждой стране. Масштаб очень разный. Где-то люди собираются просто с друзьями, 50-100 человек, играют в игры, общаются, угощают друг друга национальной едой, а где-то приезжают артисты и проводятся большие состязания, конные скачки, национальная борьба куреш.
– А лично для вас какие воспоминания, связанные с Сабантуем, самые приятные, может быть, из детства?
– У меня бабушка живет там, где как раз был на празднике Борис Ельцин. Естественно, все мои воспоминания детства связаны с Сабантуями в этой деревне – это Арский район, деревня Казанбаш. Было очень мило! Я почти каждый год выступала с какой-нибудь песней на татарском языке.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Там даже не было микрофонов. Я выходила на середину круга, это могли сделать все желающие. Моей единственной мотивацией было то, что за участие давали какие-то игрушки, фломастеры. Детям это безумно нравилось. Потом, сразу после этого концерта, я особо не помню никаких состязаний. Мы уходили с нашей семьей на пикник. А одной из любимых моих песен всегда была очень красивая народная песня о бабочке и о любви!