Удастся ли отменить празднование Дня России 12 июня?

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Отменят ли День России?

Владимир Кара-Мурза: Группа депутатов Госдумы предлагает изменить дату празднования Дня России. Инициатор законопроекта депутат от партии "Единая Россия" Евгений Федоров считает, что 12 июня малозначимая дата, которую лучше заменить либо на 28 июля – День крещения Руси, либо на 21 сентября – День основания Российской государственности. "Такой праздник как День России должен быть связан с гораздо более глубинной историей нашей страны, а не событиями 20-летней давности", - заявил Федоров.

Удастся ли критикам ельцинских реформ отменить празднование Дня России 12 июня? Об этом беседуем с депутатом Госдумы РФ Евгением Фёдоровым, инициатором этого изменения, и бывшими народными депутатами РСФСР Виктором Аксючицем.

Виктор Владимирович, в чем вы считаете принципиальное значение даты 12 июня 1990 года?

Виктор Аксючиц: Вспоминаю, что в это время как всегда во всех парламентах различные политические силы присутствовали. По-разному относились к этому предложению – объявить этот день Днем России. Кто-то был против, но большинство было "за". Но среди тех, кто был "за", мотивация тоже была совершенно различная. Кто-то хотел использовать принятие Декларации о независимости для того, чтобы развалить государство. Такие тоже были. Кто-то хотел это использовать, как трамплин для прихода к власти. А кто-то, такие как я, хотели, чтобы это решение поспособствовало демонтажу коммунистического режима, который тогда господствовал. Выступая в этот день и в частности, я говорил, что мы должны своими действиями бороться с коммунистическим режимом, демонтировать коммунистический режим своими решениями, но ни в коем случае не разрушать государственность. Поэтому я проголосовал "за" это решение, исходя из таких соображений.

Владимир Кара-Мурза: Евгений Алексеевич, почему вы считаете малозначимой эту дату? Некоторые россияне восприняли это чуть ли не как оскорбление, потому что все привыкли к этому празднику.

Евгений Фёдоров: Во-первых, опросы показывают, что как раз не привыкли. Люди стесняются даже своим детям говорить, в чем суть этого праздника, к чему он привязан. Потому что я напоминаю, когда это решение принималось при Ельцине, это называлось День независимости, а не День России. И привязывалась Декларация независимости и ко Дню рождения Буша-старшего. Так получилось. Если мы говорим о независимости России, то это другая логика. Независимость России – это День победы, это День народного единства, как независимость от внешнего агрессора и многие другие.

Появление в терминологии 12 июня – День России – это другая история. Если мы говорим о Дне России с точки зрения Дня России, события 22-летней давности являются явной глупостью. Если мы говорим о Дне России, т. е. о Дне рождении России, то причем здесь события 22-летней давности?! Мы с вами жили в стране. Разве эта страна была не Россия? А разве наши отцы не жили в России? А деды, а прадеды? Поэтому когда мы говорим "День России", то, конечно, это должна быть как минимум история тысячелетнего масштаба. Именно тогда создавалась Россия.

На самом деле, это не просто игра слов. Это основа основ. Потому что какой импульс мы даем себе идеологический и обществу во вне? Все-таки нерабочий день – это целый день разговор – почему он нерабочий? Мы на этой основе и дальнейшую логику строим. Если нашей России всего лишь 22 года, то, конечно, нас все должны учить, потому что она юная, как младенец. А если ей тысяча лет, то мы должны учить, потому что создали наши отцы самое огромное в мире государство. Поэтому это чрезвычайно важный идеологический импульс – что такое День России, когда она родилась.

Владимир Кара-Мурза: Ну, в Израиле тоже 1947 год День независимости. А это 5-тысячелетнее древнейшее государство.

Виктор Владимирович, вы празднуете 12 июня?

Виктор Аксючиц: Нет, не праздную, потому что тогда было понятно, мы думали, что могли победить и другие силы, более патриотические, более государственнические. Но победили те, кто были нацелены и осуществили проект развала союзного государства. И все дальнейшее, что мы знаем в 90-е годы – развал экономики, культуры, образования, всего остального. Именно эти силы именовали этот день Днем независимости России.

Поэтому на сегодняшний день, я согласен с Евгением, что этот день не только потому, что он 20 лет назад был, а он просто в истории России не имеет положительного значения. Во-первых, он не имеет значения, можно сказать, существенного, что в этот день было принято какое-то судьбоносное решение, определившее всю судьбу России. Этого сказать нельзя. А вот то значение, которое имеется, оно негативное. Поэтому я согласен с этим предложением, что стоит подумать о том, чтобы отказаться от этого праздника. Поскольку День России нужен, стоит задуматься о том, когда это день стоит праздновать.

Владимир Кара-Мурза: Кто инициатор этого законопроекта? Из каких фракций эти депутаты?

Евгений Фёдоров: У нас есть такое депутатское объединение. Называется оно – депутатский клуб "Российский суверенитет". Это депутаты всех фракций до одной, всех четырех, объединившиеся на принципах проработки законодательства с позиции укрепления суверенитета РФ, которого, конечно, у нас не достает. Об этом говорил и Путин в послании. Нет институтов суверенитета, национального капитала, национального бизнеса. У нас запрещена идеология национальная и т. д. Но это отдельный разговор. В рамках этой работы мы и выдвинули.

Если говорить конкретно, кто – это и "Народный фронт", и "Единая Россия", это представители и коммунистов, и ЛДПР, и "Справороссы". Это клуб. Мы на клубе начали обсуждать в прошлую пятницу и решили, что надо посоветоваться широко с экспертами, с людьми, запустить общественную дискуссию – на какую дату надо. Все согласились, что Росси больше, чем 22 года. Я думаю, что это очевидно. Значит, надо определить эту дату дня рождения путем общественной дискуссии. Две даты мы назвали, но могут быть и другие какие-то. А этот день я бы назвал скорее Днем ликвидации России или День, участвующий в ликвидации России. И он настолько имеет большое количество людей, которое к нему относится как к дню негодяев по сути, то естественно его надо отменять. А историческую дату надо искать.

Владимир Кара-Мурза: Виктор Владимирович, какие бы вы предложили альтернативы?

Виктор Аксючиц: Я бы все-таки не называл этот день так сильно – День ликвидации России. Это всего лишь было принятие Декларации, которая имела положительное и отрицательное значение. Другое дело, что последующие силы, пришедшие к власти, использовали только отрицательный потенциал этой декларации. День разрушения России – это 12 декабря. Это Беловежский переворот – ратификация Беловежского переворота нашим парламентом.

Евгений Фёдоров: Этот вопрос мы тоже изучали. Честно скажу, мы работаем сейчас в архивах для того, чтобы понять технологию ликвидации Советского Союза. Откровенно говоря, мы исходим из того, что там основная вина, конечно, Горбачева как военно-политического агента, враждебного для Советского Союза.

10-12 лет назад было отменено порядка 3000 актов субъектов РФ, противоречащих Российской Конституции. Во времена ликвидации Советского Союза таких отмен не было. Мало того, мы видим факты фальсификаций документов, например Лукьяновым, протоколов и материалов съезда, в части чрезвычайного съезда. А это само собой является элементом государственного переворота. Поэтому я рассматриваю это через призму сознательного разрушения СССР советским руководством. А то, что при этом провоцировались республики на определенные действия, они и 12 лет назад провоцировались. Но при воле федерального центра эти все провокации пресекались бы или менялись бы. Те же Беловежские соглашения мог отменить просто визит участкового в момент подписания этих соглашений. А этого не делалось. Съезд отменил всего несколько решений такого характера по Прибалтике, и то Горбачев все равно это не выполнил.

Виктор Аксючиц: Есть два предложения, которые поступили.

Евгений Фёдоров: Самое главное одно предложение – уйти от даты…

Владимир Кара-Мурза: 28 июля – День крещения Руси, 21 сентября…

Евгений Фёдоров: Который был в Царской России как праздник День создания России, который в свою очередь в те времена привязывался к моменту, когда Рюрики объединили страну в единое Российское княжество.

Виктор Аксючиц: 28 июля – День крещения Руси – это день рождения русского народа. Именно крещение Руси объединило различные этносы, различные племена в единую нацию, которая потом и создавала собственное государство. Поэтому было бы логично согласиться с предложением именно 21 сентября, поскольку это уже исторически закрепленная дата – это был День Руси еще до 1917 года. Такого рода правопреемство я всячески поддерживаю.

Евгений Фёдоров: Мы запустили процедуру общественного обсуждения. Это дело касается каждого. Почему мы не празднуем 12 июня? Потому что часть людей воспринимает это явно отрицательно. Какой уж тут салют и шарики с детьми, если многие считают это злодейской датой.

Если мы говорим о крещении, многие воспринимают это именно как день появление смысла Российской государственности, когда княжества сформировались как единое идеологическое пространство, которое и создало в дальнейшем, благодаря своей культуре, огромную страну.

Владимир Кара-Мурза: 21 августа интуитивно целое поколение помнит – триколор подняли.

Виктор Аксючиц: Не думаю, что дни путча стоит называть Днем созидания России. России 1000 лет. Советский период – это тоже Россия под другим названием. Сейчас РФ – это часть России. Я убежден, что Россия когда-нибудь восстановить свое единство.

Я бы акцентировал, что 28 июля – Крещение Руси. Это фактически Декларация формирования русского народа, когда народ объединился вокруг веры. Именно народ объединился. Потому что государство могло быть разорвано, что и было неоднократно. А единство разорванной государственности сохранялось, потому что сохранялось единство церкви. Именно в этом единстве, которое сохраняло церковь, восстанавливалось вновь государство. Хочу отметить еще раз очень важный исторический момент, что ныне единственная организация на территории большой России, которая еще существует, которая еще не разорвана, - это Русская Православная церковь. А 21 сентября – это День рождения государственности, России.

Евгений Фёдоров: Я бы добавил, ведь не в 1991 году была создана территория, на которой находится Россия. Это все материальное и сущее было создано за много, много веков до этого. Неправильно терминологически привязывать День России к событиям того короткого времени.

Владимир Кара-Мурза: Виктор Владимирович, удобный ли сейчас геополитический момент – отменить праздник 12 июня?

Виктор Аксючиц: Геополитический момент здесь не причем. Здесь удобная ситуация внутриполитическая. Есть пятая колонна в России, которая во многом во власти, которая во много диктует разрушение нашей системы образования, медицины, культуры, науки. Именно для того чтобы внести смуту в этот элемент, для того чтобы мобилизовать к единству те массы людей, которые настроены патриотически и государственно, конечно, актуальна постановка вопроса. Сегодня актуально говорить именно и о государстве Российском и о русском народе.

Русский народ – это многоэтнический народ. Многие этносы входят в него. Но важно понять, что стержнем его является собственно этнические русские. Кто этнические русские? По этому поводу тоже огромные мифы. Я напомню, что до 1917 года русскими были и те, кого мы сейчас называем белорусами и украинцами, потому что они считались народностями – великороссы, малороссы и белороссы. Отмечаю, что с 1917 года по 1991 год страна пережила огромные просто катастрофические изменения во всех областях жизни, но не произошло никакого события, чтобы этот народ был разделен и расчленен. Но вот именно с декабря 1991 года, когда был совершен государственный переворот и разрушен Советский Союз, запустили миф о единстве славянских народов. Теперь пытаются нам внушить, что русские, белорусы и украинцы – это славянские народы. Нет! Это как раз та же русская нация.

Владимир Кара-Мурза: Может быть, тогда сменить гимн, сменить герб?

Евгений Фёдоров: Гимн и герб привязаны к конкретным историческим событиям появления этого герба, этого знамени, гимна и т. д.

Владимир Кара-Мурза: По вашей логике, вам не должен нравиться образ Сергея Михалкова, как автора.

Евгений Фёдоров: Речь идет о символах, которые не привязаны. В гимне есть слово про 1991 год? Нет. Это слова, отражающие великую страну, созданную предками. Поэтому к гимну вопросов нет. И это правильно сделано. А для чего мы вообще подняли вопрос о Дне России? Потому что сигнал о Дне России является основой основ идеологической для дальнейшей работы. Мы же практики – пишем законы. И когда мы начинаем эти законы формировать, мы должны посмотреть, на какой опыт надо опираться при формировании конкретной законотворческой практики. Если мы даем, что России 20 лет, то, соответственно, и ориентация будет на опыты более старших стран. Если мы говорим, что России 20 лет, то мы сразу говорим, что она младше Америки больше, чем в 10 раз. Соответственно, конечно, Америка должна нас учить. А если уж про Францию, то я вообще молчу!

Владимир Кара-Мурза: Во Франции национальный праздник 14 июля.

Евгений Фёдоров: Это национальный праздник, но не День Франции. Для нас, для законодателей важно – откуда черпать стратегические идеи, в том числе законотворчества. Конечно, мы должны их черпать из стратегического опыта, созданного нашими прадедами. Именно поэтому эта дата важна нам для того, чтобы сориентироваться. Праздник для нас является важным смыслообразующим моментом, а не просто так.

Владимир Кара-Мурза: Если мы не подкрепим эти даты, святые для нас, конкретными успехами – повышением ВВП, повышением доходов населения – грош цена тогда таким праздникам. Надо населению этим гордиться.

Виктор Аксючиц: Нужно прежде всего осознать, кто мы есть как Россия, как государство, как народ, как цивилизация, как культура. С чем и с кем мы должны бороться? Мы должны, прежде всего, осознать культурно-цивилизационно себя. Если мы этого не сделаем, никаких экономических успехов не будет. Эти даты являются элементом, прежде всего, становления нашей самоидентификации. Это очень важно. Тогда при восстановлении полноты своего самосознания, мы можем поддержать и тех, кто борется за возрождение нашей экономики.

Владимир Кара-Мурза: А нужно ли восстановить памятник Дзержинскому?

Евгений Фёдоров: Я не знаю, не готов отвечать на этот вопрос. Но я исхожу из того, что вся история должна быть историей, представленной нашему поколению. Но точно надо историю написать правдиво, точно нужен единый учебник истории.