Кинокритик Екатерина Барабаш – о фильмах в Одессе

В Одессе победой фильма российского режиссера Александра Велединского "Географ глобус пропил" завершился международный кинофестиваль. Кинофорум проводился в четвертый раз, потихоньку он набирает масштаб, хотя соперничать с большими европейскими фестивалями, конечно, не в силах. Естественный выход в такой ситуации – делать ставку на национальное, украинское кино. Своими впечатлениями от поездки в Одессу делится московский кинокритик Екатерина Барабаш.

– Все международные фестивали в той или иной пропорции сочетают в себе несколько компонентов – собственно качество кинопрограммы, светские развлечения и курортные радости, зрительский компонент (панорама того, что показывали на последних фестивалях в других странах). Одесский фестиваль по какой епархии проходит?

– Одесский кинофестиваль пытается пройти (а может быть, даже и проходит) по всем этим епархиям. Там были очень приличные фильмы, которые показывались до этого на фестивалях, допустим, в Каннах, в Венеции, в Берлине. С конкурсной программой есть определенные проблемы, но это беда не только Одессы. Понятно, что никто пока не стремится отдать фильм на Одесский фестиваль, предпочтя его, допустим, Каннскому, Берлинскому или Карловарскому фестивалям. Но кино хорошее в Одессе присутствует. Кроме того, Одесский фестиваль пошел по правильному пути, организовав большую программу своего собственного, украинского национального кино.

– Одесский фестиваль возник, потому что плохо пошли дела у фестиваля в Киеве?

– В мире проводится несколько тысяч кинофестивалей, это громадное пространство, мощная индустрия, сфера деятельности и занятости тысяч и тысяч людей. Все фестивали конкурируют, и все они дополняют друг друга. Я думаю, что не было прямой связи между умиранием Киевского международного кинофестиваля и рождением Одесского, хотя, как я понимаю, какие-то деньги перекочевали из украинской столицы в главный украинский портовый город. Заметно, что Одесский фестиваль ищет свою площадку: здесь пытаются не просто показывать кино, но еще и пытаются заинтересовать деятелей кинопроизводства экономически. На Одесском фестивале вполне успешно и активно работает кинорынок; на этом кинорынке вращается довольно много людей, аккредитованных из-за рубежа, в основном это потенциальные покупатели и дистрибьюторы из стран СНГ. Это как раз то, что позволит Одесскому фестивалю выжить. Потому что на Киевском фестивале, если мне не изменяет память, такого не было.

– Что представляет собой современное украинское кино? На память приходит пара имен – Кира Муратова, которая продолжает работать, и условно украинский режиссер (он снимает и в России, и в Германии) Сергей Лозница…

– Вы забыли еще Романа Балаяна, который все свои известные ленты снял в Киеве. Мое личное мнение про Киру Муратову и Сергея Лозницу таково: все-таки они относятся к украинскому кинематографу разве что территориально и финансово. Но что Кира Муратова, что Лозница, что Балаян –
На Украине наконец стали много снимать на украинском языке, все-таки национальный кинематограф должен быть на родном языке
это явление не украинского национального кинематографа, это мастера в той или иной степени российской и, если говорить о Лознице, еще и европейской кинокультуры, персонажи европейского кинематографа. Украинское кино развивается, хотя, по большому счету, может быть, делает только первые серьезные шаги. Но по крайней мере сейчас уже стало неприличным, например, спрашивать – а что, украинское кино вообще существует? Еще лет пять назад этот вопрос можно было услышать очень много где, даже на кинофестивалях. Есть на Украине и такая вещь, как (пусть даже это немножко лукаво украинцами придумано) украинская новая волна. Но тот факт, что это выражение уже употребляется не только в украинских СМИ, но и повсеместно – вплоть до серьезной зарубежной западноевропейской критики, о многом говорит.

– О чем эта украинская новая волна? Есть у нее какие-то родовые характеристики?

– На Украине наконец стали много снимать на украинском языке, все-таки национальный кинематограф должен быть на родном языке. Большая группа людей – режиссеров, сценаристов – регулярно создают альманахи. Год назад, например, популярен был альманах под названием "Влюбленный в Киев". Это сейчас модный жанр – когда собираются несколько режиссеров и снимают что-нибудь о своей любви к какому-то определенному городу. Помните "Нью-Йорк, я люблю тебя", "Париж, я люблю тебя"? Есть альманах "Украина, гуд бай". Это короткометражки, снятые в основном молодыми (других почти и нет на Украине) режиссеров, которые снимают о том, почему люди уезжают из страны – кто уезжает, почему уезжает, экономика тому виной или какие-то сбои в мозгах. Надо сказать, что украинских молодых режиссеров, в отличие от российских, интересуют проблемы общества, проблемы экономики. Наверное, этот этап общественной активности проходит всякое молодое государство в самом начале своего развития, это характерно для зарождающегося профессионального кинематографа. И самое главное, конечно, – у Украины уже намечается свой определенный киноязык, который отличается, допустим, от российского. Во многом – какой-то своей наивностью, но еще и все более и более набирающей обороты техничностью. Это своя система образов.

– Вообще я думаю, что чем больше кинофестивалей в мире, тем лучше, потому что из них и складывается кинопроцесс. Но вот из того, что вы говорите, я делаю такой вывод: одесский кинофорум, при всем к нему уважении – это пока такая третьестепенная, по большому счету, штука. Ну вот есть в Европе три огромных кинофестиваля, которые забирают в свои программы лучшие фильмы, так, что не хватает остальным – ни Москве, ни Карловым Варам, ни Лозанне, ни Сан-Себастьяну, вообще ведь не хватает большого хорошего конкурсного кино. Специальные программы в Одессе тоже не удивили – ретроспектива Параджанова и Уинтерботтома. В конкурсе победил фильм, который уже победил на Московском кинофестивале. Получается, что Одесса пока следует за фестивалями даже не первого, а второго международного ряда.

– Так живет огромное количество кинофестивалей в мире. Здесь самое главное – найти свою нишу. Именно поэтому я сказала, что у Одесского фестиваля, видимо, есть будущее, потому что он занимается популяризацией украинского кино, продвигает собственный национальный кинематограф. Некоторые имена уже прозвучали. Например, Марина Врода два года назад получила на Каннском фестивале "Золотую пальмовую ветвь" в конкурсе молодых режиссеров, она выиграла конкурс короткометражек с лентой "Кросс". Мирослав Слабошпицкий получил, между прочим, в прошлом году "Серебряного леопарда" в Локарно за фильм "Ядерные отходы", такой несколько пижонский, но очень сильный короткометражный фильм о людях, которые работают на Чернобыльской АЭС. Есть достаточно известный режиссер Ева Нейман, которая снимает в стилистике Киры Муратовой, автор очень приличного фильма "Дом с башенкой" по рассказам Фридриха Горенштейна. Я думаю, что все эти имена еще будут звучать, и наверняка появится еще кто-то.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"