70-летний Джаггер как символ вечной весны

26 июля одному из самых популярных музыкантов в истории рок-музыки, фронтмену группы Rolling Stones Мику Джаггеру исполняется 70 лет.

Прославленный музыкант продолжает выступать. За месяц до своего 70-летия Мик Джаггер во главе группы Rolling Stones выступил на музыкальном фестивале Гластонбери в английском графстве Сомерсет. Это было первое выступление Джаггера и его легендарной группы на знаменитом фестивале. Триумфальное выступление группы ознаменовалось рождением ребенка. Когда Мик Джаггер запел, у одной из слушательниц начались схватки, и под звуки музыки на свет появился младенец. В Англии это восприняли как магическое влияние голоса Джаггера и как символическое рождение восьмого ребенка фронтмена Rolling Stones, у которого семеро детей от четырех женщин.

У Джаггера репутация одного из самых влиятельных и талантливых музыкантов рока. Как заметил один из музыкальных критиков, "без уникального влияния Джаггера невозможно представить современную поп-культуру". В 2003 году королева Великобритании возвела его в рыцарское достоинство за выдающиеся музыкальные достижения. При этом созданный Джаггером сценический образ закрепил за Rolling Stones репутацию бесчинствующей радикальной группы анархистов. Агрессивное и буйное поведение Джаггера на сцене, недвусмысленные эротические телодвижения, страстная, свингующая экспрессия его пения до сих пор вызывают бурные восторги фанатов рок-музыки. Да и поведение вне сцены апостола молодежной поп-культуры под стать его сценическому имиджу и хорошо вписывается в современную контркультурную идеологию. Джаггера и его ближайшего сподвижника гитариста Кита Ричардса неоднократно арестовывали за владение наркотиками и сексуальные домогательства. Тексты своих песен кумир современной поп-культуры насыщает нецензурными и провокационными выражениями, левацкими лозунгами и при этом называет себя практикующим буддистом. Одновременно Джаггер – один из самых богатых деятелей международного шоу-бизнеса. Его состояние оценивается в 298 миллионов долларов.

Британский историк поп-музыки и рока, писатель и журналист Рэй Коннолли, который хорошо знаком с Джаггером и неоднократно брал у него интервью, считает созданный Джаггером публичный образ абсолютно ложным и не соответствующим его подлинной личности:

– Он очень умный человек. По сути дела это он руководит Rolling Stones, хотя официально менеджером группы был Аллен Клайн, который работал в свое время с Beatles и добился коммерческого успеха. Однако, начиная примерно с 1969 года, группой фактически руководит Джаггер. Он был боссом. У Джаггера блестящие ораторские способности и очень развитой интеллект. Он намеренно создал свой ложный публичный образ и фальшивый пролетарский акцент. На самом деле он говорит совсем иначе. Он просто гримируется под лондонского кокни.

– Насколько справедливо причисление Джаггера к кумирам контркультурного движения?

– Это довольно проблематичный вопрос. Скорее, это просто модное поветрие. В конце 60-х Джаггер действительно был заметной фигурой контркультурной революции. В те времена Rolling Stones стремилась атаковать и критиковать тогдашний истеблишмент и демонстрировать альтернативный стиль поведения, включающий употребление наркотиков. Тем не менее Мик Джаггер во многом человек очень консервативный. Он очень богат. Сейчас он исправно платит налоги в Англии, тогда как в 60-е годы удалился на Французскую Ривьеру, чтобы избежать британского налогообложения. Так что в применении к Джаггеру контркультура – это скорее воображаемый фиктивный образ, чем реальность.

– А как вы оцениваете музыкальные достижения Мика Джаггера?

– Считающееся уникальным сценическое поведение Джаггера вовсе не является его изобретением. Примерно так же вел себя на сцене Элвис Пресли. Можно назвать и менее именитых музыкантов, выступавших в небольших малоизвестных клубах, которые работали в сходном стиле. Новаторским достижением Джаггера я бы назвал привнесенный им в рок-музыку атлетизм. И здесь вполне правомерно сравнение его выступления с танцевальным стилем Рудольфа Нуриева с его фантастическим энергетизмом и экспрессией. Им обоим, в частности, свойствен огромный сексуальный заряд. Я бы даже сказал, что оба они проецируют в зал бисексуальный имидж. Особенно остро это воспринимает женская аудитория среднего класса. Гиперсексуальное поведение Джаггера на сцене всегда было неотъемлемой частью его выступлений.

Мик Джаггер продолжает выступать и в канун своего семидесятилетия. Изменился ли он как музыкант и человек под влиянием довольно преклонного возраста?

– Он все тот же, кем был сорок лет назад, и находится в отличной физической форме. Джаггер сейчас живет в Ричмонде – пригороде Лондона, где расположен огромный парк. Он там регулярно бегает трусцой. Он вообще одержим фитнесом. В семьдесят лет он сохраняет худощавую и стройную фигуру. За последние тридцать лет Rolling Stones не создала ни одного популярного хита. И что интересно: когда группа недавно выступала в Гайд-парке и на фестивале Гластонбери, она исполняла только старые хиты. Но именно это и привлекало публику. Старые альбомы Rolling Stones и сейчас прекрасно продаются. Публика продолжает рваться на концерты группы, потому что на них есть что услышать и на что посмотреть. Нельзя умереть, не увидев на сцене Мика Джаггера, – сказал в интервью Радио Свобода историк поп-музыки и рока Рэй Коннолли.

Мик Джаггер и Rolling stones


Rolling Stones, с триумфом отметившие минувшей весной пятидесятилетие творческой деятельности, подтверждают своей невероятно долгой карьерой, что рок-н-ролл обречен на вечную жизнь. И Мик Джаггер тоже? На этот вопрос отвечает петербургский историк рок-музыки Андрей Бурлака.

– Собственно, Мик Джаггер далеко не самый старший в списке музыкальных динозавров. В сентябре отмечает день рождения один из величайших блюзовых музыкантов современности Би-Би-Кинг, он 1925 года рождения. 18 октября – день рождения у Чака Берри, который все еще продолжает выступать, а он 1926 года рождения. Свое 80-летие Чак Берри отметил турне по 120 американским городам. И у нас в Питере Берри был, когда ему исполнилось 77 лет, сыграл нам все классические рок-н-роллы, прошелся "уточкой" по сцене, на зависть всем борцам за здоровый образ жизни.

– На концертах ветеранов рока или блюза публика всегда реагирует на старые хиты значительно более оживленно, чем на новые композиции. Кажется, на такие концерты ходят как раз для того, чтобы удивиться витальности тех, кому за 60. И под эту витальность и старые хиты ветераны движения собирают полные залы. У отечественного любителя музыки, впрочем, может случиться некоторая аберрация, поскольку часть престарелых исполнителей только и ездит за пределы бывшего "железного занавеса", вроде Uriah Heep, которые в России, кажется, выступили уже во всех областных филармониях.

– Да, есть такие артисты, которые только у нас пользуются успехом, но это отдельная история. Вообще публика реагирует на старые хиты, потому что они и есть хиты. Есть прекрасная фраза о том, что с нами на всю жизнь остается музыка, которую мы слышали, восприняли, сделали своей в юности, точнее, в период полового созревания. Если наша юность прошла под музыку Beatles и Rolling Stones, то мы эту музыку будем слушать всегда. Если мы выросли на Sweet или Slade, мы эту музыку будем до конца своих дней слушать. Мне, конечно, жаль тех, чья юность прошла под музыку групп "Руки вверх", но что делать, у них такая судьба. Есть, так или иначе, артисты, которые десятилетиями остаются всемирно актуальными, хотя эта актуальность разного толка. В каждой стране есть свои исполнители, которые давно пережили лучшие годы и сегодня остаются ностальгической приманкой для людей своего поколения. И я бы сказал, что и это тоже хорошо: артисты выступают много лет и продолжают собирать свою аудиторию. Эдита Станиславовна Пьеха, например, не скрывает своего возраста, и традиционно в конце июля дает концерты. Я думаю, что 31 июля зал в Петербурге будет полон, и Пьеха будет петь свои старые хиты. Когда-то рок-музыку называли молодежной, подростковой, но вот уже некоторые ее старшие представители, и музыканты, и слушатели – прадедушки. Однако есть и некоторая вечная музыка. Мои дети, например, слушают в основном ту же музыку, что слушаю я.

– Вернемся к феномену Мика Джаггера и Rolling Stones. Золотая эпоха этой группы и Джаггера – это 60–70-е годы? Или то, что сейчас они делают, не уступает по музыкальному классу прежним композициям?

– Не уступает по классу, разве что на смену вдохновению пришла сноровка, и это не хорошо и не плохо, это естественно и нормально. Stones как группа, пережившая многие музыкальные эпохи, разные стили, направления, моды и поветрия, вневременная, и музыка их вневременная. Естественно, они по-прежнему апеллируют к тем же культурным архетипам, к которым апеллировали и в 60-е, но тогда они делали это интуитивно, а сегодня вполне сознательно. При всех всплесках популярности – пик славы в 1960-е и 70-е годы, трудное время в 1980-е, возрождение в 1990-е – они нашли рецепт, который, видимо, будет вечно востребован. Это апелляция к молодости, к чувственности, к сексуальности в широком смысле слова. Это будет востребовано всегда, потому что на этом построена сама суть того, что мы называем рок-н-роллом. Кстати. В отличие от эстрады, которая, как правило, намеренно асексуальна: даже если эстрадные исполнители поют о любви, а они только о любви и поют, их композиции лишены чувственной "подложки".

– Хорошо, Rolling Stones понимают вечные потребности аудитории, а их музыка при этом меняется? Нужна такой группе, которая играет уже 50 лет, новая музыка?

– Конечно. Нет такого технологического ухищрения или жанрового тренда, который Rolling Stones не попробовали бы. Они играли и регги, и "новую волну", панк-рок сам по себе вырос из ритм-блюза, поэтому тут им и напрягаться не надо было. Технически их музыка и организация шоу совершенны – они над этим 50 лет работают. Один мой приятель съездил на несколько концертов Rolling Stones подряд и остался поражен: выступления в разных залах, в разных аудиториях, в разных городах совпадали по ритму и времени секунда в секунду.

– Список композиций, которые исполняли Rolling Stones во время недавнего турне, связанного с 50-летием группы, – это примерно на две три старые хиты 60-70-х годов. У вас есть ответ на такой вопрос: как 50 лет можно играть одно и то же и при этом еще испытывать драйв?

– Нет. Если бы я знал, то, наверное, стоял на сцене вместе с Миком Джаггером, – сказал в интервью Радио Свобода петербургский историк рок-музыки Андрей Бурлака

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"