Контракт Министерства культуры с директором Музея кино Наумом Клейманом продлен на год. Ранее появились сообщения, что основателя и бессменного руководителя музея собираются отправить в отставку. Эта новость возмутила известных кинематографистов, которые обратились к министру культуры Владимиру Мединскому с открытым письмом, где настоятельно просили оставить Наума Клеймана на его посту.
Как рассказал Радио Свобода сам Наум Клейман, у него наконец состоялась встреча с Владимиром Мединским и главой Департамента культурного наследия Натальей Самойленко.:
– Было принято решение, что со мной продлевают контракт до 1 июля 2014 года. Прежде речи об этом не было. Срок моих полномочий завершался 12 августа, шел разговор о том, что назначают другого человека из чиновников Минкультуры. Думаю, что коррективы возникли в результате всех этих протестов, писем и всего прочего. Будет назначен, видимо, какой-то дополнительный руководитель, "эффективный менеджер" в качестве исполнительного директора, но не главного директора Музея кино. Я на этой встрече говорил о необходимости строительства здания для музея. Это очень важно. Наконец Министерство культуры осознало, что Музею кино необходимо свое помещение.
– Кто станет исполнительным директором? Назвали ли вам имя этого человека?
– Пока нет. Кандидатуру еще будут искать. Как сказал Мединский, вы задаете мне серьезную задачу, надо искать. Я говорю – есть достаточно много умелых и честных людей, которые могут это делать.
– Пройдет год, в течение которого вы останетесь директором, а что будет с вами дальше?
– А дальше, сказал министр, "мы будем уговаривать Наума Ихильевича в каком-нибудь другом качестве – в качестве советника или еще какого-нибудь – продолжать работать и не бросать музей".
– Не будет ли это должностью, которую в народе называют "свадебный генерал"?
– Давайте не будем так далеко заглядывать. Надо еще дожить до 2014 года, а там видно будет. Сейчас, я думаю, надо прежде всего создать комиссию, которая будет проводить конкурсы. Потому что ничье самоличное решение – ни министра, ни мое, ни кого-то еще – не должно быть определяющим. Следует провести конкурс на концепцию музея. Затем на основе концепции должен быть объявлен конкурс на архитектурный проект. Это не значит, что завтра уже начнет строиться Музей кино. С одной стороны, надо, чтобы московская мэрия утвердила место для этого музея, а с другой стороны, чтобы был создан такой проект, который удовлетворяет потребностям музея. Чтобы были нормальные хранилища, была экспозиция, постоянная и временные выставки, были синематечные залы. Это все нужно предусмотреть в проекте. Поэтому сейчас создается несколько советов. Министерство, в частности, создает Попечительский совет, который возглавит Константин Эрнст. Мы же создаем Общественно-наблюдательный совет из крупных режиссеров, архитекторов, социологов, чтобы люди могли не только наблюдать за тем, что делает проектировщик или исполнительный директор, но и помогать осуществлять необходимые проектные изыскания. Важно, чтобы никакие решения не принимались в кабинетной тиши где-то за закрытыми дверьми. Разумеется, у нас есть кое-какие наметки концепции, но они нуждаются в уточнении, потому что прошла целая эпоха, когда мы впервые составляли эту концепцию. Мы ее вынесем на обсуждение, послушаем мнение не только кинематографистов, но и музейщиков – ведь этот музей должен быть не совсем традиционным.
– Министр Владимир Мединский уже заявил, что, скорее всего, под музей приспособят какое-то уже существующее здание. Что лучше для музея: чтобы для него построили специально новое здание или лучше действительно подыскать какой-то вариант – ведь тогда будет больше определенности и со сроками, а во-вторых, музей наверняка окажется в центре Москвы, а не где-то на задворках?
– Думаю, что необходимо и то, и другое. Можно для одних функций музея найти старое здание и более-менее относительно быстро его перестроить. С другой стороны, есть вещи, которые нуждаются в индивидуальном планировании и строительстве. Не сомневаюсь, что для синематечной части музея, то есть для системы кинозалов и для временных выставок можно использовать старое помещение, лишь перестроив его под нужды музея. А вот когда дело идет о хранилище, тем более столь разных материалов, как металл в кинопроекторах, бумага эскизов, фотографии, тут должно быть специально построенное хранилище. Все эти материалы нуждаются в определенном температурном режиме, особой влажности. Наконец, для временных выставок тоже нужно предусмотреть высокотехнологичное оборудование и здание современной постройки. Все-таки наш музей – это не музей прикладного искусства XVIII века. Мы вполне допускаем, что синематечная часть может быть расположена в центре города, в старом здании, а для всего остального придется специально строить Музей кино.
У Музея кино было собственное помещение в "Киноцентре на Красной Пресне". В 2005 году его у музея отобрали. Не помогли ни заступничество мировых знаменитостей, ни десятки тысяч подписей любителей кино. С тех пор музей остается без постоянного помещения, кинопоказы происходят на разных площадках, а уникальные фонды приютил "Мосфильм".
Как рассказал Радио Свобода сам Наум Клейман, у него наконец состоялась встреча с Владимиром Мединским и главой Департамента культурного наследия Натальей Самойленко.:
– Было принято решение, что со мной продлевают контракт до 1 июля 2014 года. Прежде речи об этом не было. Срок моих полномочий завершался 12 августа, шел разговор о том, что назначают другого человека из чиновников Минкультуры. Думаю, что коррективы возникли в результате всех этих протестов, писем и всего прочего. Будет назначен, видимо, какой-то дополнительный руководитель, "эффективный менеджер" в качестве исполнительного директора, но не главного директора Музея кино. Я на этой встрече говорил о необходимости строительства здания для музея. Это очень важно. Наконец Министерство культуры осознало, что Музею кино необходимо свое помещение.
– Кто станет исполнительным директором? Назвали ли вам имя этого человека?
– Пока нет. Кандидатуру еще будут искать. Как сказал Мединский, вы задаете мне серьезную задачу, надо искать. Я говорю – есть достаточно много умелых и честных людей, которые могут это делать.
– Пройдет год, в течение которого вы останетесь директором, а что будет с вами дальше?
– А дальше, сказал министр, "мы будем уговаривать Наума Ихильевича в каком-нибудь другом качестве – в качестве советника или еще какого-нибудь – продолжать работать и не бросать музей".
– Не будет ли это должностью, которую в народе называют "свадебный генерал"?
– Давайте не будем так далеко заглядывать. Надо еще дожить до 2014 года, а там видно будет. Сейчас, я думаю, надо прежде всего создать комиссию, которая будет проводить конкурсы. Потому что ничье самоличное решение – ни министра, ни мое, ни кого-то еще – не должно быть определяющим. Следует провести конкурс на концепцию музея. Затем на основе концепции должен быть объявлен конкурс на архитектурный проект. Это не значит, что завтра уже начнет строиться Музей кино. С одной стороны, надо, чтобы московская мэрия утвердила место для этого музея, а с другой стороны, чтобы был создан такой проект, который удовлетворяет потребностям музея. Чтобы были нормальные хранилища, была экспозиция, постоянная и временные выставки, были синематечные залы. Это все нужно предусмотреть в проекте. Поэтому сейчас создается несколько советов. Министерство, в частности, создает Попечительский совет, который возглавит Константин Эрнст. Мы же создаем Общественно-наблюдательный совет из крупных режиссеров, архитекторов, социологов, чтобы люди могли не только наблюдать за тем, что делает проектировщик или исполнительный директор, но и помогать осуществлять необходимые проектные изыскания. Важно, чтобы никакие решения не принимались в кабинетной тиши где-то за закрытыми дверьми. Разумеется, у нас есть кое-какие наметки концепции, но они нуждаются в уточнении, потому что прошла целая эпоха, когда мы впервые составляли эту концепцию. Мы ее вынесем на обсуждение, послушаем мнение не только кинематографистов, но и музейщиков – ведь этот музей должен быть не совсем традиционным.
– Министр Владимир Мединский уже заявил, что, скорее всего, под музей приспособят какое-то уже существующее здание. Что лучше для музея: чтобы для него построили специально новое здание или лучше действительно подыскать какой-то вариант – ведь тогда будет больше определенности и со сроками, а во-вторых, музей наверняка окажется в центре Москвы, а не где-то на задворках?
– Думаю, что необходимо и то, и другое. Можно для одних функций музея найти старое здание и более-менее относительно быстро его перестроить. С другой стороны, есть вещи, которые нуждаются в индивидуальном планировании и строительстве. Не сомневаюсь, что для синематечной части музея, то есть для системы кинозалов и для временных выставок можно использовать старое помещение, лишь перестроив его под нужды музея. А вот когда дело идет о хранилище, тем более столь разных материалов, как металл в кинопроекторах, бумага эскизов, фотографии, тут должно быть специально построенное хранилище. Все эти материалы нуждаются в определенном температурном режиме, особой влажности. Наконец, для временных выставок тоже нужно предусмотреть высокотехнологичное оборудование и здание современной постройки. Все-таки наш музей – это не музей прикладного искусства XVIII века. Мы вполне допускаем, что синематечная часть может быть расположена в центре города, в старом здании, а для всего остального придется специально строить Музей кино.
У Музея кино было собственное помещение в "Киноцентре на Красной Пресне". В 2005 году его у музея отобрали. Не помогли ни заступничество мировых знаменитостей, ни десятки тысяч подписей любителей кино. С тех пор музей остается без постоянного помещения, кинопоказы происходят на разных площадках, а уникальные фонды приютил "Мосфильм".
Ваш браузер не поддерживает HTML5