Первоначальный проект реконструкции Малого театра предполагал радикальное вмешательство в одно из старейших в России театральных зданий. К примеру, часть подвальных помещений и часть первого этажа должен был занять ресторан. Не в пример Большому театру, руководство Малого воспротивилось большинству архитектурных перемен.
Здесь добились того, чтобы здание
Малого театра было максимально сохранено в неизменном виде. В частности, для хранения декораций и для производственных цехов решили ничего не пристраивать, а возвести отдельный комплекс в районе Нагатино. Малый театр часто упрекают в консерватизме, а вот художественный руководитель театра Юрий Соломин находит для этого другое слово: "Традиции – очень хорошая вещь. Мы никогда не забывали, чему учили нас старшие товарищи. Самое главное – это память. Если будем живы, театр не станет другим".
Заместитель директора компаний подрядчика "Главзарубежстрой" Вячеслав Шкуров перечисляет, что является предметом охраны на исторической сцене: "Это зрительный зал, который не подвергается абсолютно никакой реконструкции. Точнее сказать, будут выполнены все работы, связанные с изменением театральных технологий и оборудования, но на внешний облик зрительного зала это никак не повлияет. Зрители перемен не увидят. К зонам реставрации относятся также Щукинское фойе, Ермоловское фойе, входная группа, главное фойе, круглый буфет – там все элементы исторического облика будут сохранены. Наш главный принцип – бережное и уважительное отношение к самому зданию и к сотрудникам театра, стремление сберечь все то, что коллектив театра накопил".
Сравнение Малого театра с его непосредственным соседом Большим театром неизбежно. Ремонт в Большом сопровождался громкими скандалами. В частности, строители задержались там на годы дольше, чем предполагал проект, сроки открытия неоднократно переносились. Не случится ли то же самое с
Малым театром? Его директор Тамара Михайлова, отвечая на этот неудобный вопрос, подчеркивает, что в театре постарались даже на время реконструкции не надолго покидать историческую сцену: "При всем уважении к Большому театру мы его историей не занимались, поэтому мы готовы отвечать только на вопросы, которые касаются Малого театра. Мы планируем завершить реконструкцию на два года раньше намеченного срока, к 2016 году. На данный момент мы проводим, наверное, самые тяжелые и грязные работы – это укрепление фундамента. Но пока строительные работы позволяли, мы продолжали показывать спектакли. Более того, мы выпустили несколько премьер. Новый сезон начнется в филиале театра на Ордынке, однако уже 1 декабря историческая сцена откроется, по традиции, спектаклем "Горе от ума", и мы будем работать на нашей сцене до конца апреля. В этот период будет заключен еще один контракт на реконструкцию, а именно – реконструкцию уже самого здания и инженерных сетей. Следующим этапом будет непосредственно реставрация нашего зала. Всего на реконструкцию Малого театра предполагается потратить шесть с половиной миллиардов рублей".
Для Юрия Соломина здание Малого театра – не просто памятник архитектуры:
– Наша задача все сохранить, чтобы актеры выходили на сцену и помнили, что здесь играли Щепкин, Ермолова, Садовские, что здесь впервые ставили Островского. Я уже не говорю о более молодых Ильинском, Жарове, Бабочкине. Я пришел сюда 56 лет назад, – рассказывает Юрий Соломин, – и все старики тогда говорили только одно – нам, тогда совсем молодым: когда будете реставрировать, только не поднимайте крышу в зрительном зале, не убирайте ничего! Старики говорили: души улетят. Не только души тех, кто на сцену выходил, но и тех, кто в зрительный зал приходил! А ведь это и Чайковский, и Гоголь, и Пушкин, и вся профессура. Самое же главное – это сохранить коллектив. Все зависит от него, выдержит он или нет. Это не менее исторично, чем сохранение здания. Сложностей будет очень много. Слава богу, у нас есть филиал, но там только один репетиционный зал.
Здесь добились того, чтобы здание
Заместитель директора компаний подрядчика "Главзарубежстрой" Вячеслав Шкуров перечисляет, что является предметом охраны на исторической сцене: "Это зрительный зал, который не подвергается абсолютно никакой реконструкции. Точнее сказать, будут выполнены все работы, связанные с изменением театральных технологий и оборудования, но на внешний облик зрительного зала это никак не повлияет. Зрители перемен не увидят. К зонам реставрации относятся также Щукинское фойе, Ермоловское фойе, входная группа, главное фойе, круглый буфет – там все элементы исторического облика будут сохранены. Наш главный принцип – бережное и уважительное отношение к самому зданию и к сотрудникам театра, стремление сберечь все то, что коллектив театра накопил".
Сравнение Малого театра с его непосредственным соседом Большим театром неизбежно. Ремонт в Большом сопровождался громкими скандалами. В частности, строители задержались там на годы дольше, чем предполагал проект, сроки открытия неоднократно переносились. Не случится ли то же самое с
– Наша задача все сохранить, чтобы актеры выходили на сцену и помнили, что здесь играли Щепкин, Ермолова, Садовские, что здесь впервые ставили Островского. Я уже не говорю о более молодых Ильинском, Жарове, Бабочкине. Я пришел сюда 56 лет назад, – рассказывает Юрий Соломин, – и все старики тогда говорили только одно – нам, тогда совсем молодым: когда будете реставрировать, только не поднимайте крышу в зрительном зале, не убирайте ничего! Старики говорили: души улетят. Не только души тех, кто на сцену выходил, но и тех, кто в зрительный зал приходил! А ведь это и Чайковский, и Гоголь, и Пушкин, и вся профессура. Самое же главное – это сохранить коллектив. Все зависит от него, выдержит он или нет. Это не менее исторично, чем сохранение здания. Сложностей будет очень много. Слава богу, у нас есть филиал, но там только один репетиционный зал.