В лондонском Королевском оперном театре Ковент-Гарден начались трехнедельные гастроли балетной труппы Большого театра, приуроченные к 50-й годовщине первого ее визита в британскую столицу по приглашению знаменитого импрессарио Виктора Хочхаузера. Гастроли продлятся по 17 августа. Выступления проходят в непростой для балетной труппы обстановке: сменились и директор театра, и художественный руководитель труппы, поговаривают о кризисе в балетном коллективе.
Эти гастроли русского балета – центральное событие лондонского летнего сезона. Британская пресса много пишет о Большом, и практически все статьи на эту тему начинаются с рассказов о конфликтах и скандалах в балетной
труппе, об увольнении директора театра Анатолия Иксанова, нападении на бывшего худрука труппы Сергея Филина, увольнении ведущего танцовщика Николая Цискаридзе и о сотрясающих коллектив интригах. Правда, новоназначенный директор Большого театра Владимир Урин заявил в Лондоне, что "все это в прошлом", а прима-балерина Мария Александрова уверенно сообщила Радио Свобода: переживаемый труппой кризис никак не отразился на качестве балетных постановок. Тем не менее британские балетоманы, осаждающие сейчас театр Ковент-Гарден, полны сомнений, страхов и неуверенности, которые способны развеять лишь привезенные в Лондон пять балетов.
Британский балетный критик Джеффри Тэйлор считает, что кризис балетной труппы вызван прежде всего безответственной амбициозностью членов труппы и неспособностью дирекции ее обуздать:
– Труппа Большого театра так велика, в ней такое количество рвущихся к авансцене индивидуальностей, что создается впечатление: мало кто из артистов понимает, что Большой театр в целом имеет более важное значение, чем амбиции работающих в нем личностей. Здесь нужна чья-то сильная воля со стороны, чтобы заставить более чем двести человек это осознать и принять. Это важнейшая проблема Большого театра, которая позволит ему выйти из психологического кризиса. Однако не думаю, что этот кризис как-то сказался на художественном качестве балетных спектаклей. Репутация балетной труппы Большого по-прежнему очень высока и общепризнана. Но театр нуждается в директоре, способном вывести его из конфликтной ситуации. Нужно учитывать, что балетная труппа – невероятно конкурентная среда, в которой происходят непрерывные битвы за ведущие роли, за солирование, за участие в популярных спектаклях.
Лондонские гастроли начались с апробированного во многих странах "Лебединого озера" Чайковского в постановке Юрия Григоровича. Будут показаны также "Баядерка" Людвига Минкуса в традиционной постановке Мариуса Петипа, "Спящая красавица" Петра Чайковского в обновленной версии Григоровича, "Пламя Парижа" Бориса Асафьева в постановке Алексея Ратманского. Британской премьерой станет трехчастный балет "Драгоценности" в постановке Джорджа Баланчина на музыку трех композиторов: Габриэля Форе ("Изумруды"), Игоря Стравинского ("Рубины") и Чайковского ("Бриллианты"). Бросается в глаза, что Большой театр год за годом – начиная с 1986-го – привозит в Лондон ту же обойму традиционной классики, и лишь один спектакль ("Драгоценности") англичане увидят впервые. Пресс-секретарь Большого театра Катерина Новикова вину за это переносит на продюсерскую фирму "Виктор Хочхаузер":
– Наши гастроли знаменуют 50-летнее сотрудничество Большого с замечательными пропагандистами русского искусства в Англии Виктором и Лилиан Хочхаузерами. Это они нас привозят в Лондон. Гастрольный репертуар мы всегда обсуждаем с ними. Лилиан в недавнем интервью сказала, что Большой театр знаменит прежде всего своей классикой и если русские ее не привезут, то английский зритель будет разочарован. Поэтому, с одной стороны, мы привезли три классических балета, но, с другой, все они идут в обновленной постановке Григоровича. Эти балеты – практически его авторские работы, там мало что осталось от постановок Петипа. Кроме того, мы привезли балет "Пламя Парижа", созданный Асафьевым к 15-летию советской власти. Это восстановленный балет, его практически заново поставил Алексей Ратманский. От старой постановки там осталось минут 15-20. Мы пригласили солировать в "Пламени" ушедших в прошлом году из театра Наталью Осипову и Ивана Васильева. Ратманский ставил этот балет, имея в виду именно этот дуэт. Кстати, Осипову недавно приняли в труппу британского Королевского балета. Ну, а привезенные нами "Драгоценности" в постановке Баланчина – это классика ХХ века. Так что классику мы старались или обновить, или соединить с современными постановками.
Балетный критик Джеффри Тэйлор также считает, что балет Большого успешно сочетает традицию и новаторство, а нездоровая атмосфера в труппе не сказывается на творческой стороне спектаклей.
– Я бы отметил одно важное достоинство репертуарной политики балета Большого театра: успешное сочетание традиций и новаторства. Сейчас балетные труппы во всем мире стремятся к современному репертуару, рассчитанному на новую, молодежную аудиторию. Везде, как и в Большом, идут спектакли в постановке Уэйна Макгрегора и Алексея Ратманского. К сожалению, в Британии балетная традиция не сохраняется, но в Большом ее любят и хранят, и при этом его труппа открыта новым веяниям. Я уже не говорю о фантастической технике танцовщиков – таких пируэтных прыжков нигде не увидишь. Нездоровая атмосфера в труппе, похоже, преодолевается, ее спектакли по-прежнему поражают творческой мощью.
Кризисная ситуация, сложившаяся в балетной труппе Большого, вовсе не уникальна; я бы не назвал ее специфически российской. Во многих балетных театрах Европы и Америки время от времени возникают сходные конфликты. Это во многом обусловлено психологической спецификой балетных артистов. Единственно, что отличает балетную труппу Большого от других балетных трупп, – это ее величина, и это еще один катализатор конфликтной ситуации. Труппой, в которой более двухсот человек, крайне трудно управлять, и еще труднее контролировать атмосферу в коллективе. Например, в британском Королевском балете 68 артистов, и это крупнейшая не только балетная, но и театральная труппа страны. Чтобы справиться с двумя сотнями амбициозных балетных артистов, нужна железная воля и выдающиеся дипломатические способности. Впрочем, не все так печально. Если сравнивать труппу Большого с другими гастролировавшими в Лондоне иностранными балетными труппами, то могу сказать: не было ни одного балетного коллектива, даже близко сравнимого с Большим, и это при всех происходящих сейчас в нем внутренних конфликтах.
Первые гастроли балетной труппы Большого театра в Лондоне состоялись в 1956 году. Тогда в Лондоне танцевала Галина Уланова. Сейчас британские балетные критики с ностальгией вспоминают балет советской эпохи, соединявший "имперский классицизм" с бравурными пропагандистскими постановками, но отдают предпочтение современной труппе Большого, считая, что ее искусство более разнообразно и менее предсказуемо.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
Эти гастроли русского балета – центральное событие лондонского летнего сезона. Британская пресса много пишет о Большом, и практически все статьи на эту тему начинаются с рассказов о конфликтах и скандалах в балетной
Британский балетный критик Джеффри Тэйлор считает, что кризис балетной труппы вызван прежде всего безответственной амбициозностью членов труппы и неспособностью дирекции ее обуздать:
– Труппа Большого театра так велика, в ней такое количество рвущихся к авансцене индивидуальностей, что создается впечатление: мало кто из артистов понимает, что Большой театр в целом имеет более важное значение, чем амбиции работающих в нем личностей. Здесь нужна чья-то сильная воля со стороны, чтобы заставить более чем двести человек это осознать и принять. Это важнейшая проблема Большого театра, которая позволит ему выйти из психологического кризиса. Однако не думаю, что этот кризис как-то сказался на художественном качестве балетных спектаклей. Репутация балетной труппы Большого по-прежнему очень высока и общепризнана. Но театр нуждается в директоре, способном вывести его из конфликтной ситуации. Нужно учитывать, что балетная труппа – невероятно конкурентная среда, в которой происходят непрерывные битвы за ведущие роли, за солирование, за участие в популярных спектаклях.
Лондонские гастроли начались с апробированного во многих странах "Лебединого озера" Чайковского в постановке Юрия Григоровича. Будут показаны также "Баядерка" Людвига Минкуса в традиционной постановке Мариуса Петипа, "Спящая красавица" Петра Чайковского в обновленной версии Григоровича, "Пламя Парижа" Бориса Асафьева в постановке Алексея Ратманского. Британской премьерой станет трехчастный балет "Драгоценности" в постановке Джорджа Баланчина на музыку трех композиторов: Габриэля Форе ("Изумруды"), Игоря Стравинского ("Рубины") и Чайковского ("Бриллианты"). Бросается в глаза, что Большой театр год за годом – начиная с 1986-го – привозит в Лондон ту же обойму традиционной классики, и лишь один спектакль ("Драгоценности") англичане увидят впервые. Пресс-секретарь Большого театра Катерина Новикова вину за это переносит на продюсерскую фирму "Виктор Хочхаузер":
– Наши гастроли знаменуют 50-летнее сотрудничество Большого с замечательными пропагандистами русского искусства в Англии Виктором и Лилиан Хочхаузерами. Это они нас привозят в Лондон. Гастрольный репертуар мы всегда обсуждаем с ними. Лилиан в недавнем интервью сказала, что Большой театр знаменит прежде всего своей классикой и если русские ее не привезут, то английский зритель будет разочарован. Поэтому, с одной стороны, мы привезли три классических балета, но, с другой, все они идут в обновленной постановке Григоровича. Эти балеты – практически его авторские работы, там мало что осталось от постановок Петипа. Кроме того, мы привезли балет "Пламя Парижа", созданный Асафьевым к 15-летию советской власти. Это восстановленный балет, его практически заново поставил Алексей Ратманский. От старой постановки там осталось минут 15-20. Мы пригласили солировать в "Пламени" ушедших в прошлом году из театра Наталью Осипову и Ивана Васильева. Ратманский ставил этот балет, имея в виду именно этот дуэт. Кстати, Осипову недавно приняли в труппу британского Королевского балета. Ну, а привезенные нами "Драгоценности" в постановке Баланчина – это классика ХХ века. Так что классику мы старались или обновить, или соединить с современными постановками.
Балетный критик Джеффри Тэйлор также считает, что балет Большого успешно сочетает традицию и новаторство, а нездоровая атмосфера в труппе не сказывается на творческой стороне спектаклей.
– Я бы отметил одно важное достоинство репертуарной политики балета Большого театра: успешное сочетание традиций и новаторства. Сейчас балетные труппы во всем мире стремятся к современному репертуару, рассчитанному на новую, молодежную аудиторию. Везде, как и в Большом, идут спектакли в постановке Уэйна Макгрегора и Алексея Ратманского. К сожалению, в Британии балетная традиция не сохраняется, но в Большом ее любят и хранят, и при этом его труппа открыта новым веяниям. Я уже не говорю о фантастической технике танцовщиков – таких пируэтных прыжков нигде не увидишь. Нездоровая атмосфера в труппе, похоже, преодолевается, ее спектакли по-прежнему поражают творческой мощью.
Кризисная ситуация, сложившаяся в балетной труппе Большого, вовсе не уникальна; я бы не назвал ее специфически российской
Первые гастроли балетной труппы Большого театра в Лондоне состоялись в 1956 году. Тогда в Лондоне танцевала Галина Уланова. Сейчас британские балетные критики с ностальгией вспоминают балет советской эпохи, соединявший "имперский классицизм" с бравурными пропагандистскими постановками, но отдают предпочтение современной труппе Большого, считая, что ее искусство более разнообразно и менее предсказуемо.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"