Все причастные к судьбе Дома архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке единодушны: шедевр русского авангарда должен стать музеем. В течение многих лет об этом говорят и потомки создателя дома, и сотрудники Музея архитектуры. Проблема в том, что у каждой стороны разные представления о том, каким именно должен быть музей, и никто ни о чем не может договориться. Тем временем здание, вошедшее во все учебники архитектуры, продолжает разрушаться.
Не надо быть специалистом, чтобы заподозрить: для фундаментов Дома Мельникова ведущееся неподалеку строительство – серьезное испытание. Всего одно здание отделяет его от огромного котлована, куда уже вбиты сваи. Внучка Константина Мельникова Елена Мельникова сообщает, что и раньше дом подвергался губительным воздействиям:
– Первый огромный ущерб был нанесен реставрацией, которая проводилась с 1989 по 2001 год. Второе, жуткий ущерб был нанесен строительством домов рядом, которые сейчас уже эксплуатируются. И что самое страшное, в зоне дома – карст глубиной 32-33 метра, все это на карстовых грунтах стоит. При карсте нельзя допускать никаких вибраций, а у новостроек – двухэтажный подземный гараж. Когда концентрация выхлопных газов доходит до определенной степени, автоматически включаются вентиляторы и дается очень серьезная осадка на грунты. Теперь – новая напасть. Как они сейчас копают котлован этот, страшно сказать, это слишком маленькое расстояние, чтобы не было влияния на дом. Так что с двух сторон может пойти разрушение. Причем дом могут уничтожить просто в секунду. Сам дом в жутком состоянии, потому что при неудачной реставрации сначала сделали неправильно дренаж, намочили все грунты, а потом они дренаж залили суглинком, больше глиной. В результате фундаменты не просыхают, грибок появился. С правой стороны от главного фасада всякий может увидеть трещину с грибком, она уже сейчас дошла выше перекрытия на первом этаже. Это означает, что, возможно, уже поражены опорные узлы перекрытия, что, в общем-то, катастрофа. Это значит, что уже надо менять перекрытия. Перекрытия заднего цилиндра были переломаны при реставрации. Они изменили авторские конструкции. В результате того, что они сделали в ванной комнате, пол сгнил в течение одного года после того, как они это, с позволения сказать, "отреставрировали".
– Предположим, будет проведена настоящая научная реставрация дома и он окажется в идеальном состоянии. Будем надеяться, что это когда-нибудь произойдет. Как бы вы хотели видеть его дальнейшую жизнь? Чтобы там был музей или чтобы там по-прежнему жили члены вашей семьи?
– Я бы предпочла, чтобы это был мемориальный музей моего деда и отца. Безусловно, члены семьи могут туда приходить, но ни в коем случае они не должны там жить. Все предметы интерьера, все картины и чертежи должны остаться на тех же самых местах. Но не так, как сейчас это стоит, а так, как это стояло при дедушке. Потому что после смерти папы Катя изменила по своему усмотрению мемориальную обстановку. Она передвинула, перенесла какую-то мебель.
"Катя" – это сестра Елены Мельниковой Екатерина Каринская, которая заявляет, что в одиночку спасает и поддерживает дом собственными руками и не допускает в него тех, кто, по ее мнению, преследует неблаговидные цели.
В настоящий момент у Дома Мельникова два владельца. Половина принадлежит государству в лице Музея архитектуры. Половина – Каринской. Сейчас она – единственный обитатель памятника архитектуры. Это очень деликатная семейная история. Сестры ведут давнюю судебную тяжбу за наследство. Все заявляют, что озабочены судьбой Дома Мельникова, но пока юридическая сторона дела не будет урегулирована, ни к каким реставрационным работам и созданию мемориального музея приступить нельзя. В Музее архитектуры сделали очередную попытку решить проблему. Здесь провели благотворительный конкурс на концепцию музея "Дом Мельникова". Эти проекты сейчас можно увидеть на выставке.
На фотографиях дом, который Константин Мельников построил для себя и своей семьи, кажется монументальным: две врезанные друг в друга цилиндрические башни со знаменитыми окнами – сотами. На самом деле, и здание совсем невелико, и внутренний дворик у него небольшой. Все это приходилось учитывать участникам конкурса. Победил проект под названием "Музейные тапки", где предполагалось, что ничего убирать и добавлять не надо. Уникальный дом вместе со всеми предметами интерьера и в том виде, в каком он дошел до наших дней, ценен сам по себе; для того чтобы творение Константина Мельникова, согласно завещанию его сына Виктора Константиновича, наконец стал музеем, достаточно выдавать посетителям специальные тапки. Другие предложения более радикальные. Полностью ни один проект Елене Мельниковой не понравился, но отдельные идеи она признает дельными:
– В одном из проектов планировка первого этажа показана та же самая, которая была при жизни дедушки. Но при этом предлагалось застроить всю заднюю часть участка, и дом пропадал.
– То есть он не просто попадал в другую архитектурную среду, но и даже его не со всех точек теперь можно было бы рассмотреть?
– Именно так. Они большую часть участка застраивали, но это все равно мало что дало бы – там не хватит площадей ни для экспозиции, ни для хранилища. Как они мне объяснили, зато можно будет подняться на крышу этого здания, оно двухэтажное, и с нее смотреть. Я считаю, что вообще должен быть восстановлен как сам дом, так и участок, где планировка у дедушки тоже своя была, определенная, и хотелось бы, чтобы все-таки это все было восстановлено, и восстановлено именно в тех кустах, деревьях и так далее. И я предполагаю, что где-то, может быть, даже и остались его чертежи этого участка, по крайней мере, в моей памяти они пока еще есть и их можно восстановить.
Что же до наполнения музея, там более чем достаточно! Там на стенах висели картины, проекты, там даже и нет места для какой-то дополнительной экспозиции. Безусловно, то, что висело на стенах, там и должно на тех же местах висеть. И ни в коем случае никаких дополнений или, наоборот, убирать какие-то картины – недопустимо, – считает Елена Мельникова.
Тем временем на сайте Музея архитектуры появился призыв сберечь мемориальную обстановку будущего музея "Дом Мельникова": "В связи с информацией о готовящемся выносе из Дома Мельникова работ художника В.К. Мельникова, являющихся неотъемлемой частью мемориальной обстановки Дома, Е.В. Каринской, как исполнительнице завещания В.К. Мельникова, Музеем архитектуры была направлена телеграмма о неприемлемости подобных действий. Согласно завещанию В.К. Мельникова от 3 августа 2005 года, все завещанное им имущество – дом-мастерская, творческое наследие Константина Степановича и Виктора Константиновича Мельниковых, предметы мемориальной обстановки – переходит в федеральную собственность и передается на праве оперативного управления учрежденному Государственному музею отца и сына Мельниковых".
Не надо быть специалистом, чтобы заподозрить: для фундаментов Дома Мельникова ведущееся неподалеку строительство – серьезное испытание. Всего одно здание отделяет его от огромного котлована, куда уже вбиты сваи. Внучка Константина Мельникова Елена Мельникова сообщает, что и раньше дом подвергался губительным воздействиям:
– Первый огромный ущерб был нанесен реставрацией, которая проводилась с 1989 по 2001 год. Второе, жуткий ущерб был нанесен строительством домов рядом, которые сейчас уже эксплуатируются. И что самое страшное, в зоне дома – карст глубиной 32-33 метра, все это на карстовых грунтах стоит. При карсте нельзя допускать никаких вибраций, а у новостроек – двухэтажный подземный гараж. Когда концентрация выхлопных газов доходит до определенной степени, автоматически включаются вентиляторы и дается очень серьезная осадка на грунты. Теперь – новая напасть. Как они сейчас копают котлован этот, страшно сказать, это слишком маленькое расстояние, чтобы не было влияния на дом. Так что с двух сторон может пойти разрушение. Причем дом могут уничтожить просто в секунду. Сам дом в жутком состоянии, потому что при неудачной реставрации сначала сделали неправильно дренаж, намочили все грунты, а потом они дренаж залили суглинком, больше глиной. В результате фундаменты не просыхают, грибок появился. С правой стороны от главного фасада всякий может увидеть трещину с грибком, она уже сейчас дошла выше перекрытия на первом этаже. Это означает, что, возможно, уже поражены опорные узлы перекрытия, что, в общем-то, катастрофа. Это значит, что уже надо менять перекрытия. Перекрытия заднего цилиндра были переломаны при реставрации. Они изменили авторские конструкции. В результате того, что они сделали в ванной комнате, пол сгнил в течение одного года после того, как они это, с позволения сказать, "отреставрировали".
– Предположим, будет проведена настоящая научная реставрация дома и он окажется в идеальном состоянии. Будем надеяться, что это когда-нибудь произойдет. Как бы вы хотели видеть его дальнейшую жизнь? Чтобы там был музей или чтобы там по-прежнему жили члены вашей семьи?
– Я бы предпочла, чтобы это был мемориальный музей моего деда и отца. Безусловно, члены семьи могут туда приходить, но ни в коем случае они не должны там жить. Все предметы интерьера, все картины и чертежи должны остаться на тех же самых местах. Но не так, как сейчас это стоит, а так, как это стояло при дедушке. Потому что после смерти папы Катя изменила по своему усмотрению мемориальную обстановку. Она передвинула, перенесла какую-то мебель.
"Катя" – это сестра Елены Мельниковой Екатерина Каринская, которая заявляет, что в одиночку спасает и поддерживает дом собственными руками и не допускает в него тех, кто, по ее мнению, преследует неблаговидные цели.
В настоящий момент у Дома Мельникова два владельца. Половина принадлежит государству в лице Музея архитектуры. Половина – Каринской. Сейчас она – единственный обитатель памятника архитектуры. Это очень деликатная семейная история. Сестры ведут давнюю судебную тяжбу за наследство. Все заявляют, что озабочены судьбой Дома Мельникова, но пока юридическая сторона дела не будет урегулирована, ни к каким реставрационным работам и созданию мемориального музея приступить нельзя. В Музее архитектуры сделали очередную попытку решить проблему. Здесь провели благотворительный конкурс на концепцию музея "Дом Мельникова". Эти проекты сейчас можно увидеть на выставке.
На фотографиях дом, который Константин Мельников построил для себя и своей семьи, кажется монументальным: две врезанные друг в друга цилиндрические башни со знаменитыми окнами – сотами. На самом деле, и здание совсем невелико, и внутренний дворик у него небольшой. Все это приходилось учитывать участникам конкурса. Победил проект под названием "Музейные тапки", где предполагалось, что ничего убирать и добавлять не надо. Уникальный дом вместе со всеми предметами интерьера и в том виде, в каком он дошел до наших дней, ценен сам по себе; для того чтобы творение Константина Мельникова, согласно завещанию его сына Виктора Константиновича, наконец стал музеем, достаточно выдавать посетителям специальные тапки. Другие предложения более радикальные. Полностью ни один проект Елене Мельниковой не понравился, но отдельные идеи она признает дельными:
– В одном из проектов планировка первого этажа показана та же самая, которая была при жизни дедушки. Но при этом предлагалось застроить всю заднюю часть участка, и дом пропадал.
– То есть он не просто попадал в другую архитектурную среду, но и даже его не со всех точек теперь можно было бы рассмотреть?
– Именно так. Они большую часть участка застраивали, но это все равно мало что дало бы – там не хватит площадей ни для экспозиции, ни для хранилища. Как они мне объяснили, зато можно будет подняться на крышу этого здания, оно двухэтажное, и с нее смотреть. Я считаю, что вообще должен быть восстановлен как сам дом, так и участок, где планировка у дедушки тоже своя была, определенная, и хотелось бы, чтобы все-таки это все было восстановлено, и восстановлено именно в тех кустах, деревьях и так далее. И я предполагаю, что где-то, может быть, даже и остались его чертежи этого участка, по крайней мере, в моей памяти они пока еще есть и их можно восстановить.
Что же до наполнения музея, там более чем достаточно! Там на стенах висели картины, проекты, там даже и нет места для какой-то дополнительной экспозиции. Безусловно, то, что висело на стенах, там и должно на тех же местах висеть. И ни в коем случае никаких дополнений или, наоборот, убирать какие-то картины – недопустимо, – считает Елена Мельникова.
Тем временем на сайте Музея архитектуры появился призыв сберечь мемориальную обстановку будущего музея "Дом Мельникова": "В связи с информацией о готовящемся выносе из Дома Мельникова работ художника В.К. Мельникова, являющихся неотъемлемой частью мемориальной обстановки Дома, Е.В. Каринской, как исполнительнице завещания В.К. Мельникова, Музеем архитектуры была направлена телеграмма о неприемлемости подобных действий. Согласно завещанию В.К. Мельникова от 3 августа 2005 года, все завещанное им имущество – дом-мастерская, творческое наследие Константина Степановича и Виктора Константиновича Мельниковых, предметы мемориальной обстановки – переходит в федеральную собственность и передается на праве оперативного управления учрежденному Государственному музею отца и сына Мельниковых".