Преображение Александровского сада в центре Москвы будет завершено к концу года, когда в этом парке изменят режим подсветки, а также упорядочат целый набор монументов истории. Могила неизвестного солдата соседствует теперь не только с гротом "Руины" дизайна императора Александра I, но и с памятником патриарху Гермогену. Ко всему этому прибавится обелиск 300-летия дома Романовых, возможно, переживающий в эти месяцы обратное перерождение из советского "Памятника выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся".
Уж сколько лет прошло, а до сих пор жаль чугунную ограду Александровского сада. Она не просто отделяла узкую полоску зеленых насаждений у Кремлевской стены от Манежной площади, не просто организовывала пространство, но и придавала парку стилистическую завершенность. Хотя здесь сохранилась утеха старины в виде декоративного псевдоразрушенного грота "Руины", это все же было строгое и торжественное место. В первую очередь, из-за мемориала "Могила неизвестного солдата". Александровский сад, разбитый по приказу императора после московского пожара 1812 года, отличался строгостью и в любые времена – и в царские, и в советские, поскольку нес приличную идеологическую нагрузку. Нравы изменились вместе с демонтажем ограды, на месте которой возникли лубочные бронзовые творения Зураба Церетели. Границы сада оказались размытыми. Работы любимого скульптора Юрия Лужкова, как считают эксперты, сместили пространственные акценты ансамбля Манежной площади и Александровского сада и содержательно стали доминировать над Вечным огнем.
Следующее преображение произошло минувшей весной. На центральной аллее сада по инициативе Русской православной церкви установлен памятник патриарху Гермогену, сыгравшему заметную роль в организации народного сопротивления во времена "русской смуты" и конфликта Московии с Польшей в начале XVII века. Крест священнослужителя – фигуративный монумент выполнен в помпезной манере – вознесся выше
скульптур героев народных сказок. Патриарх шагнул навстречу подземному торжищу Манежки. По большому счету, говорят искусствоведы, новая работа Салавата Щербакова в диссонанс с идеями Церетели не вступает. Во-первых, монумент столь же не пластичен. Во-вторых, следует учесть, что фигуру патриарха Гермогена установили на одной оси с обелиском, который до недавней поры напоминал о социалистах-мыслителях. Теперь на грани этого монумента к празднику 4 ноября решено, как предполагают, но что точно неизвестно, возвратить имена всех русских царей и цариц династии Романовых. Этот обелиск впервые был установлен в "монархическом" виде в 1914 году, к трехсотлетию царственного дома, но поменял идеологический характер в 1918-м и через полвека был перенесен в другой уголок. Этим, в частности, объяснили его нынешний мгновенный и скрытый от общественности демонтаж: монумент, якобы установленный с профессиональными ошибками, накренился и нуждался в ремонте.
Почему судьба романовско-революционного обелиска остается непроясненной, РС рассказывает активист движения "Архнадзор" Никита Иноземцев:
– Облик Александровского сада должен быть максимально аутентичен. Вот суть ситуации с реставрацией обелиска: памятник должен быть после реставрации возвращен на ту площадку, где он и располагался ранее. Ходят слухи о том, что памятник может изменить свой вид, что новый памятник может быть воздвигнут из новых материалов, гранита, взятого якобы из того же самого карьера, что гранит, который использовался при создании стелы в честь 300-летия Романовых. Мы считаем, что стела должна сохранить облик, который она имела по состоянию на 1918 год. Мы выступаем против того, чтобы подлинные памятники заменялись новоделами.
– Памятник потихонечку демонтировали, увезли, и что с ним делают, мало кому известно. Вот вернут его в сад 4 ноября – там будут высечены имена российских императоров и царей...
– В официальных заявлениях нет данных о том, чьи имена будут высечены на гранях монумента. Что касается возвращения императорских имен, то речь, насколько известно, идет исключительно об инициативе фонда "Возвращение" (он как-то соотносит себя с Министерством культуры). Реставрацией обелиска занимается фирма "Асфальтстрой", не имеющая на проведение таких работ лицензии. Мы взаимодействуем с депутатами Государственной Думы и пытаемся получить доступ к документам, связанным с утвержденной Министерством культуры концепции реставрации. Главная задача – предотвратить утрату исторического памятника, который был демонтирован под предлогом реставрации.
Нас возмущает тот факт еще, что нельзя заранее узнать о планах по реставрации подобного памятника. Когда начался демонтаж обелиска, на стройплощадке не появилось никаких информационных щитов о том, что происходит. Просто происходил процесс, который любому прохожему мог показаться самовольным демонтажем. В связи с этим я провел там одиночное пикетирование, прямо в Александровском саду, напротив стройплощадки, хотя, в принципе, в этом парке запрещены любые подобные мероприятия. Мне удалось пройти на территорию стройплощадки и узнать, кто этим занимается.
– Облик Александровского сада меняется: будет новое освещение к концу года, появился памятник патриарху Гермогену, розарий, там что-то копают у Кутафьей башни...
– Нас очень сильно беспокоит новое строительство в Александровском саду. Насколько удалось выяснить, строятся новые кассовые павильоны Московского Кремля. К Кутафьей башне уже пристроены дополнительные павильоны, которые выполнены в стилистике современной архитектуры, которая абсолютно не гармонирует с архитектурным парковым пространством, – считает общественный активист Никита Иноземцев.
Кто руководит изменениями в Александровском саду? На этот вопрос РС отвечает координатор движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин.
– Александровский сад – вотчина Управлениям делами президента России. Создается ощущение, что на территории Кремля, Красной площади, Александровского сада мэрия Москвы вовсе не властна. Здесь есть, конечно, более общий вопрос: почему открытость и доступность главной площади страны и города, Красной, которая является узлом туристических путей, зависит от планов и настроений Управлениями делами? Почему только они знают, когда там
будет залит каток, когда там будут петь оперу, когда там будут насыпать горку для мотоциклетных соревнований, а когда мы сможем там прогуляться? Поразительно, что такая площадь находится в положении режимной. Подобная ситуация и в Александровском саду: Управление делами не считает нужным ставить кого бы то ни было в известность о своих планах. В стиле "блиц" за одну ночь в парке исчезают деревья, исчезает старинный фонтан, исчезает за несколько дней знаменитый обелиск, и потом задним числом нам рассказывают, с кем это согласовано, и непонятно, согласовано ли вообще. Управление делами считает, что оно не должно вступать в отношения с ЮНЕСКО - эта организация регламентирует международные параметры охранных зон исторических памятников, каковым считается Московский Кремль. Вокруг Кремля специальная буферная зона ЮНЕСКО не сформирована, поскольку есть разногласия в терминологии, и мы считаем, что охранная зона Кремля и есть буферная зона ЮНЕСКО. Нам говорят, что согласование с ЮНЕСКО – это дело Министерства культуры, которое, собственно, и выдает Управлению делами свои визы, в частности, на ландшафтные изменения в Александровском саду. Но вообще в прологе этой истории было разрушение части Александровского сада Лужковым, то есть городской властью – когда создавался бездарный комплекс Манежной площади, когда уничтожена часть ампирной ограды Александровского сада, а напротив Могилы неизвестного солдата возник бестиарий Зураба Церетели. А в пределах ограды самочинно властвует Управлением делами.
– И никакая общественная экспертиза, никакие архитекторы не имеют возможности вмешаться в ситуацию?
– Все зависит, конечно, от уровня общественного шума. Управление делами – учреждение режимное, не привыкшее к гласности. Чем громче мы заявим о том, что это территория города (а это действительно городское пространство), тем больше шансов, что в будущем такое не повторится. Вот я сейчас здесь нахожусь, на Манежной площади, и вижу людей, лежащих и сидящих на газонах. Возникает иллюзия, что это действительно общественное пространство, открытая площадка. Но в действительности ее режим, ее облик целиком зависит от режимных учреждений, – говорит Рустам Рахматуллин.
Александровский сад возвращает центр Москвы к формуле "Самодержавие – православие – народность", в ее современном изводе: царский обелиск, памятник иерарху церкви, мемориал героям Великой Отечественной войны. Часть парка превращена в розарий, у Кутафьей башни продолжаются работы, призванные облагородить территорию, – они, кстати, проводятся без археологической экспертизы. Московские власти обещают к осени установить в Александровском саду 275 фонарей, стилизованных под начало XIX века, и еще 375 прожекторов – все это будет освещать прикремлевский парк в ночное время торжественным сиянием.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
Уж сколько лет прошло, а до сих пор жаль чугунную ограду Александровского сада. Она не просто отделяла узкую полоску зеленых насаждений у Кремлевской стены от Манежной площади, не просто организовывала пространство, но и придавала парку стилистическую завершенность. Хотя здесь сохранилась утеха старины в виде декоративного псевдоразрушенного грота "Руины", это все же было строгое и торжественное место. В первую очередь, из-за мемориала "Могила неизвестного солдата". Александровский сад, разбитый по приказу императора после московского пожара 1812 года, отличался строгостью и в любые времена – и в царские, и в советские, поскольку нес приличную идеологическую нагрузку. Нравы изменились вместе с демонтажем ограды, на месте которой возникли лубочные бронзовые творения Зураба Церетели. Границы сада оказались размытыми. Работы любимого скульптора Юрия Лужкова, как считают эксперты, сместили пространственные акценты ансамбля Манежной площади и Александровского сада и содержательно стали доминировать над Вечным огнем.
Следующее преображение произошло минувшей весной. На центральной аллее сада по инициативе Русской православной церкви установлен памятник патриарху Гермогену, сыгравшему заметную роль в организации народного сопротивления во времена "русской смуты" и конфликта Московии с Польшей в начале XVII века. Крест священнослужителя – фигуративный монумент выполнен в помпезной манере – вознесся выше
Почему судьба романовско-революционного обелиска остается непроясненной, РС рассказывает активист движения "Архнадзор" Никита Иноземцев:
– Облик Александровского сада должен быть максимально аутентичен. Вот суть ситуации с реставрацией обелиска: памятник должен быть после реставрации возвращен на ту площадку, где он и располагался ранее. Ходят слухи о том, что памятник может изменить свой вид, что новый памятник может быть воздвигнут из новых материалов, гранита, взятого якобы из того же самого карьера, что гранит, который использовался при создании стелы в честь 300-летия Романовых. Мы считаем, что стела должна сохранить облик, который она имела по состоянию на 1918 год. Мы выступаем против того, чтобы подлинные памятники заменялись новоделами.
– Памятник потихонечку демонтировали, увезли, и что с ним делают, мало кому известно. Вот вернут его в сад 4 ноября – там будут высечены имена российских императоров и царей...
– В официальных заявлениях нет данных о том, чьи имена будут высечены на гранях монумента. Что касается возвращения императорских имен, то речь, насколько известно, идет исключительно об инициативе фонда "Возвращение" (он как-то соотносит себя с Министерством культуры). Реставрацией обелиска занимается фирма "Асфальтстрой", не имеющая на проведение таких работ лицензии. Мы взаимодействуем с депутатами Государственной Думы и пытаемся получить доступ к документам, связанным с утвержденной Министерством культуры концепции реставрации. Главная задача – предотвратить утрату исторического памятника, который был демонтирован под предлогом реставрации.
Нас возмущает тот факт еще, что нельзя заранее узнать о планах по реставрации подобного памятника. Когда начался демонтаж обелиска, на стройплощадке не появилось никаких информационных щитов о том, что происходит. Просто происходил процесс, который любому прохожему мог показаться самовольным демонтажем. В связи с этим я провел там одиночное пикетирование, прямо в Александровском саду, напротив стройплощадки, хотя, в принципе, в этом парке запрещены любые подобные мероприятия. Мне удалось пройти на территорию стройплощадки и узнать, кто этим занимается.
– Облик Александровского сада меняется: будет новое освещение к концу года, появился памятник патриарху Гермогену, розарий, там что-то копают у Кутафьей башни...
– Нас очень сильно беспокоит новое строительство в Александровском саду. Насколько удалось выяснить, строятся новые кассовые павильоны Московского Кремля. К Кутафьей башне уже пристроены дополнительные павильоны, которые выполнены в стилистике современной архитектуры, которая абсолютно не гармонирует с архитектурным парковым пространством, – считает общественный активист Никита Иноземцев.
Кто руководит изменениями в Александровском саду? На этот вопрос РС отвечает координатор движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин.
– Александровский сад – вотчина Управлениям делами президента России. Создается ощущение, что на территории Кремля, Красной площади, Александровского сада мэрия Москвы вовсе не властна. Здесь есть, конечно, более общий вопрос: почему открытость и доступность главной площади страны и города, Красной, которая является узлом туристических путей, зависит от планов и настроений Управлениями делами? Почему только они знают, когда там
– И никакая общественная экспертиза, никакие архитекторы не имеют возможности вмешаться в ситуацию?
Александровский сад возвращает центр Москвы к формуле "Самодержавие – православие – народность", в ее современном изводе: царский обелиск, памятник иерарху церкви, мемориал героям Великой Отечественной войны. Часть парка превращена в розарий, у Кутафьей башни продолжаются работы, призванные облагородить территорию, – они, кстати, проводятся без археологической экспертизы. Московские власти обещают к осени установить в Александровском саду 275 фонарей, стилизованных под начало XIX века, и еще 375 прожекторов – все это будет освещать прикремлевский парк в ночное время торжественным сиянием.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"