Коммерческая слежка за Политковской

Рустам Махмудов (центр), Сергей Хаджикурбанов (слева) и Лом-Али Гайтукаев (справа) – обвиняемые по делу Анны Политковской

По делу об убийстве Анны Политковской допрошен очередной секретный свидетель. Он заявил, что сотрудники Оперативно-поискового управления ГУВД Москвы подрабатывали коммерческой слежкой за Анной Политковской, а о готовящемся убийстве не знали.

На прошлой неделе адвокат обвиняемых Мурад Мусаев потребовал привлечь к суду бывших оперативников, которые вели наблюдение за Политковской. Однако, по версии обвинения, следившие за журналисткой оперативники не знали о готовящемся убийстве.

На скамье подсудимых – пять человек: Лом-Али Гайтукаев, которого следствие считает организатором убийства, трое его племянников – Рустам, Джабраил и Ибрагим Махмудовы и бывший сотрудник ГУВД Москвы Сергей Хаджикурбанов. По версии обвинения, братья Махмудовы и их дядя являются заказчиками и организаторами убийства, а сотрудник ГУВД помогал им.

Очередное заседание по делу об убийстве Анны Политковской прошло в закрытом режиме. Суд допрашивал секретного свидетеля – сотрудника силовых структур, который утверждал, что следил за Анной Политковской, поскольку Оперативно-поисковое управление МВД, оказывается, иногда подрабатывает коммерческой слежкой. Все, что удалось выяснить прессе, – фамилия секретного свидетеля – Крысаков. Подробнее рассказывает адвокат обвиняемых Мурад Мусаев:

Адвокат Мурад Мусаев


– О том, что за Анной Политковской велось наблюдение сотрудниками силовых структур, стало ясно еще в суде первой инстанции. Я не думаю, что допрашиваются те, кто действительно проводил слежку. Допрошены уже пять сотрудников, из них третий – секретно. Однако единственный криминал, который они все признают, – это то, что якобы время от времени они проводили эдакую коммерческую слежку. То есть следили за деньги за людьми. Если это правда, то, насколько мне известно, ни один из них не привлечен к уголовной ответственности. Ладно за уголовные преступления – но даже за злоупотребления должностными полномочиями. Если они в рабочее время на стороне за государственный счет зарабатывали. Нас хотят убедить в том, что случай с Политковской – банальный случай коммерческой слежки и роль Павлюченкова и его подчиненных сводится к тому, что они за небольшие деньги – 100-150 долларов в день – проследили за Политковской и передали данные о ее маршруте. На самом деле мы уверены, что это было не так. Кроме того, допрошенный свидетель сегодня сказал, что он видел огромную пачку долларов у Павлюченкова, что бы это ни значило.

– Чем мотивировали закрытость допроса свидетеля?

– Тем, что якобы есть засекреченные материалы его допросов в деле.

– А их почему засекретили?

– Захотели и засекретили. Там нет сведений, содержащих государственную тайну. Кроме того, что "я работаю в ОПУ". Если у первых опэушников мы спрашивали технологию их работы, что еще можно назвать какой-то тайной, то здесь об этом вообще речь не шла. Заседание было закрыто совершенно необоснованно, - сказал Мурад Мусаев.

Присутствовавшая в коридоре суда мать братьев Махмудовых Зулпа Махмудова возмущалась: она уверена, что с помощью секретности суд пытается показать, что происходит нечто важное, не пускать журналистов, однако на самом деле процесс в точности повторяет суд первой инстанции, когда за отсутствием убедительных доказательств вины суд присяжных оправдал Махмудовых.

В материалах дела находится допрос Дмитрия Павлюченкова, возглавлявшего в прошлом отделение 4-го отдела Оперативно-поискового управления ГУВД Москвы. Он организовал слежку за Анной Политковской, но, опять-таки, утверждает, что ни заказчиком, ни исполнителем убийства не является. Сейчас Павлюченков отбывает наказание 11 лет в колонии строгого режима за соучастие в убийстве Анны Политковской.

Повторно Павлюченкова могут не допросить, лишь огласив его письменные показания в суде, опасается адвокат Мурад Мусаев.

На судебное заседание, которое в итоге оказалось закрытым, пришел четвертый из братьев Махмудовых, Тамерлан. Его самого задерживали по подозрению в причастности к убийству вместе с Рустамом, Джабраилом и Ибрагимом, но отпустили спустя десять месяцев, после того как выяснилось, что в день убийства Тамерлан находился в Грозном, где танцевал на свадьбе, а это было заснято на видео. Тамерлан утверждает, что в ходе допросов его избивали. Но ни он, ни другие братья, которые до сих пор находятся под стражей, вины не признают. Тамерлан Махмудов делится своим мнением о следствии и процессе:

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Тамерлан Махмудов о деле Политковской


Тамерлан Махмудов недоумевает, почему образцы ДНК были взяты у всей семьи Махмудовых, чтобы сравнить их с найденными на оружии, но не взяты, например, у Дмитрия Павлюченкова.

Дмитрий Павлюченков ранее дал показания, что чеченцы, причастные к организации убийства Политковской, могли быть замешаны еще в убийстве журналиста Пола Хлебникова.

Между тем потерпевшие – дети Анны Политковской – еще в самом начале отказались участвовать в процессе, считая его незаконным, поскольку им не дали возможность участвовать в отборе коллегии присяжных.

Обозреватель "Новой газеты" Анна Политковская была убита в октябре 2006 года в подъезде дома в Москве. 19 февраля 2009 года коллегия присяжных единогласно оправдала братьев Ибрагима и Джабраила Махмудовых по делу об убийстве, сочтя, что следствию не удалось доказать их причастность к преступлению. Обвиняемые были отпущены из зала суда.

Дети Анны Политковской заявляли, что согласны с оправдательным приговором.
По заявлению заместителя главного редактора "новой газеты" Сергея Соколова, Лом-Али Гайтукаев мог быть причастен к преступлению.

26 июня 2009 года Военная коллегия Верховного суда России отменила оправдательный приговор и отправила дело на новое рассмотрение.