Крымск: приговор по делу о наводнении

Наводнение в Крымске оставило десятки людей без родных, без дома и без надежды на справедливость

Выездное заседание Абинского районного суда по делу о наводнении 6-7 июля 2012 года проходило в Крымске. Суд полностью удовлетворил требования обвинения. Трое бывших чиновников получили реальные сроки, одна – условный.

Бывшие чиновники в роли подсудимых

Бывшие глава администрации Крымского района Василий Крутько, мэр Крымска Владимир Улановский, исполняющий обязанности главы управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций Крымского района Виктор Жданов приговорены к отбыванию наказания в колонии-поселении на срок шесть лет, три с половиной года и четыре с половиной года соответственно. Условный срок три с половиной года получила Ирина Рябченко, которая прошлым летом была главой администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района.

Во время наводнения в Крымске в июле 2012 года погибло 156 человек. Все осужденные чиновники признаны виновными в халатности, поскольку не оповестили население о возможном наводнении.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Судья Владимир Макаренко - об обвинениях чиновников в халатности


Крутько и Улановский признаны виновными еще и в служебном подлоге, поскольку уже после катастрофы попытались исправить документацию так, чтобы представить все действия администрации правильными и своевременными.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Судья Владимир Макаренко - о вине Крутько, Рябченко и Улановского в служебном подлоге


Жданова признали виновным также в покушении на мошенничество при получении выплат.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Судья Владимир Макаренко - об обвинении Виктора Жданова в покушении на мошенничество


Защита подсудимых настаивала на оправдательных приговорах.

Все осужденные лишены права занимать должности в органах местного самоуправления на три года. Суд признал за потерпевшими право предъявлять гражданские иски.

Шеф-редактор вещающей в Крымске независимой радиостанции "Электрон-ФМ" Валерий Донской рассказал, что приговор суда и назначенное наказание никого в городе не удивили:

– Обвинительный приговор и назначенные подсудимым наказания ни для кого сюрпризом не стали, все здесь уже хотели, чтобы длящийся полгода процесс закончился, хотели услышать приговор и с чувством, что называется, выполненного долга разойтись по домам.

– В решении суда говорится, что за потерпевшими остается право предъявлять осужденным гражданские иски. В то же время мы не раз слышали, что в Крымске осужденных чиновников считают не более чем стрелочниками, на которых свалили вину краевые власти.

– Отчасти это так, например, накануне жители Нижней Баканки передали суду собранные ими подписи в поддержку Ирины Рябченко – об этом сообщил сам судья Владимир Макаренко. Что касается компенсаций, суд пока отклонял все подобные иски, но сейчас, когда процесс закончен, будут, наверное, предприниматься потерпевшими новые попытки наказать экс-чиновников материально. На это нужно время, людям понадобится также помощь юристов.

– Известно ли вам о планах кого-то из пострадавших при наводнении подать иски к краевым или федеральным властям?

– Пока такой информации нет, но события, наверное, будут еще развиваться.

Именно действия краевых властей, в первую очередь губернатора Александра Ткачева, в дни наводнения подвергались острой критике в Крымске и других пострадавших районах. Особенно запомнились слова Ткачева в ответ на вопрос одного из жителей Крымска – "Почему не оповестили людей?": "Мы что, должны были каждый дом обойти?" – сказал губернатор. Несмотря на это, Ткачев избежал каких-либо санкций или даже просто критики со стороны Владимира Путина.

Житель Крымска Валерий Кочергин, у которого во время наводнения серьезно пострадали родственники, рассказал Радио Свобода, что считает приговор справедливым, хотя уход чиновников более высокого уровня от ответственности его не радует. По мнению Кочергина, теперь власти Крымского и других районов Краснодарского края будут лучше чувствовать свою ответственность за действия во время чрезвычайных ситуаций:

– Тут начиная от Ткачева виноваты практически все, что уж тут говорить по большому счету. Да, они стрелочники. Надо было краевые службы еще брать. Почему наша местная администрация должна отдуваться за все это? Но с другой стороны, они проявили безответственность и виноваты, конечно.

– За прошедший год властям удалось с помощью выплаты компенсаций, с помощью вот этого суда подавить волну народного гнева в свой адрес или этот гнев все еще живет внутри людей?

– Возмущаются по-прежнему в основном те, у кого люди погибли, дети, родители, родственники… Они этого никогда не забудут. У меня в семье, слава богу, никто не утонул, не пропал без вести. Мы духом не падаем, восстанавливаемся потихонечку, что-то своими силами, где-то строителей нанимаем.

– Если, не дай бог, что-то подобное повторится, вы рассчитываете на то, что действия властей и спасателей будут более ответственными и профессиональными, а жертв удастся избежать?

Главы администраций – теперь там каждый боится за свое место, какое-то чувство страха у них теперь есть, да и ответственность возросла
– Ну, надеюсь такого уже не будет. Речку расширили, углубили, почистили, причем хорошо почистили, как я вижу, сирены проверяли, они работают. МЧС хорошо работает, главы администраций – теперь там каждый боится за свое место, какое-то чувство страха у них теперь есть, да и ответственность возросла. Но все-таки дай бог, чтобы такого больше не было.

Еще один судебный процесс по делу, связанному с наводнением, по-прежнему продолжается – в Крымском районном суде. Бывшая глава администрации Пригородного сельского поселения Надежда Курочкина также обвиняется в халатности во время наводнения и служебном подлоге после. Дело Курочкиной рассматривается в особом порядке, поскольку на предварительных слушаниях она признала свою вину.

Залитый водой Крымск

Катастрофическое наводнение 6-7 июля 2012 года затопило 7,2 тыс. жилых домов в городах Крымск, Геленджик, Новороссийск, а также в нескольких поселках Краснодарского края. Погибли 168 человек, из них 156 – в Крымском районе. Вода поднялась на несколько метров за несколько часов ночью, люди погибали в своих домах, застигнутые стихией во сне. Впоследствии все пострадавшие говорили, что не было не только предварительного оповещения о возможном наводнении, но и сигнала тревоги, когда катастрофичность развития событий стала очевидна. В Росгидромете пришли к выводу, что причиной резкого подъема воды стали проливные дожди, а также замусоренное русло реки Адагум в пределах Крымска.