"Хрюшам" 5 млн. Солдатским матерям – 0,5 млн

Скоро будут обнародованы результаты конкурса на распределение президентских грантов на поддержку НКО
28 августа станут известны результаты конкурса на распределение президентских грантов на поддержку некоммерческих организаций. В этом году Владимир Путин распорядился выделить на НКО более 2 миллиардов рублей из федерального бюджета.

Распределением средств на поддержку некоммерческого сектора занимаются Российский союз молодежи, общество "Знание", Институт социально-экономических и политических исследований, Институт проблем гражданского общества, Национальный благотворительный фонд и Лига здоровья нации.
Средняя сумма гранта составляет около 3 миллионов рублей. Как сообщает газета "Ведомости", относительно крупные гранты получат социальные проекты движения "Наши". На проект "Стопхам" будет выделено 4 миллиона рублей, на проект "Хрюши против" – 5 миллионов. Институт евразийских исследований получит 9,5 миллионов рублей на проект "Великая победа, добытая единством: роль народов Кавказа в освобождении блокадного Ленинграда".

Президентские гранты также достанутся некоторым правозащитным организациям, в том числе тем, на которые оказывалось давление в связи с законом об иностранных агентах. Аналитический центр Юрия Левады получит почти 3 миллиона рублей на изучение потенциала участия граждан в решении социальных проблем. По словам директора "Левада-центра" Льва Гудкова, это очень незначительная сумма по сравнению с грантами, которые выделяют на подобные проекты иностранные фонды:

"У нас несколько таких иностранных источников. Первый – это гранты, которые мы получали от трех основных фондов – Фонда Сороса, Фонда Макартуров и Фонда Форда. На один проект, который длился несколько лет, – мониторинг социально-экономических процессов в стране. Годовое финансирование составляло примерно 220 тысяч долларов. Только на один проект. Проект, под который мы ждем деньг, – это где-то тысяч 75-80. Я не знаю точно, сколько они выделят нам. Так что даже от одного проекта – это только треть. А у нас были еще и другие проекты, и партнерство с иностранными университетами, плюс деньги, которые мы сами зарабатывали, выполняя какие-то заказы коммерческих фирм, и пускали их на наши собственные исследования. В целом бюджет был довольно значительным. Он попадал под эту самую статью об иностранных агентах. Отказываться от этого мы не можем и не будем. Но финансирование от президентской администрации или от президентских фондов все-таки позволит нам провести одно исследование по гражданскому обществу, по активности доверия к институтам и прочее. Всех проблем, естественно, это не решает, поскольку это будет очень незначительная часть нашего бюджета".

Лев Гудков


500 тысяч рублей получат "Солдатские матери Санкт-Петербурга", полтора миллиона – орловское отделение организации, 1,2 миллиона – Союз комитетов солдатских матерей России. Небольшие гранты получат региональные отделения движения "Мемориал". Тульское отделение получит 300 тысяч рублей, ивановское – 500 тысяч.

Лев Гудков предполагает, что на выделение президентских грантов независимым организациям могла повлиять реакция российских и иностранных правозащитников на закон об НКО:

"Скандал с этими НКО получился грандиозный, он вызвал сильнейшую реакцию на Западе. Обращение с протестом против преследования "Левада-центра", только одной организации, на Западе подписали почти 15 тысяч ученых, историков, экономистов, правоведов, социологов, политологов, там были еще и журналисты, гуманитарии и прочее. Колоссальная цифра! И чтобы как-то снять, в будущем, видимо, волну протестов, решили дать не только своим приближенным компаниям, но и независимым центрам исследовательским. Прежде всего, конечно, волна протеста была на Западе, но она и в России была очень значительной. Письмо Чепуренко, декана социологического факультета Высшей школы экономики, подписало 3,5 тысячи человек. Совершенно беспрецедентная вещь. Поэтому явно совершенно ощущая это раздражение и недовольство, особенно в кругах интеллектуальных, культурных, нынешняя администрация решила как-то отреагировать на него и немножко скрасить ситуацию. Проблему это не решит. Мы все равно оказываемся подвешенными под прокурорской проверкой. В любой момент нам могут предъявить претензии о занятии не научной, а политической деятельностью, тем самым, всякого рода санкции выставить. Но все равно должен сказать, что я рад даже таким деньгам, поскольку мы можем все-таки какую-то часть наших идей, научных проектов реализовать".

Правозащитник Лев Пономарев подавал заявки на гранты от движения "За права человека" и фонда "В защиту прав заключенных" и рассчитывает получить финансирование на оба проекта.

"Один грант я выполняю третий год уже – от движения "За права человека". Называется он "Гражданский омбудсмен" и направлен на работу по всей стране. Работа по всем направлениям, связанная с защитой прав человека. За первый год мы отчитались, попросили второй раз побольше, нам дали. Сейчас мы за полгода отчитались тоже. Никаких замечаний к нам нет. Давления я никакого не испытываю, к счастью. Поэтому, я надеюсь, что и на третий год нам должны дать.

Лев Пономарев

Второй проект очень актуальный – это трудоустройство заключенных. Это от фонда "В защиту прав заключенных". Мы впервые в стране разработали алгоритм и, что самое главное, претворяем его в жизнь. Мы договорились с работодателями крупных строительных компаний, которые сказали: "Да, нам нужны заключенные" – и дали нам заявки, причем, специализированные заявки. Там написано, какие рабочие им нужны, по какой специальности. Дальше мы договорились с руководством ФСИН, чтобы они направили некую инструкцию во все российские колонии, приказ – его подписал Корниенко – что надо взаимодействовать с нашим фондом, чтобы они вывесили наши анкеты, чтобы заключенные до того, как выйдут на свободу, заполняли анкеты и откликались на те предложения, которые делают работодатели. Еще до того, как заключенный выйдет наружу, мы замыкаем работодателя и человека, ищущего себе работу. Дальше мы следим, чтобы эта цепочка работала".

Движение "За права человека" может получить не только президентский грант, но и новый офис в центре Москвы. По словам Льва Пономарева, сейчас готовится постановление правительства Москвы о передаче в безвозмездное пользование помещения на Каланчевской улице. Прежний офис движения "За права человека" располагался в Малом Кисловском переулке. Правозащитникам пришлось освободить это помещение в июне по требованию московской мэрии.