Все зависит от нас

Тысячи наблюдателей собираются 8 сентября следить за тем, чтобы выборы мэра Москвы прошли без нарушений. Как проходила подготовка наблюдателей, почему люди хотят следить за ходом выборов и есть ли основания опасаться подтасовки результатов?

Илья Мищенко, руководитель программы подготовки наблюдателей НПО "Гражданин наблюдатель":

– Наблюдательские объединения очень слаженно и скоординировано работали при подготовке к наблюдению на выборах мэра Москвы. У нас параллельно люди записываются и попадают в единую систему районных и окружных координаторов по Москве. Где бы человек ни записался – у "Гражданина наблюдателя", у СОНАРа, у "ГОЛОСА" или у "Росвыборов", – с ним будет работать определенный человек в зависимости от территории или координатор мобильных групп, если человек идет с мобильной группой. Соответственно, и в обучении тоже у нас была слаженная система. Подготовка завершается скоординированной выдачей документов наблюдателям, чтобы они пошли на участки. Вся эта работа – продолжение зимней кампании, когда мы набирали людей в участковые комиссии. Много из людей, которые ранее были наблюдателями, сейчас являются членами комиссии с правом решающего голоса.

В Москве, я думаю, практически не останется ни одного участка, где не будет хотя бы одного наблюдателя. Может быть, какие-нибудь самые отдаленные, мелкие. Естественно, будут покрыты и территориальные комиссии. Примерно около 6 тысяч у "Гражданина наблюдателя". С учетом всех организаций, всех партий, которые отдельно расставляют, мы набираем 2-3 человека на участок. В Московской области цифра меньше. Все-таки основное внимание на Москву. Тем не менее, Московская область тоже организует заметное наблюдение на выборах губернатора.

– Проблемы, с которыми могут столкнуться наблюдатели? О чем вы их предупреждали? Какие попытки нарушений их могут ждать?

В Москве практически не останется ни одного участка, где не будет хотя бы одного наблюдателя
– Мы надеемся на то, что не увидим в Москве очень грубых явных нарушений. Власти, видимо, побаиваются продолжения протестов, поэтому не хотят делать самых глупых ошибок. Мы предупреждаем наблюдателей о повышенной роли голосования на дому, о том, что составляют собесы большие списки, пытаются подавать их в комиссии. Для Москвы делается такая витрина, что это как бы честные выборы. Тем не менее, мы ожидаем массу традиционных процедурных нарушений, нарушений в подсчете голосов. Все эти процедуры, казалось бы, не влияют на результат, но зачастую это не так. Мы ожидаем также проблем со списком избирателей – какой человек может быть туда включен или исключен, по каким основаниям. Резиновые квартиры, карусели – я думаю, что такие случаи встречаться будут. Это такое скрытое нарушение, сложно выявляемое, но очень любимое организаторами фальсификаций.

– Как должны себя вести избиратели, чтобы их голос был учтен в соответствии с их гражданской волей?

– Самое главное оружие избирателя – это прийти на участок и проголосовать, то есть выбрать своего кандидата. Даже если все кандидаты не нравятся, то выбрать меньшее из зол. Это самое главное. Потому что наблюдатели могут защитить реальные голоса избирателей. Если избиратели не приходят, то никакие наблюдатели не защитят этот результат. Мы понимаем, что административный ресурс как-то задействуется. Бюджетники, чиновники и т. д. все придут на участки. Хотелось бы, чтобы пришли и граждане, чтобы волеизъявление было репрезентативным, соответствовало реальным чаяниям москвичей, внесло какие-то изменения в нашей стране и в нашем городе.

– Почему вы этой деятельностью занимаетесь?

Илья Мищенко

– Я давно в общественной деятельности – с 2007 года. Так сложилась моя жизнь, что я стал членом территориальной комиссии с правом решающего голоса, все глубже и глубже погружался в эту тему. У меня хорошо получается читать лекции. Я стал координатором группы по обучению в "Гражданине наблюдателе". Это очень полезная вещь. Кто-то может назвать это хобби, но это хобби, которое приносит пользу обществу.

– Сравните, пожалуйста, настроение, с которым вы обучали сейчас молодых наблюдателей, и ситуацию накануне выборов 2011-2012 годов. Что-то изменилось?

Для Москвы делается такая витрина, что это как бы честные выборы
– Конечно, изменилось. Настроение людей перед думскими выборами было амбивалентное, неясное. Потому что последние выборы были давно, они были очень тяжелыми – это была Мосгордума, с очень крупными фальсификациями. Понятно, что очень много времени утекло с тех пор. Гайки закручивались. Не было полной ясности, чего же ждать. Мы увидели, что получилось. Плюс тогда было не так много людей. "Гражданин наблюдатель" начинал с того, что на думских выборах нас было порядка полтысячи человек, люди, многие из которых не были наблюдателями, делали это впервые. После этого, а уж тем более после президентских выборов, появилось много новых людей, которые уже имеют опыт. Они сами обучают, сами занимаются организацией наблюдения. В 2012 году появились новые организации – "Росвыборы", СОНАР, "Наблюдатели Петербурга". Когда много людей, проще и веселее работать в коллективе.

Павел Голубев, искусствовед, член участковой комиссии с правом решающего голоса:

Павел Голубев

– В ходе протестной кампании 2011 - 2012 гг., в которой я активно участвовал, мне окончательно стало ясно, что демократические преобразования в России не могут быть достигнуты исключительно посредством выборов. Однако, если мы хотим перемен, необходимо постоянно оказывать давление на власть. Я стал членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса потому что это, как мне представляется, это – один из способов такого давления. Ведь УИК – место, где гангрена лжи, лицемерия и коррупции, которую представляет собой господствующий в России режим, соприкасается со здоровой еще плотью.

Мария Гусарова, журналист, наблюдатель:

Мария Гусарова

– В целом довольной своим районом Сокол, мне хотелось выяснить, во всех ли сферах у меня "дома" порядок, поэтому зимой 2012 года я записалась в наблюдатели и отправилась на УИК. Летом 2013 года вопрос о наблюдательстве уже не стоял. Москва – это тоже мой дом, только с дополнительными этажами и пристройками других районов. И я отвечаю за чистоту на своей территории. PS: На президентских выборах на моем участке победил самый юный кандидат с отрывом в 30 голосов от нынешнего главы государства.



Виктория Ивлева, фотограф, член участковой комиссии с правом решающего голоса:

– Я сознательно пошла работать в участковую избирательную комиссию, потому что я не верю власти. Это и есть самая большая наша проблема – государство не дружит с народом, а народ не дружит с государством и ждет от него всяких козней. Я устала видеть людей, которые считают, что от них ничего не зависит, я

Виктория Ивлева

устала слышать фразу "Без нас все уже решено!". Я не хочу жить в обреченной стране, я хочу ее менять. Дважды я была наблюдателем на выборах и совершенно уверена – мы смогли противостоять некоторым недостойным действиям членов избирательных комиссий. Я вижу, как постепенно – и, кстати, достаточно быстро – увеличивается все-таки количество людей, которые знают, что все зависит от нас. В этом есть и частица моей работы. Так я понимаю служение своей стране. Возможно, я наивный романтик, но лучше быть наивным романтиком, чем Владимиром Путиным.