Сентябрь 2013 года напоминает сентябрь 1938 года. Если бы 75 лет назад Англия и Франция не уступили бы Гитлеру, а устроили бы ковровую бомбежку Германии – не всей, а военных заводов – не было бы Второй мировой, может, и до Хиросимы с Нагасаки не дошло бы. Если сейчас не уступать Асаду, а устроить…
Не надо ничего устраивать! Очень неловко говорить в унисон со всякими фальшивыми миротворцами, которые всего лишь исповедуют двойную мораль ("хорошо, когда я бомблю, плохо, когда бомбят меня или моих клиентов"). Однако, в отличие от меда, который хорош и безопасен только настоящим, даже фальшивый мир – настоящий. От него по-настоящему не умирают.
Позвольте, но разве такой фальшивый мир не есть просто откладывание проблемы, ведущее к ее прямому обострению? Если вовремя не вырезать воспалившийся аппендикс, то уже и вырезать будет не у кого. Ну да, всякий милитаризм, всякая агрессивность начинаются с того, что человека, которого хотят убить, исключают из числа людей. Сравнивают с аппендиксом, с тараканом, с бесом.
Мюнхенcкий сговор – дитя Версальского договора. Грабеж и унижение разгромленной Германии – вот ошибка, а вовсе не то, что этот грабеж и это унижение не были доведены до логического конца. "Логический конец" – это взять и решить немецкий вопрос раз и навсегда. Мужчин в газовые камеры и крематорий, женщин и детей разделить и сослать в разные тропические страны, а на освободившемся месте создать какое-нибудь новое государство для особо ущемленной нации – например, для армян. Или для белоэмигрантов.
Мало кто помнит, что после Второй мировой был и проект превращения Германии в аграрную страну. Нечто вроде лоботомии, "Заводной апельсин" для целого народа.
Если бы в сентябре 1938 года Англия и Франция начали войну с Германией,
ничего бы не изменилось – просто Вторая мировая война началась бы на год раньше. Течение ее и результат были бы такими же, какими они оказались в реальной истории. Между прочим, нынешняя трагедия в Сирии – результат в огромной степени исхода именно Второй мировой войны, когда французские и прочие политики нашли, как им казалось, чудный способ "контролировать ситуацию" в бывших колониях: провести границы так, чтобы ни одно правительство не чувствовало себя уверенно в условиях вечных этнических конфликтов, и пусть правит какое-нибудь меньшинство вроде алавитов аль-Асадов. Меньшинство всегда будет вынуждено прислушиваться к Западу внимательнее, чем большинство.
Что ж, нет выхода? Версаль от Мюнхена отделен двадцатью годами, не повернешь же, и не исправить сделанных шесть десятилетий назад ошибок в Сирии? Поздно пить боржоми, когда почки отвалились? Так вот, человечность – не почки и не аппендикс, человечность – сам человек. "Наносить удар по Сирии" – новояз, а реально: "убить нескольких человек, чтобы спасти многих". Но убивать во имя спасения – означает всего лишь убивать. А что ж – прощать? Да нет, почему ж. Но, прежде всего, показать сирийцам наглядно то, что там, видимо, с обоих сторон не понимают (кстати, как и в России) – человеческая жизнь абсолютна, она выше всего. Ни для свержения аль-Асада, ни для защиты аль-Асада убивать никого нельзя. А что можно? Очередную блокаду – чтобы дети без антибиотиков умирали? Бесконечно бинтовать чужих раненых?
Как там в анекдоте? Муж пьяный в полночь звонит в дверь, жена открывает и спрашивает: "Где ты был?" – "Мань, ты умная, придумай сама что-нибудь", – отвечает обессиленный супруг. Вы, господа политики и генералы, знаете про Сирию все (и даже больше, судя по отдельным высказываниям). Вот и придумайте что-нибудь, но в жестких рамках – без убийства, как посредством дронов, так и без оных. Иначе все вскрики по поводу уже бывших жертв окажутся лишь прелюдией к куда большим жертвам. План Маршалла, план Полковникка, план Сержантта – все равно, лишь бы не план унижения, разрушения, "проучивания", а план мира. Почти наверное, это труднее, дольше и разорительнее. Так вы ведь все нобелевские лауреаты мира, так-перетак, потрудитесь. История вас не забудет, а особенно вас будут помнить те люди, которые погибли бы в результате "ограниченных ударов", но, хочется надеяться, не погибнут.
Яков Кротов – священник Украинской Автокефальной Православной Церкви (обновленной), автор и ведущий программы РС "С христианской точки зрения"
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции РС.
Не надо ничего устраивать! Очень неловко говорить в унисон со всякими фальшивыми миротворцами, которые всего лишь исповедуют двойную мораль ("хорошо, когда я бомблю, плохо, когда бомбят меня или моих клиентов"). Однако, в отличие от меда, который хорош и безопасен только настоящим, даже фальшивый мир – настоящий. От него по-настоящему не умирают.
Позвольте, но разве такой фальшивый мир не есть просто откладывание проблемы, ведущее к ее прямому обострению? Если вовремя не вырезать воспалившийся аппендикс, то уже и вырезать будет не у кого. Ну да, всякий милитаризм, всякая агрессивность начинаются с того, что человека, которого хотят убить, исключают из числа людей. Сравнивают с аппендиксом, с тараканом, с бесом.
Мюнхенcкий сговор – дитя Версальского договора. Грабеж и унижение разгромленной Германии – вот ошибка, а вовсе не то, что этот грабеж и это унижение не были доведены до логического конца. "Логический конец" – это взять и решить немецкий вопрос раз и навсегда. Мужчин в газовые камеры и крематорий, женщин и детей разделить и сослать в разные тропические страны, а на освободившемся месте создать какое-нибудь новое государство для особо ущемленной нации – например, для армян. Или для белоэмигрантов.
Мало кто помнит, что после Второй мировой был и проект превращения Германии в аграрную страну. Нечто вроде лоботомии, "Заводной апельсин" для целого народа.
Если бы в сентябре 1938 года Англия и Франция начали войну с Германией,
"Наносить удар по Сирии" – новояз, а реально: "убить нескольких человек, чтобы спасти многих"
Что ж, нет выхода? Версаль от Мюнхена отделен двадцатью годами, не повернешь же, и не исправить сделанных шесть десятилетий назад ошибок в Сирии? Поздно пить боржоми, когда почки отвалились? Так вот, человечность – не почки и не аппендикс, человечность – сам человек. "Наносить удар по Сирии" – новояз, а реально: "убить нескольких человек, чтобы спасти многих". Но убивать во имя спасения – означает всего лишь убивать. А что ж – прощать? Да нет, почему ж. Но, прежде всего, показать сирийцам наглядно то, что там, видимо, с обоих сторон не понимают (кстати, как и в России) – человеческая жизнь абсолютна, она выше всего. Ни для свержения аль-Асада, ни для защиты аль-Асада убивать никого нельзя. А что можно? Очередную блокаду – чтобы дети без антибиотиков умирали? Бесконечно бинтовать чужих раненых?
Как там в анекдоте? Муж пьяный в полночь звонит в дверь, жена открывает и спрашивает: "Где ты был?" – "Мань, ты умная, придумай сама что-нибудь", – отвечает обессиленный супруг. Вы, господа политики и генералы, знаете про Сирию все (и даже больше, судя по отдельным высказываниям). Вот и придумайте что-нибудь, но в жестких рамках – без убийства, как посредством дронов, так и без оных. Иначе все вскрики по поводу уже бывших жертв окажутся лишь прелюдией к куда большим жертвам. План Маршалла, план Полковникка, план Сержантта – все равно, лишь бы не план унижения, разрушения, "проучивания", а план мира. Почти наверное, это труднее, дольше и разорительнее. Так вы ведь все нобелевские лауреаты мира, так-перетак, потрудитесь. История вас не забудет, а особенно вас будут помнить те люди, которые погибли бы в результате "ограниченных ударов", но, хочется надеяться, не погибнут.
Яков Кротов – священник Украинской Автокефальной Православной Церкви (обновленной), автор и ведущий программы РС "С христианской точки зрения"
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции РС.