Четырнадцатиметровая скульптура чешского художника Криштофа Кинтеры установлена на месте, где семь лет назад погиб гражданский активист и велосипедист Ян Боухал, выступавший за появление в городе развитой сети велосипедных дорожек. Боухал верил, что по городу быстрее и проще перемещаться пешком, на велосипеде и в общественном транспорте, чем на автомобиле.
Как член небольшой общественной организации Oživení Боухал координировал инициативную группу Auto*mat, которая в сотрудничестве с городскими властями разрабатывала план увеличения числа пеших и велосипедных зон в Праге. Боухал часто принимал участие в манифестациях за права велосипедистов: сотни людей собирались вместе и ездили по центру города на велосипедах.
Однако ему так и не удалось добиться того, чтобы хотя бы в центральных районах Праги появились выделенные полосы для тех, кто предпочитает два колеса четырем. В 2006 году Боухал по нелепой случайности погиб под колесами автомобиля – символическая смерть для велосипедиста. Теперь на месте трагедии стоит четырнадцатиметровый фонарь, к которому прикреплен спортивный велосипед, направляющийся в небо. Фонарь – необычный: вместо одной лампы – четыре, и они освещают место дорожно-транспортного происшествия со всех сторон. При сильных порывах ветра конструкция начинает вертеться.
Эта скульптура будет напоминать не только о смерти Боухала, но и других велосипедистов, погибших под колесами автомобилей: с 2007 года в Праге зарегистрировано три смертельных случая, 80 человек получили серьезные ранения после столкновения с автомобилями. Инициатива Боухала живет до сих пор: неудобный перекресток, на котором он погиб, недавно был переделан так, чтобы его без последствий могли проезжать и велосипедисты. Теперь, когда в Праге начинается перестройка тротуаров и проезжих частей, стараются предусмотреть и велосипедные дорожки.
Автор скульптуры Bike to Heaven чешский художник Криштоф Кинтера надеется, что его работа заставит задуматься о способах безопасного передвижения в городском пространстве.
– Шесть лет назад был объявлен конкурс на памятник на месте гибели Яна Боухала. 16 художников подали заявки, в числе проектов было и мое предложение. Конкурс выиграл художник Давид Черный. Его проект был очень натуралистичным: он предлагал сделать из бронзы силуэт человека, по которому проезжали бы автомобили. По нескольким причинам реализовать эту идею не удалось, было решено временно на этом месте не устанавливать памятник. Недавно ко мне обратились представители инициативной группы Auto*mat. Им понравилось мое решение, и они предложили финансировать памятник. Когда я работал над эскизом, меня вдохновили так называемые Ghost Bikes, велосипеды-призраки. Это импровизированные памятники, которые появляются на местах аварий, где погибли велосипедисты. Велосипеды погибших устанавливают на месте столкновения, предварительно выкрасив их в белый цвет. Так делают по всему миру.
Мне хотелось, с одной стороны, развить эту идею и добавить в нее великолепия, даже немного неземного присутствия. С другой стороны, я стремился, чтобы всем было ясно, о чем идет речь. Надеюсь, что идея велосипеда, едущего в небо, легко читается. Но у меня была и другая задача – чтобы памятник не стоил слишком дорого, поскольку его финансировало общественное движение. Так, собственно, я и размышлял при подготовке проекта. Еще я исходил из того, что фонарь на этом месте стоял и до трагической гибели. Он – немой свидетель случившегося. Мне показалось интересным поиграть с этой привычной городской вертикальной конструкцией, и я просто прикрепил к столбу велосипед. Мне все говорят, что по форме этот фонарь напоминает другой мой памятник, под Нусельским мостом, откуда часто сбрасывались самоубийцы. В Нусле я перевернул лампу фонаря вверх, к звездам – так, чтобы свет освещал мост, а не пространство под ним. Но у этого есть простое объяснение: оба эти памятника я придумал в одно и то же время, я в ту пору много работал как раз с фонарями и городскими вертикалями. По стечению обстоятельств оказалось, что оба памятника напоминают о смерти, – рассказал чешский скульптор Криштоф Кинтера.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
Как член небольшой общественной организации Oživení Боухал координировал инициативную группу Auto*mat, которая в сотрудничестве с городскими властями разрабатывала план увеличения числа пеших и велосипедных зон в Праге. Боухал часто принимал участие в манифестациях за права велосипедистов: сотни людей собирались вместе и ездили по центру города на велосипедах.
Однако ему так и не удалось добиться того, чтобы хотя бы в центральных районах Праги появились выделенные полосы для тех, кто предпочитает два колеса четырем. В 2006 году Боухал по нелепой случайности погиб под колесами автомобиля – символическая смерть для велосипедиста. Теперь на месте трагедии стоит четырнадцатиметровый фонарь, к которому прикреплен спортивный велосипед, направляющийся в небо. Фонарь – необычный: вместо одной лампы – четыре, и они освещают место дорожно-транспортного происшествия со всех сторон. При сильных порывах ветра конструкция начинает вертеться.
Эта скульптура будет напоминать не только о смерти Боухала, но и других велосипедистов, погибших под колесами автомобилей: с 2007 года в Праге зарегистрировано три смертельных случая, 80 человек получили серьезные ранения после столкновения с автомобилями. Инициатива Боухала живет до сих пор: неудобный перекресток, на котором он погиб, недавно был переделан так, чтобы его без последствий могли проезжать и велосипедисты. Теперь, когда в Праге начинается перестройка тротуаров и проезжих частей, стараются предусмотреть и велосипедные дорожки.
Автор скульптуры Bike to Heaven чешский художник Криштоф Кинтера надеется, что его работа заставит задуматься о способах безопасного передвижения в городском пространстве.
Мне хотелось, с одной стороны, развить эту идею и добавить в нее великолепия, даже немного неземного присутствия. С другой стороны, я стремился, чтобы всем было ясно, о чем идет речь. Надеюсь, что идея велосипеда, едущего в небо, легко читается. Но у меня была и другая задача – чтобы памятник не стоил слишком дорого, поскольку его финансировало общественное движение. Так, собственно, я и размышлял при подготовке проекта. Еще я исходил из того, что фонарь на этом месте стоял и до трагической гибели. Он – немой свидетель случившегося. Мне показалось интересным поиграть с этой привычной городской вертикальной конструкцией, и я просто прикрепил к столбу велосипед. Мне все говорят, что по форме этот фонарь напоминает другой мой памятник, под Нусельским мостом, откуда часто сбрасывались самоубийцы. В Нусле я перевернул лампу фонаря вверх, к звездам – так, чтобы свет освещал мост, а не пространство под ним. Но у этого есть простое объяснение: оба эти памятника я придумал в одно и то же время, я в ту пору много работал как раз с фонарями и городскими вертикалями. По стечению обстоятельств оказалось, что оба памятника напоминают о смерти, – рассказал чешский скульптор Криштоф Кинтера.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"