Париж и Москва не договорились по Сирии

Министры иностранных дел Франции и России Лоран Фабиус и Сергей Лавров

Переговоры Сергея Лаврова и Лорана Фабиуса подтвердили разногласия России и Франции по сирийской проблеме
Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус провел в Москве переговоры по сирийской проблеме со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Фабиус пытался убедить российское руководство ужесточить свою позицию в отношении нынешнего режима в Сирии в ответ на использование химического оружия против мирного населения.

Франция, вместе с другими постоянными членами Совета Безопасности ООН – США и Великобританией, настаивает на принятии жесткой резолюции, которая бы четко указывала на возможность иностранного военного вмешательства в Сирии в случае, если режим нынешнего президента этой страны Башара Асада не будет соблюдать заключенное в Женеве российско-американское соглашение о передаче под контроль ООН сирийских запасов химического оружия.
Вашингтон, Лондон и Париж абсолютно уверены: свидетельства, собранные в Сирии экспертами ООН, доказывают, что 21 августа в пригороде Дамаска химическое оружие применялось именно правительственными войсками. Эту точку зрения подтвердил в Москве и Лоран Фабиус:

– Если говорить о докладе главы инспекторов ООН Селлстрема, то мы считаем, что этот доклад, как сказал и Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, – очень обличительный документ. Если мы проанализируем, какое количество зарина было использовано, цели, необходимое для этого оборудование и другие аспекты, то у нас не останется сомнений в том, что за атаками 21 августа стоит сирийский режим.

Сергей Лавров после переговоров с Фабиусом, отвечая на вопрос французских журналистов, в свою очередь выразил предположение, что 21 августа имела место провокация, направленная на дискредитацию режима Асада. Ранее глава российского МИД заявил, что страны Запада, настаивающие на принятии резолюции Совета Безопасности ООН по Сирии уже до конца этой недели, по его мнению, неверно истолковывают сложившуюся ситуацию и демонстрируют "отсутствие понимания" смысла соглашения, подписанного в минувшую субботу им и государственным секретарем США Джоном Керри. Сама работавшая на сирийской территории экспертная команда ООН, согласно ее мандату, должна была зафиксировать факт применения химического оружия, но не делать выводов о том, кто именно его применял.

... Если говорить о докладе главы инспекторов ООН Селлстрема, то мы считаем, что этот доклад, как сказал и Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, – очень обличительный документ. Если мы проанализируем, какое количество зарина было использовано, цели, необходимое для этого оборудование и другие аспекты, то у нас не останется сомнений в том, что за атаками 21 августа стоит сирийский режим


Французскому министру иностранных дел предстоит также поездка в Китай – еще одну страну, обладающую правом вето в Совете Безопасности и выступавшую до сих пор против принятия жесткой резолюции ООН по Сирии.

Независимые эксперты выражают большие сомнения в том, что план ликвидации сирийского химического оружия, принятый в Женеве, вообще выполним. В соответствии с этим соглашением все запасы такого оружия в Сирии должны быть ликвидированы к середине 2014 года. Эксперт по химическим вооружениям, бывший сотрудник Организации "За запрет химического оружия" Рольф Траппе сомневается, что это даже теоретически возможно. Траппе отмечает, однако, что не может делать точного прогноза, так как не обладает достаточной информацией об объеме запасов, местах хранения и видах химоружия, находящегося в Сирии.

Бывший инспектор ООН Дитер Рутбахер, в свою очередь, с большим сомнением относится к возможности отправки этих вооружений за пределы сирийской территории для их последующей ликвидации. По его словам, существуют специальные контейнеры, в которые можно погрузить снаряды, их можно перевозить. Но с точки зрения логистики это представляется еще более сложным, чем ликвидация на месте.

Эксперты единодушны в том, что строительство заводов по уничтожению химического оружия в Сирии возможно только при условии полного сотрудничества как со стороны правительственных войск, так и со стороны оппозиции. Что само по себе крайне маловероятно.

Рольф Траппе не исключает при этом, что на первом этапе речь будет идти не столько о ликвидации химического оружия, сколько о выведении его из строя:

– Конечно, существуют методы выведения оружия из строя, что делает его непригодным для применения. По крайней мере, на какое-то время. К примеру, если речь идет о ракетном снаряде, наполненном ядовитым газом, то можно сделать так, что им нельзя будет выстрелить, можно сломать двигатель у этого снаряда. Так что, я думаю, придется подключать немного фантазии, чтобы создать ситуацию, когда запасы какое-то время нельзя будет использовать, а окончательное решение проблемы отложить на потом.

После Второй мировой войны запасы химического оружия, принадлежавшие нацистам, американские войска утопили в море. Иракское химическое оружие специалисты ООН сжигали на открытых пространствах. Оба этих метода считаются сейчас международным сообществом неприемлемыми. В то же время, уничтожение химоружия методом, считающимся самым безопасным, растягивается на многие годы. В Соединенных Штатах оно длится уже 28 лет и до сих пор не закончено. В процессе уничтожения применяются специальные печи, а продукты горения затем фильтруются, чтобы предотвратить попадание вредных веществ в атмосферу.

Мировые средства массовой информации сегодня обращают внимание на появившийся в интернете видеоролик, на котором человек, свободно говорящий на фарси, как предполагается, руководит действиями верных режиму Асада вооруженных отрядов во время боевой операции.



Видеозапись предположительно произведена в Алеппо и попала в руки повстанцев при захвате военного лагеря. В случае, если будет подтверждена подлинность видеозаписи, то она может стать доказательством того факта, что иранские военнослужащие непосредственно участвуют в боевых действиях в Сирии, что официальный Тегеран до сих пор отрицал. Иран настаивал, что лишь предоставляет Сирии помощь, поставляя туда вооружение и гуманитарные грузы, а также посылая военных советников. Участие иранских военных в боевых операциях идет вразрез с заявлениями иранских официальных лиц, в том числе и нового президента Хасана Рухани, о желании добиться урегулирования сирийского конфликта дипломатическими методами.